Главная / Интервью

Хроника дня

Александр Самсон: «Открытость, честность, совесть — составляющие внутренней свободы человека…»

Основатель легендарной одесской арт-фолк-группы «Продаётся Солнце!» — о музыкальной молодости, самоотверженных перкуссионистках, внезапных и странных альбомах, магических репетиционных ритуалах и электронных экспериментах, пьяном дебоше в музее, Егоре Летове, танцующих детях и ловушках разума.

Александр Самсон: «Открытость, честность, совесть — составляющие внутренней свободы человека…»

— Как начиналась ваша творческая деятельность? Что служило вдохновением на первых порах?

— Первый раз взял в руки гитару в десятом классе — вместе с другом Витей Мазуром мы тогда по-настоящему увлеклись русским роком. А папа, можно сказать, плотно подсадил нас на это дело — купил мне собственный инструмент, не ахти какой, но всё же! И многозначительно добавил, что вот, дескать, начало положено, а на более серьёзную гитару уже зарабатывай сам!

Потом поступил в Политех, на гуманитарный факультет — весь период обучения проходил под музыкальными знамёнами. Каждую неделю ходили с Витей в магазин «Диски и кассеты» на Филатова и за 7-8 гривен покупали кассеты с самой различной музыкой: на это уходили все наши карманные деньги, как выпрошенные у родителей, так и заработанные в поте лица честным трудом — собиранием бутылок и макулатуры. Всё свежеприобретённое отвозилось домой и тщательно прослушивалось: решали, нравится нам такая музыка или нет, думали, впитывали, развивали свои вкусы и предпочтения. Если нужной кассеты не оказывалось на месте — приходилось ехать в центральный магазин сети, располагавшийся на углу Греческой и Ришельевской. Правда, это было накладно: минимум 2 гривны на дорогу, значит, на кассету могло уже и не хватить.

В общем, весело было: первые музыкальные опыты сильно повлияли на всю последующую нашу деятельность — до сих пор вот играем. Я впоследствии больше ушёл в рок, а Витя стал довольно известным бардом: пишет сильные тексты, выступает с концертами в России и Украине, постоянно записывает новые альбомы.

Александр Самсон: «Открытость, честность, совесть — составляющие внутренней свободы человека…»
Виктор Мазур

 — Расскажите об основных этапах становления группы «Продаётся Солнце!». Кто из участников оказал наибольшее влияние на развитие коллектива?

— Первый состав собрался в 2007 году — кстати, сейчас десять лет исполняется, думаем, что по этому поводу придумать — как-никак юбилей! В те времена у всех на устах был форум rock.od.ua — не знаю, функционирует ли он сейчас или нет: с его помощью я, собственно, и нашёл первых двоих музыкантов. Басист Гриша Блайда оказал на меня огромное воздействие в плане музыки, дал серьёзный стимул к дальнейшему творчеству, а скрипачка Катя Кириленкова, которой тогда было лет 14, наоборот, бралась в группу на свой страх и риск — она тогда ещё мало что умела, как, впрочем, и мы сами. Но за следующие три года научилась действительно здорово играть, так что впоследствии выступала со множеством одесских команд — в частности, с яркими и эпатажными ребятами из «Какахи». Третий по счёту басист, Андрей Лыс, в один прекрасный день пришёл и остался всерьёз и надолго: мы очень много пережили вместе — помогали друг другу, поддерживали, подсказывали, ездили на гастроли, он тоже достаточно сильно повлиял на меня в сфере творчества. Потом, правда, ушёл в семью, сейчас воспитывает дочь, — и я прекрасно его понимаю, поэтому официально в составе группы он, как в общем-то, и все остальные участники, пребывает по сей день.

Александр Самсон: «Открытость, честность, совесть — составляющие внутренней свободы человека…»
Григорий Блайда

С другим замечательным человеком и талантливым музыкантом — скрипачкой Дианой Михалевич — я вообще познакомился на улице: предложил поиграть вместе, она согласилась, и уже через два дня мы дали грандиозный концерт! На счету Дианы — много аранжировок к песням, достаточно солидный вклад в музыкальную составляющую группы. Ей очень нравилось играть с нами, ну а мы, со своей стороны, серьёзно расширили её кругозор — до этого она выступала на улицах в каких-то сборных солянках, с другими скрипачами и виолончелистами. А спустя год совместной деятельности уехала во Францию, поступила в Парижскую академию искусств, сейчас играет совершенно безумную по уровню сложности и мастерства музыку — классику, джаз, стала настоящим профи, я безумно за неё рад!  

