Главная / Интервью

Хроника дня

Фестиваль «Natsu Nami» — одесситам: терпимость в обществе есть. Нужно только развивать её внутри себя!

Один из главных организаторов знаменитого одесского аниме-фестиваля «Natsu Nami» Константин Фотка по прозвищу Treallo — о человеке-табурете, милых и строгих официантках-мейдах, об аниме-загсе, костюмах из строительного пластика и пены, эротической цензуре и танцах в виртуальном пространстве.

Расскажите о том, как начиналась история фестиваля.

— Всё началось с аниме-клуба «Umi No Hoshi»: мы каждую неделю собирались на тематические сходки, со временем стали ездить на фестивали — «Akihabara» в Днепропетровске, «Nihon Taisai» в Донецке. Однажды захотелось сделать что-то подобное и в Одессе. С донецкими анимешниками вообще получилась забавная история: они стартовали на год раньше, мы вроде бы договаривались о взаимной поддержке и рекламе, но, увы, сыграла свою роль жёсткая конкуренция. На нас обрушилась грандиозная волна чёрного пиара, благодаря которой фестиваль, ещё не начавшись, стал чуть ли не самым обсуждаемым событием года: многие команды впоследствии приехали к нам, чтобы просто посмотреть — откуда столько негатива, если мероприятие даже ещё ни разу не проводилось?! Так что в конечном итоге мы только выиграли. Стартовали в 2011 году, довольно удачно: если обычный украинский аниме-фестиваль собирает в день порядка 500 человек, то к нам сразу пришли около 700! Название выбрали не случайно — в переводе с японского natsu nami означает «летняя волна». Обычно на второй день всегда приходят меньше людей, но у нас получилось наоборот: все запланированные мероприятия — кинопоказ, лекции, награждение победителей — тогда проходили в кинотеатре «U-Cinema», рассчитанном на 500 человек, но люди сидели и стояли даже в проходах и под самой сценой, активно болели и переживали за своих любимцев. Мы никогда не старались следовать модным тенденциям, наоборот, обычно сами создаем направления, которые потом расходятся по всему СНГ — то пиратская тема, то стимпанк и киберпанк. Последний на сегодняшний день фестиваль «Natsu Nami» по традиции проходил в одесской филармонии в течение двух дней в начале июля, собрал под своими знамёнами более 1000 человек и стал уже шестым в нашей истории. Останавливаться на достигнутом категорически не собираемся — будем расти и развиваться дальше!

Каковы характерные отличительные особенности вашего фестиваля? Какие наиболее яркие и самобытные направления творчества в нём представлены?

— Мы одними из первых ввели два ярко выраженных направления. Первое — это мейд-кафе, участницы-официантки которого проходят тщательный отбор и долго работают над создаваемыми образами, причём каждая над своим собственным, уникальным — от милой сестрички до строгой наставницы. Второе — ярмарка сопутствующих товаров и аксессуаров, не перестающая активно развиваться по сей день: в этом году, например, те продавцы, которым не хватило места внутри здания, расположились на открытом воздухе. Различные культурные зоны фестиваля меняются год от года, но в целом можно выделить несколько основных. Это, во-первых, укомплектованная соответствующими стендами и плакатами зона мастер-классов и лекций на самую разнообразную тематику — от каллиграфии и искусства оригами до чайной церемонии, гримирования и боди-арта. Во-вторых, игровая зона, разделённая обычно на два сектора: киберспорт, где устанавливаются игровые приставки со всенародно любимыми «Mortal Kombat» и «Tekken» — в них играют практически всегда, и настольные игры, как традиционные — го, кой-кой или ханафуда, маджонг, сёги, так и популярные современные — «Манчкин», «Magic The Gathering» и другие. В зоне киберспорта в этом году, к примеру, были представлены специальные дэнс-девайсы, с помощью приставки «X-Box» позволяющие транслировать танец живого человека в виртуальное пространство, оценивая точность воспроизведённых телодвижений.  


Официантки-мейды

В-третьих, у нас обычно функционирует аниме-загс — с клятвами в вечной любви и дружбе и выдачей соответствующих сертификатов. Как правило, этот сектор поручается одному из наиболее харизматичных волонтёров с яркой фантазией, который «расписывает» участников по своему усмотрению, выдавая самым различным и неординарным парам свидетельства о братстве, дружбе или браке. В-четвёртых, на территории «Natsu Nami» всегда есть укромный шатёр гадалки — это как бы зона моральной разгрузки: люди приходят туда по большей части пообщаться, обсудить увиденное, высказать свои впечатления. Помимо всего вышеперечисленного, у нас функционируют самые разные площадки для фото — начиная с больших плакатов с лейблами фестиваля и заканчивая тематическими стендами с соответствующей атрибутикой и фигурами любимых персонажей. Заслуженной популярностью всегда пользуются, например, стенды по мотивам книг о Гарри Поттере — все фотографируются на фоне любимых факультетов. Есть ещё зона фан-арта и фотокосплея, где вывешиваются лучшие тематические фотоработы наших друзей со всего мира, специально отобранные для конкурса из большого числа присланных заранее. Ну и, конечно, многое другое. Основная задача практически любой зоны — подарить людям максимум удовольствия от ее посещения, скрасить досуг гостей и участников фестиваля на должном уровне.


