Главная / Интервью

Хроника дня

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Обладатель диплома «За партнёрство» и звания дипломанта III степени Международного конкурcа Юрия Григоровича «Молодой балет мира», артист балета Дмитрий Шарай бесподобен в партиях принцев, просто мечта любой спящей красавицы — изящный блондин с гибкими аристократическими руками, идеальным лицом и благородной посадкой головы.

Но на сцене Одесского Национального академического театра оперы и балета приходится танцевать и злодеев, и современных героев, раздираемых внутренними противоречиями. Зигфрид в «Лебедином озере», Кронпринц в «Тайне Венского леса», Юноша в «Шопениане», Базиль и Эспада в «Дон Кихоте», Люсьен в «Пахите», Солор в «Баядерке», Альберт в «Жизели», Хозе в «Кармен–сюите», Руди в балете–гала «Нуриев forever»... А сколько ещё впереди!

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Дмитрий, все девочки мечтают стать балеринами, а как мальчики приходят в балет?

— Я родился в Луганской области, в городке под названием Красный Луч. Как все дети, ходил на музыкальные занятия во Дворец культуры и на танцы, занимался сольфеджио… Лет пять занимался народными танцами. И когда мне уже исполнилось десять лет, мой первый педагог Елена Викторовна Маслова посоветовала маме попробовать «отдать в балет», поскольку данные есть, может, что–нибудь и получится. Мы поехали в Киевское государственное хореографическое училище, посмотрели, разузнали, но я маме сказал, что не хочу там учиться. И мы уехали. Через полгода я говорю маме: «Давай всё–таки попробуем». И начали готовиться к поступлению: танец, растяжки, музыкальность… Поехали на следующий год, и я поступил. Проучился в училище до последнего курса, потом перешёл в Киевскую муниципальную академию танца имени Сержа Лифаря, где уже работал мой педагог. Закончил академию в 2007 году, и Вадим Писарев меня пригласил на выпускной концерт в Донецкий театр оперы и балета. Мама жила в Красном Луче, и Донецк был ближе к дому — это сыграло свою роль. Я поехал в Донецк и проработал там год, потом приехал в гости к своему однокурснику в Одессу. Пришёл в театр, тогда ещё главным балетмейстером был Владимир Трощенко, он тоже видел меня на выпускном в Киеве, и предложил работу здесь. Я вернулся в Донецк, подумал. Как раз мама уже переехала в Киев, и я влюбился в Одессу, мне понравился очень город, понял, что хочу здесь жить. Переехал сюда через год.

А удавалось ли маме вывозить вас в театр, чтобы вы в детстве смотрели балетные спектакли?

— Нет. Только тогда, когда я поступил в училище, увидел и понял, что такое балет. Понял толком только то, что останусь один в чужом городе, в интернате. Не хотел этого. И действительно, первые полгода было даже очень сложно. Привык же быть всё время с мамой, мама меня везде водила, а тут оказался среди воспитателей, ни одного родного человека рядом. И старшие мальчишки заставляли подчиняться себе, до драк, конечно, не доходило, но были свои, так скажем, правила. Сейчас, говорят, этой «дедовщины» там уже нет.

А в какой момент поняли, что выбор сделан правильно, что ваше место на сцене?

— Наверное, я это понял уже в академии. Я тогда разучил сольный номер «Познание» с хореографией Бориса Эйфмана на музыку Томазо Альбинони. Готовили его со мной педагог Владислав Солдатенко и его супруга Наталья Хоменко. И вот когда я станцевал этот номер и увидел, как хорошо принимает его зал, понял, что, наверное, не зря все эти годы работал, это моё. Впоследствии танцевал «Познание» в Одессе, в балете–гала «Нуриев forever».

Современная хореография вам ближе классической?

— Не могу сказать, что вот это я люблю, а это не люблю. И классику, и современную хореографию танцую с удовольствием, не могу что–то поставить на первое место. Мне нравится и то, и другое, и чем больше требуется мастерства актёра в конкретной партии, тем больше мне это по душе. Люблю доносить до зрителя, чтобы он понимал, что происходит на сцене, почему так — это мне больше всего нравится.

У вас идеальный типаж и данные для партий сказочных принцев…

— Принцы понятны, это такая, как говорится, «голубая классика», здесь существуют определённые рамки образа, в чём–то нельзя переборщить.

А в современной хореографии, конечно, можно добавлять собственные чувства, своё естество. Но я бы не сказал, что современная хореография легче.




Поэтому артисты со стажем не стремятся переходить на современный репертуар, чаще идут на вторые партии в классических балетах — вводятся на Ротбарта в «Лебедином озере», в «Баядерке» много таких партий.

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»


Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Вы пришли в театр уже после реставрации здания…

— Как раз она закончилась, и в театре начали возрождать балетную труппу. На тот момент в труппе оставалось мало людей, и репертуар был небольшой. Хотелось бы, конечно, ещё пару сильных спектаклей, «Корсар» чтобы был в театре, конечно. «Спартак» был бы интересен нам и публике, «Сильфида». Думаю, они у нас будут.

Современный балет «Крик» стал этапной работой и для вас и для театра в целом…

— Мне понравилась и работа с балетмейстером Андреем Меркурьевым, и сам спектакль. Есть главный герой, у него имеется светлая сторона, но есть и тень, Антипод, с которым ведётся внутренняя борьба. Я танцевал и главного героя, и Антипода в разных постановках, и этот опыт был очень интересен. В финале герой остаётся один, и нельзя сказать, будто он сходит с ума, но что–то внутри у него оказалось невысказанным, он с этим и будет жить дальше.