Александр Самсон: «Открытость, честность, совесть — составляющие внутренней свободы человека…»
Диана Михалевич

Ещё одна прекрасная девушка — флейтистка Полина Суслова — тоже появилась в группе с бухты-барахты и осталась надолго, хотя изначально она была вообще из другого мира, чуждого всяческому року, но впоследствии акклиматизировалась и много привнесла иного ценного в репертуар команды. Правда, со временем и в её жизни тяга к творчеству уступила место семейным ценностям.

Хотя, пожалуй, самый значимый человек в истории группы — перкуссонистка Юля Салоид, которая была со мной во все времена — и в веселье, и в горе. Она появилась спустя где-то полгода после основания коллектива — и прожила в нём дольше всех. Сейчас — счастливая мама двоих детей, живёт далеко, но я твёрдо знаю, что мы в любой момент можем собраться и сыграть, Юля будет с нами всегда! Помню, как-то раз собрались на концерт в Киев, и Юля, будучи на седьмом месяце беременности, откликнулась на мой зов, приехала и мужественно отыграла с нами всю программу — это был настоящий подвиг! Неоднократно вытаскивала меня из состояния жуткой депрессии, когда хотелось вообще всё бросить — просто брала за шкирку и говорила: «Давай играть!». Так что если бы не она — история группы закончилась бы гораздо раньше, и мне наверняка нечего было бы рассказать читателям ТАЙМЕРА.

Александр Самсон: «Открытость, честность, совесть — составляющие внутренней свободы человека…»
Юлия Салоид

А вот с Никитой Бараболей мы играем уже года полтора: очень талантливый барабанщик, да и парень толковый, мы сразу сошлись и остались весьма довольны друг другом. До этого, кстати, очень долго искали хорошего ударника, пробовали обходиться собственными силами —  Юля, к примеру, периодически садилась за барабаны, но перкуссия всё же больше её привлекала. А когда наконец нашли достойного кандидата в группу, были просто счастливы!

Ещё один знаменитый одессит, без которого группа наверняка не состоялась бы в своём нынешнем виде — Александр Капука: без преувеличения могу сказать, что это мой гуру, настоящий учитель, прививший вкус к хорошей музыке. Однажды он дал мне огромную стопку MP-3 дисков и сказал «Слушай!»: там было вообще всё, что только можно себе представить, начиная от одесского андеграунда и заканчивая русским хеви-металом. В общем, целая плеяда очень интересных групп, которые мало кто слышал и практически никто толком не знает, хотя в своих родных городах это настоящие легенды, пользующиеся всенародной любовью.

В период становления Капука помог нам перестать подражать кому-либо из западных и отечественных рок-звёзд и начать делать что-то своё, позже всячески содействовал как организатор концертов и фестивалей. Потом я всё же затащил его в команду — Саша всегда хотел на чём-нибудь играть, хотя и посвятил себя карьере шоумена. До сих пор всегда зову его с собой на концерты в качестве перкуссиониста — он создаёт уникальные шумовые эффекты, которые необычайно заводят всех на сцене и в зале.

Александр Самсон: «Открытость, честность, совесть — составляющие внутренней свободы человека…»
Александр Капука

— Как складываются отношения внутри коллектива? Часто ли происходили ротации состава? Каковы были причины периодических пауз в существования группы?

— Я никогда не стремился к переменам состава, — и, тем не менее, ротации периодически всё же происходили: с одними ребятами мы не сходились характерами, другие отсеивались сами, видя, что дальше нам просто не по пути. Внутри группы всегда царила комфортная и располагающая атмосфера: каждый участник всем сердцем и душой тянулся к остальным и рвался на репетиции — уж очень нам нравилось играть вместе! Некоторые приходящие музыканты как-то сразу не вписывались, отлынивали, тормозили весь процесс — тогда мы вежливо всё объясняли, и люди уходили по-тихому, без проблем и скандалов.

Самое главное в дружном творческом коллективе, на мой взгляд, — это честность и открытость: если вас что-либо не устраивает, вы не слышите тебя в той или иной песне, сомневаетесь в верности выбора звучания или ещё что — не молчите, а прямо скажите об этом! Такой подход всегда был, есть и будет залогом хороших отношений — во всяком случае, в нашей группе.