Прекрасная гадалка

Последние несколько лет фестиваль «Natsu Nami» регулярно проходит в стенах знаменитой одесской филармонии. Чем обусловлен такой выбор места проведения?

— Мы долгое время искали подходящее помещение — собственно говоря, этот процесс актуален и сейчас. Одесса достаточно ограничена в выборе залов и помещений для масштабных мероприятий: из более-менее подходящих нам по вместимости есть музкомедия, оперный театр, филармония, ну и ещё, пожалуй, Дворец спорта. Поскольку мы всё-таки студенты, а не олигархи, то от первых двух пришлось отказаться сразу. Дворец спорта технически и финансово вполне доступен, но там есть один, на первый взгляд незначительный, но в конечном итоге всё перечеркивающий минус: конструкция потолка включает в себя отражающие свет стёкла, на сегодняшний день очень грязные. В результате фотографии в зале напоминают какой-то зомби-апокалипсис — все с зелёными лицами! Так что мы пока остановились на филармонии — подходящее здание, красивый фасад, отличный фон для фотографий. Правда, там внутри очень жарко — последние два года нам везло с погодой, как раз под наш фестиваль было относительно прохладно, но вообще долгое время находиться внутри бывает тяжело.

Что представляет собой контингент участников фестиваля по возрастному, половому и географическому признакам?

— Контингент, можно сказать, взрослеет — если раньше средний возраст колебался примерно от 12 до 30 лет, то в последнее время к нам приходят люди постарше — в основном все в районе 18-25. Из года в год заглядывают и люди в возрасте — был даже один посетитель 75 лет! Участники съезжаются к нам со всей страны — проще перечислить города, откуда не приехал никто! Приезжали даже ребята из Донецка — не знаю, правда, живут ли они там до сих пор. А ещё присоединяются гости из Молдавии — команда из Кишинёва выступает у нас каждый год, с момента основания фестиваля, из Белоруссии, раньше бывали участники из Германии и США, сейчас ведутся переговоры с фанатами аниме из Японии. Что же касается соотношения парней и девушек, то тут всё остается в рамках классического разделения, примерно 50 на 50 процентов.

Неискушённому человеку даже невооружённым глазом видна мощная эротическая составляющая, присущая изрядной доле костюмов девушек-косплееров. Как относятся ко всему этому посетители и прохожие?

— Да, действительно, многие образы персонажей японских мультфильмов и комиксов находятся, так сказать, на грани. Обычно в рамках самого фестиваля всё проходит культурно — даже очень вызывающие костюмы, в общем-то, никого не задевают и не провоцируют, тем более что окружающая толпа, хотя и настроена вполне миролюбиво, но, думаю, в любой момент готова прийти на помощь, подхватить и спасти девушку и наказать обидчика. Я не знаю ни одного подобного мероприятия, где возникали бы проблемы, связанные с сексуальным домогательством. Тем не менее, сейчас эротический аспект ограничивается и корректируется организаторской цензурой, есть определённые рамки, которые преступать нельзя. Интересно, что многие девушки, облачающиеся во время фестиваля в довольно откровенные наряды, в жизни очень стеснительные, для них это как бы попытка перешагнуть через себя. Слишком откровенные костюмы вполне заслуженно считаются моветоном — судьи нашего фестиваля оценивают всё это как попытку «выехать» и победить в той или иной конкурсной номинации не за счёт схожести образа, а при помощи сексуального обольщения. Хотя, к примеру, в 2015 году гран-при конкурса достался девушке в очень откровенном костюме — впоследствии народ долго спорил, многие посчитали данную победу незаслуженной. Что же касается прохожих, то они, понятное дело, реагируют по-разному: одним нравятся яркие образы косплееров, другие пожимают плечами и идут дальше. Скандалов у нас практически не бывает: даже суровые одесские бабушки, и те ни разу не кричали, что мы тут разврат устроили. Наоборот, подходили и говорили, что мы молодцы — занимаемся таким вот интересным и необычным делом!

Каким образом обеспечивается порядок и охрана во время фестиваля?