А в классическом балете такой раздвоенности нет: есть принцы, а есть фея Карабос, Ротбарт, и они существуют по разные стороны конфликта, идёт борьба друг с другом, но не внутри одной личности.

— Это так. Вот недавно возобновили «Маскарад» и осовременили хореографию, новую версию сделал Гарри Севоян. Считаю это оправданным: зритель меняется, ему хочется чего–нибудь нового. Уже и постановочные технологии другие, уже и на сцене можно делать такие декорации и свет, о каких не было речи в прежних постановках. Наше «волшебное зеркало» сыграло, считаю, хорошо. В театре появились новые режиссёры, художники–постановщики, пытаются что–то новое внести. Думаю, у нас будут в дальнейшем хорошие постановки. Очень надеюсь на это.

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»


Что самое сложное в работе балетного премьера? Какие–нибудь элементы, утомительные гастрольные поездки?

— Поездки совсем не утомляют, это смена обстановки, гастроли дают к тому же возможность заработать на дальнейшую жизнь. Недавно мы ездили в Италию, в город Триест, работали там в одном театре, каждый день давали там «Спящую красавицу». Это, конечно, очень было удобно. Полностью все были наши декорации, нами был доволен импресарио. И условия были хорошие, один минус — на той сцене довольно существенный покат. У нас сцена ровная. Ну ничего, на третий день привыкли и перестали скользить. Для оперы, конечно, наклонный пол удобен. Даже сидящий в задних рядах зритель видит всю сцену. Самое трудное было плыть по такой сцене на ладье с феей Сирени — когда поворачиваешь, она начинает съезжать вниз! На первом спектакле боялись очутиться в оркестровой яме. Справились. Оттанцевали спектаклей восемь, и каждый раз был полный зал. Должен сказать, наша публика прекрасно принимает, встречает аплодисментами каждый элемент, итальянцы же выжидают до конца номера, нет такого, чтобы зааплодировали в середине адажио или вариации. Но аплодируют темпераментно.

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

А в театре самое сложное — первые репетиции, постановочный период, самое начало работы над спектаклем. Когда уже всё поставлено, всё найдено, порядок выучен, начинаются прогоны, и дело идёт веселее. Постановочный период может оказаться долгим — нужно найти общий язык с партнёршей. Классика, конечно, предполагает жёсткую структуру, тут сложно что–то поменять, а «Маскарад» — продукт почти совместного творчества, можно было предлагать какие–то свои элементы, поддержки. Я тоже предлагал какие–то свои с партнёршей поддержки, и все солисты привносили что–то для себя, чтобы результат был интересен для всех. Каждый состав «Маскарада» немножко другой, и спектакли отличаются друг от друга, если смотреть их с разными солистами. Это плюс.

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Всегда с замиранием сердца слежу за поддержками Голейзовского – балерину поднимают на одной ладони над головой! Сложно такое выполнять?

— Думаю, это сложнее скорее для партнёрши. Она оказывается на большой высоте, её никто практически не держит, и ей самой не за что держаться! Ей наверняка страшно в такие минуты. А поддержки — не скажу, что мне какие–то из них особо сложно даются, у меня был замечательный педагог по дуэтному танцу, Клявин, и он научил поднимать партнёршу так, чтобы ты не уставал, и это нарабатывалось, нарабатывалось, потом это идёт машинально, уже не задумываешься.

Ваша супруга, Алина Шарай, тоже танцует в нашем театре. Носите на руках?

— Конечно, и не только на сцене!

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»
Дмитрий и Алина Шарай

Вашему сыну уже четыре года, как думаете, пойдёт по стопам родителей в балет?

— Пока не знаю. Максима мы водим в бассейн, на футбол, чуть попозже, может, отведём и на танцы, а там посмотрим. Я очень люблю свою профессию, и если он тоже захочет стать балетным артистом, отговаривать не буду. Но ему придётся понять, что в этой профессии нужно работать, работать и работать.

В какую страну мечтаете поехать на гастроли?

— В Австралию, никогда там не был, а очень хотелось бы побывать. В Японии был не раз, в Киото и в Токио, в Осаке. Был в Китае, Штатах, Канаде, Бразилии, Аргентине, само собой, в Европе. Надеюсь попасть и в Австралию.

Почему бы и нет наш филармонический оркестр в девяностых там гастролировал, ничего невозможного! А какую партию хотелось бы станцевать, кроме Корсара и Спартака?

— Если бы у нас поставили «Ромео и Джульетту» Прокофьева, с удовольствием станцевал бы Ромео.

Чем радуют вас поклонники? Смешные подарки, цветы?

— Смешные подарки — нет. Цветы всегда приятно получать от своих зрителей. Когда я появляюсь в зале и смотрю на выступления своих коллег, люди подходят, говорят приятные слова, и это, наверное, лучшее, что может быть для артиста — когда зрителю нравится то, что ты делаешь.

Как отдыхаете? Вот ваш заведующий балетной труппой Гарри Севоян любит на рыбалку ездить, но рыбу, говорит, отпускает…

— Я тоже рыбак, и заядлый! И тоже отпускаю рыбу за редким исключением, ведь хочется иногда свеженькой рыбки покушать. Одесса предоставляет и такую возможность!

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Дмитрий Шарай: «Современная хореография требует твоих чувств и естества»

Беседовала Мария Гудыма

Фото из личного архива артиста

30 5
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Видео

Чёрное море и белая пена

Побережье одесских пляжей укутала морская пена.

1

Инфографика



????????...