Александр Самсон: «Открытость, честность, совесть — составляющие внутренней свободы человека…»

Что же касается развалов, тот тут вина в большинстве случаев лежала исключительно на мне: временами срабатывал юношеский максимализм, наваливались проблемы, казалось, что всё не то и не так, я впадал в депрессию и бросал заниматься музыкой. Несколько раз такие приступы вселенской хандры действительно могли закончиться плачевно и сломать нас окончательно — но ребята тут были совершенно ни при чём: они, наоборот, всячески поддерживали группу на плаву. Поэтому, наверное, я так сильно к ним привязался — даже тех, кто со временем ушёл, люблю, ценю и уважаю до сих пор.

— На счету вашей группы на сегодняшний день имеется два полноформатных альбома. Как проходил процесс записи? Чему всегда отдавалось больше предпочтения — студийным записям или концертным выступлениям?

— С первым альбомом под названием «Иннет Рейзен», вышедшем в 2008 году, вышла довольно смешная история: мы сидели вдвоём на репетиционной точке, ждали подхода остальных музыкантов, вдруг звонит Капука и говорит: бери инструменты и приезжай в студию при ТЮЗе, есть возможность записать альбом! Все песни под гитару записали за один день. На следующее утро звукооператор моментально всё свёл в готовые демозаписи, размножил на дисках — и уже к вечеру их привезли прямо на наш концерт в Николаеве! Всё внезапно, неожиданно, на скорую руку — поэтому, наверное, и песни получились довольно странные. Впрочем, две из них я до сих пор иногда играю на концертах. Короче говоря, забавно было…

Александр Самсон: «Открытость, честность, совесть — составляющие внутренней свободы человека…»

Вообще я куда больше люблю репетиции, когда всё исполняется вживую: мы редко играли что-нибудь одинаково, постоянно пробовали новое — другие гитарные партии, разные перкуссионные инструменты, одну и ту же композицию за время репетиции могли сыграть в шести-семи различных интерпретациях — и каждый раз получалось здорово! Никогда не ставилась цель зафиксировать какую-либо мелодию в одном конкретном звучании, поэтому и к записям не чувствовалось особого интереса: хотелось, чтобы люди приходили на концерты, а музыка создавалась в процессе живого взаимодействия с залом.

Это потом уже я понял, что для того, чтобы собирать аншлаги на выступлениях, как раз и нужны альбомы, синглы, сборники. Самое главное для нас было собраться вместе и начать играть: когда четыре человека думают в одном направлении и делают что-либо вместе, происходит своеобразный магический ритуал, из хаоса рождается гармония — и это прекрасно! А с учётом того, что в лучшие годы у нас было по 3-4 репетиции в неделю — мы постоянно отрывались на полную катушку.

Александр Самсон: «Открытость, честность, совесть — составляющие внутренней свободы человека…»
Никита Бараболя

Что же касается второго альбома — «Ночь за день», то он получился уже куда более серьёзным: к созданию приложил руку наш друг Дима Дубров из группы «Лихолесье», базировавшейся в Горловке. Всё записывалось в 2011 году у них на репточке: акустические гитары, бас, перкуссия, отдельные вкрапления электрических соло-гитар, на одной песне живые барабаны, а местами встречается даже баян, на котором я, впрочем, тогда совершенно не умел играть.

Ребята из «Лихолесья» очень помогали, Дима сводил всё практически наобум: в итоге получился полноценный альбом по всем неписаным канонам жанра, звучащий, опять-таки, довольно странно — но, тем не менее, ставший важным шагом в развитии группы. По окончании записи мы отправились в масштабный концертный тур по городам Украины и России: большинство выступлений прошли на ура, новые песни были благосклонно восприняты народом — значит, всё было не зря!

Александр Самсон: «Открытость, честность, совесть — составляющие внутренней свободы человека…»
Обложка альбома «Ночь за день»

— Чем живёт группа на сегодняшний день? Чем собираетесь порадовать поклонников в обозримом будущем?