— Исключительно силами волонтёров: часть из них помогает по ярмарке, контролирует закулисные процессы во время выступлений, следит за стендами и инвентарем, другие смотрят за порядком, стоят на входе, никогда не отказывают, если кому-то из участников требуется помощь. Все ребята вызываются работать сами, обычно подают заявки за несколько месяцев до начала очередного мероприятия, так что у нас есть возможность выбрать самых лучших и достойных.

Как обычно проходит процесс создания костюмов участников фестиваля? Наверняка требуется много труда, времени и затрат?

— Наиболее часто задаваемый прохожими и посетителями вопрос: «А они всё это сами сделали?». Большинство образов действительно создаётся своими руками, путем долгого и кропотливого труда, основываясь на наитии и видео-уроках из интернета. Причём рынок материалов и услуг в данной сфере постоянно меняется и развивается совершенно независимо. Для создания отдельных деталей костюмов используется строительный пластик, пены, резина, полимеры. Стоит отметить, что, с одной стороны, уровень костюмов постоянно растёт — раздобыть нужные материалы или купить готовое одеяние в сети с каждым годом становится всё проще. С другой стороны, в последнее время заметно падает качество — далеко не все могут позволить себе потратить круглую сумму на желанный образ, многим приходится экономить, обходиться вариантами попроще и подоступнее. Мы, разумеется, всячески способствуем и поощряем процесс создания хенд-мейд костюмов: в прошлом году, например, у нас проводился отдельный мастер-класс по крафту — искусству изготовления атрибутики для косплея.

Каковы ваши дальнейшие творческие планы?

— Планов на будущее у нас целая куча! Перед проведением каждого очередного фестиваля рождается огромное множество идей. Часть из них сразу реализуется на практике, часть записывается в блокнот и откладывается до следующего года. Одни мероприятия проходят нормально — и приживаются, становятся неотъемлемой частью программы, другие идут откровенно слабо, собирают мало участников и зрителей, и впоследствии убираются. Так, например, раньше у нас проводились дэнс-батлы, обычно в формате ночной after-party дискотеки, сейчас соревнования по танцам просто идут своим чередом в течение фестивального дня, параллельно со всем остальным. Другой пример — конкурс аниме-клипмейкеров: он крайне нестабилен, за год могут прислать и 20 работ, и две, и вообще ни одной, поэтому мы постоянно находимся в стадии размышления — стоит ли его вообще проводить или нет. Не хочется ничего обещать, чтобы потом не обмануть ожидания. Тем более что, помимо собственных идей, на нас постоянно сыплется ворох предложений извне: одни хотят чемпионаты по компьютерным играм, другие — по рыцарским боям, третьи — ещё что-то. Зачастую приходится отказываться: всё это теоретически можно вместить в один фестиваль, но не в одно помещение! Хотя, возможно, в будущем мы найдем здание попросторнее, и всё изменится к лучшему — там будет видно!

Какие курьёзные случаи бывали в истории фестиваля?

— В основном все смешные моменты связаны с актёрскими импровизациями на сцене — когда ребятам по каким-либо причинам приходилось выкручиваться и спасать выступление, чтоб не опозориться перед зрителями. Однажды у нас выступал актёр, игравший роль живого табурета. Он очень запомнился зрителям, в сети даже был создан специальный фан-клуб с соответствующим лейблом и фотографиями. И всё бы хорошо, да только на следующий год этот же самый парень выступал уже в куда более серьёзной роли — там была чисто шекспировская история любви между представителями враждующих кланов. Он выходит на сцену в строгом облачении, под трагическую музыку — и тут из зала доносится крик: «Ребята, это ж табурет!». Последовал взрыв смеха, причём тяжелее всего было виновнику курьеза — он еле сдерживался, чтоб тоже не расхохотаться, но, тем не менее, отыграл хорошо.


Тот самый человек-табурет

Что бы вы могли напоследок пожелать нашим читателям и вообще всем одесситам?

— Самое актуальное пожелание на сегодняшний день — мирного неба над головой! Хорошего настроения, побольше светлых и радостных эмоций! Приходите к нам в гости! Наш фестиваль является живым примером того, что терпимость в обществе есть — причём на достаточно высоком уровне. Остается только развивать её внутри себя…

Беседовал Дмитрий Остапов

11
Скачивайте мобильное приложение ТАЙМЕРА для вашего мобильного телефона на iOS или Android!

Новости партнёров:

Видео

Лузановка с высоты птичьего полёта

На YouTube-канале «Fly od wings», где выкладываются виды Одессы с воздуха, появился ролик, посвящённый Лузановке и району «Молодой гвардии».