— Сейчас продолжается своеобразный переломный момент в сознании: я достаточно плотно общаюсь с гитаристом известной одесской группы «Cheshires» Максимом Денисенко, у нас давно уже зреет новый проект совершенно другой направленности — электроника с русскими текстами, эдакая оригинальная смесь из IAMX, Hurts и Lana Del Rey. Просто в один прекрасный день захотелось чего-то нового, другого, необычного: в Одессе и вообще в Украине ничего похожего я пока не встречал. Хотя мы, на самом деле, никогда не боялись пускаться в различные эксперименты со звучанием, отказываться от приевшегося и наскучившего.

К работе над новым проектом я поначалу пытался привлечь как можно больше разносторонних музыкантов, но тут возникли определённые трудности — со многими мы не сошлись в видении конечного продукта. Одним нравится то, что мы делали до сих пор, другие вообще не приемлют электронную музыку, третьи не видят ни себя, ни нас в подобном жанре. Так что на данный момент играем вдвоём с Максом — ну и ещё нам периодически помогает Настя Кузьмина из «Flёur».

Первая попытка найти себя в электронной музыке была проделана прошлым летом на фестивале «Kapuka Fest» в Карпатах: там потрясающая атмосфера, много крутых музыкантов, всегда собирается человек 200-300 зрителей. На сегодняшний день мы продолжаем работать над новым проектом и надеемся уже в самом скором будущем представить его на суд публики. А будет ли он называться «Продаётся Солнце!» или как-нибудь иначе — время покажет.

Александр Самсон: «Открытость, честность, совесть — составляющие внутренней свободы человека…»
Максим Денисенко

— Какая песня по праву считается визитной карточкой вашего коллектива — самой узнаваемой и любимой фанатами и поклонниками?

— Самая ходовая, «Делай всё, что хочешь», придумывалась вместе с Катей Кириленковой, куплеты пошли нормально, а припев — ни в какую. Тут она мне и посоветовала — напиши просто дурацкий набор слов, никак не связанный какой-либо идеей. Ну, я так и сделал, и в итоге получилась нежно любимая и горячо обожаемая фанами песня, которая, с моей точки зрения, отнюдь не входит в список лучших.

С тех пор часто задумываюсь: может быть, все грандиозные мировые рок-хиты создавались точно так же? А песню эту не пою уже лет 5-6 — надоело! Народная любовь превратила её в эдакий аналог «Ромашек» Земфиры или «Осени» Шевчука. Не хочется стоять на одном месте и почивать на лаврах — лучше всегда стремиться к чему-нибудь новому!

Александр Самсон: «Открытость, честность, совесть — составляющие внутренней свободы человека…»
Екатерина Кириленкова

— Какое концертное выступление группы запомнилось вам больше всего — и чем?

— Самый странный и необычный концерт случился где-то в 2009-2010 годах в Виннице. Играли непонятно где, до сих пор толком не знаем, кто организовал выступление в качестве принимающей стороны. Человек пять было в зале, ну и нас четверо на сцене: получилась такая себе расширенная репетиция. Зато отбомбили на ура, оторвались по полной программе!

Самый масштабный концерт на выезде состоялся в российском Белгороде, на дне рождения нашего друга Дани Колегаева, основателя группы «Дерево». Это был, по сути, пьяный дебош, проходивший в крутом художественном музее, на который собралась просто тьма народу. Я тогда ещё обратил внимание на разницу между российским и украинским зрителем — там гораздо больше чувствовалась жажда нового, готовность слушать и слышать непривычную, нешаблонную музыку.

А самое клёвое выступление в Одессе прошло в 2011 году в «Выходе». Мы только что записали второй альбом и как раз нашли Андрея Лыса, оставили ему весь материал, а сами уехали в гастрольный тур, по возвращении из которого планировалась грандиозная презентация в Одессе. И Андрей справился с поставленной задачей: перед концертом мы даже не репетировали, просто вышли на сцену и давай играть! Человек 200 тогда собрались нас послушать — по тем временам очень много. Одним словом, было здорово!

Александр Самсон: «Открытость, честность, совесть — составляющие внутренней свободы человека…»
Андрей Лыс

— В январе 2013 года в интервью журналисту ТАЙМЕРА на вопрос о том, какой вы видите группу «Продаётся Солнце!» через пять лет, вы ответили следующим образом: «Такой же, как сейчас. В поиске, с идеями, экспериментами. Интересной для тех, кто в ней играет». Правда, пять лет с тех пор ещё не прошло, но четыре с хвостиком уже миновало. Сбылись ли на сегодняшний день эти ожидания?

— Да, вполне — примерно так всё сейчас и происходит. Если у нас с Максом найдётся достаточно времени, чтобы сделать новый проект именно так, как задумывалось — будет нечто новое, оригинальное, интересное, чего до сих пор не делал никто, — во всяком случае, в Одессе. Если раньше я достаточно скептически относился к электронной музыке, то с недавних пор нашёл в ней что-то очень притягательное: строгий метроном, минуса, электронные барабаны, синтезаторное звучание — всё это, я надеюсь, удастся воплотить в жизнь в самом скором времени. Концертов, правда, у нас сейчас немного, тексты и вообще новые песни идут сложно, но процесс не прекращается ни на минуту. Единственное, что нам нужно, — это время: рано и ли поздно мы доведём всё начатое до ума!

Александр Самсон: «Открытость, честность, совесть — составляющие внутренней свободы человека…»

— Часто ли вы сталкиваетесь с непониманием вашей музыки и текстов со стороны зрителей и слушателей? Случаются ли на этой почве курьёзы? Как складываются отношения с фанатами?

— Нашу музыку вообще мало кто понимает, а вопросы по поводу текстов возникают постоянно, в том числе и внутри группы: я сам часто придираюсь к словам и рифмам, не терплю банальностей. Иногда ребята говорят: «Оставь, хорошо же!», но я не соглашаюсь с ними — стремлюсь достигнуть совершенства. Тут всё дело в том, что я исповедую свой собственный подход: в текстуальном плане мне ближе всего творчество Егора Летова и «Гражданской обороны», я довольно часто пишу как он — никаких связных историй и долгоиграющих повествований, каждая строчка — законченный рассказ, в конце которого можно ставить точку. Такой стиль многие наши друзья, в том числе и продвинутые музыканты, сплошь и рядом не одобряют и не принимают.

Я никогда не рассказываю в своих песнях о чём-то конкретном и однозначном — каждый может найти там, что угодно. Соответственно, и вопросов у народа возникает море, хотя многие ограничиваются одним-единственным: «Что это за ерунда?». Как-то раз, помню, мы доигрывали концерт в Виннице, и тут подходит к нам в стельку пьяный, но довольно солидный мужик в кожаной куртке, говорит: «Сыграй самую лучшую свою песню!». Я начал играть, он уселся напротив, внимательно выслушал от начала и до конца, а потом и говорит «Дерьмо твоя песня!». Повернулся и ушёл.

Хотя, разумеется, бывает и наоборот: сильные музыканты из других городов, которые вообще в принципе любят совершенно другую музыку, слушают мои вещи и говорят «Да, круто! Чувствуется, что написано с любовью!». В таких случаях я мысленно ставлю себе плюс: если даже им нравится — значит, всё в порядке! А вообще настоящих фанатов — немножко сумасшедших людей, не привыкших мыслить линейно — у нас всегда хватало, жаловаться не приходится! Если хотя бы один человек, побывав на концерте, запомнит какую-нибудь песню и будет потом напевать её постоянно — это уже здорово! А самые благодарные слушатели — это, во-первых, чуваки бомжеватого вида, от всей души прыгающие под сценой, а во-вторых, маленькие дети: если они танцуют под мою музыку, значит, я всё делаю правильно!


Фрагмент выступления в одесском клубе «
UnderPub», февраль 2015

— Что бы вы могли пожелать читателям ТАЙМЕРА и всем одесситам — ввиду приближения долгожданной тёплой весны?

— Внутренней свободы! Это самое главное — то, что помогает меняться и решать кучу проблем. Развивайте в себе такие качества, как открытость, честность, совесть — всё это и есть составляющие внутренней свободы человека, которая позволяет каждому жить в гармонии с самим собой и, как следствие, творить добро! А ещё — поменьше думайте! Разумеется, в плохом смысле этого слова. Не забывайте о том, что разум способен повсюду расставлять ловушки, выражающиеся в виде разных заморочек, самообмана, искажения реальности. Любите своих ближних и будьте благодарны им за каждую минуту, которую вы провели вместе!

Беседовал Дмитрий Остапов

14 1
Скачивайте мобильное приложение ТАЙМЕРА для вашего мобильного телефона на iOS или Android!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Новости партнёров: