Главная / Интервью

Хроника дня

Город Габен и его обитатели, или кабаре-стимпанк: как в Одессе оживают страшные сказки

Актёры набирающего популярность одесского кабаре-театра «Carnival Nevermore» Владимир Торин и Александр Швец — об оживающих куклах, злобных клоунах, огромных мыльных пузырях, суровых полицейских констеблях, знойных ирландских женщинах, полосатых романтических девушках и «копеечных» новогодних ёлках.

— Расскажите о том, чем занимается ваш коллектив. Каковы основные направления его творческой деятельности?

Владимир Торин (В.Т.): — Общая концепция нашего творчества — кабаре-стимпанк: ожившие куклы, мрачные клоуны, безумные учёные, коварные злодеи — простые люди в старинных костюмах с очень непростыми, сказочными судьбами, которые ведут себя в повседневной жизни, как на сцене. Каждый играет строго выверенную и чётко прописанную до мелочей роль, передавая в зал всю гамму собственных чувств, делясь со зрителями своей небывалой экспрессией. Это если в самых общих чертах.

В рамках данной концепции, являющейся одновременно и стилем, и жанром, и образом, и направлением, мы занимаемся самыми разнообразными видами творчества: создаём театральные номера, устраиваем фотосессии, снимаем клипы. На сегодняшний день 70% нашего времени и усилий сосредоточено на деятельности в качестве музыкального бэнда: доделываем наш дебютный альбом (с которого было выпущено уже целая куча синглов), представляющий собой очень добротную, качественную запись в чисто техническом плане и концептуальную аудио-пьесу — в содержательном.

Самое главное для меня, как для писателя — литературная основа, это краеугольный камень всего нашего творчества, целиком и полностью построенного на полёте книжной фантазии.

Город Габен и его обитатели, или кабаре-стимпанк: как в Одессе оживают страшные сказки
Владимир Торин

Александр Швец (А.Ш.): — В основе всего лежат истории из жизни тех или иных персонажей вымышленного мира, которые сочиняет Вова — и уже под эти истории проводятся те или иные события, будь то хеллоуинская фотосессия или новогодний короткометражный фильм. Таким образом, идеи, заложенные в книжных повествованиях, обретают плоть и кровь в реальной жизни, образы героев и злодеев находят своё материальное воплощение, и страшная сказка в буквальном смысле становится явью!

Более того: все аспекты нашего творчества тесно взаимосвязаны между собой, персонажи из клипов кочуют в фотосеты, главный герой того или иного театрального номера в следующий раз в качестве второстепенного персонажа может промелькнуть в тексте музыкальной композиции и так далее.

Город Габен и его обитатели, или кабаре-стимпанк: как в Одессе оживают страшные сказки
Александр Швец

— Сколько уже лет продолжается мрачная сказка под названием «Carnival Nevermore»? Каковы основные этапы вашего творческого пути? С чего всё начиналось?

А.Ш.: Всё началось с Вовиных романов. Помню, мы с ним только познакомились, лет по пятнадцати нам тогда было, что ли, — а он уже активно занимался литературным творчеством, придумывал необычные, странные миры, уникальных персонажей, оригинальные сюжетные повороты, неожиданные развязки. Всё это впоследствии перенеслось на театральные подмостки, в студии звукозаписи, в укромные места для фото- и видеосъёмок…

Город Габен и его обитатели, или кабаре-стимпанк: как в Одессе оживают страшные сказки

В.Т.: — Да, действительно, первая моя книга была издана в 2009 году. С тех пор в свет вышли уже пять моих произведений, написанных в стиле фэнтези, а точнее — dark romance. В какой-то момент появилось желание заняться музыкой и театром, потянуло на различные творческие эксперименты: младший брат с друзьями в то время играли на гитарах тяжёлый рок, а я к 2010 году увлёкся пантомимой и файер-шоу. С пантомимы, собственно, всё и началось: я ходил на курсы к Нерсесу Мирзояну, который дружил с «Масками», там же, кстати, познакомился с Виталием Дроздом, организатором и вдохновителем шоу-группы «Samovar», который до сих пор активно сотрудничает с нами и принимает участие во многих проектах.

Пантомима, можно сказать, затянула в свои объятия — правда, очень скоро абстрактных мимических движений и небольших сценок мне оказалось мало: понадобился какой-то сюжет! В результате на свет родилась идея готической пантомимической пьесы «Птицы» — про неких существ, которые прикидываются птицами, прикидывающимися людьми, эдакая кукольная готика в стиле Тима Бёртона. По состоянию на сегодняшний день эта работа уже практически завершена: не далее, как 1 декабря прошлого года я сказал себе, что «Птицы» — зимняя книга, нужно садиться и работать. За два с половиной месяца удалось написать около 80%: многое, конечно, с тех пор видоизменилось, сложилось по-другому, но основная концепция осталась в неприкосновенности.

Город Габен и его обитатели, или кабаре-стимпанк: как в Одессе оживают страшные сказки

В 2010-2011 годах мы с братом решили объединить творческие усилия и стали выступать в формате уличного театра: ходили на ходулях, крутили файеры, ставили необычные театральные номера. В 2012 году решили принять участие в одесской «Комедиаде»: подготовили к 1 апреля пару номеров, в том числе ставший впоследствии популярным готический мини-спектакль — шоу мыльных пузырей под названием «Бал». Начинался он так: на сцену выходил горбун в чёрном плаще, взрывал хлопушку и писклявым голосом во всеуслышание объявлял: «Бал!». И тут открывалось основное действо: пары, танцующие венский вальс, изысканный джентльмен в цилиндре с тазиком, пускающий огромные мыльные пузыри, заинтересовавшаяся им девушка и таинственный соперник — солдатик в старомодном кивере с ещё большими мыльными пузырями, также активно привлекающий внимание дамы. Не берусь судить о степени художественности номера, которого я, собственно, толком и не видел, потому что играл на сцене, но в плане атмосферы, по-моему, всё это выглядело действительно сказочно!

В конечном итоге мы получили специальный приз одного из членов жюри, владельца берлинского театра мечты «Саломе» Харри Овенса, а именно — грант на выступление в его театре с открытой датой! Это означает, что мы можем приехать и выступить в любое время, когда будет время, силы и желание. До сих пор по целому ряду причин не собрались, но всё ещё впереди — ждём вдохновения!

Город Габен и его обитатели, или кабаре-стимпанк: как в Одессе оживают страшные сказки

Приблизительно в том же 2012 году одно из выступлений нашего уличного театра увидел знаменитый одесский актёр, режиссёр и преподаватель Анатолий Иванович Падука — и пригласил нас подучиться азам мастерства в его Театральном лицее. Я с радостью воспользовался приглашением и года три в общей сложности провёл в стенах этого замечательного заведения. Играл в ряде постановок, больше всего запомнились «Оле Лукойе» и главная роль в «Дневниках Печорина» — хотя в то время жутко стеснялся, как-то неловко было играть знаменитого лермонтовского персонажа. А вообще в лицее было очень интересно: я всегда хотел заниматься акробатикой! Плюс мифология, история театра, актёрское мастерство, сценическая речь, можно было сколько угодно репетировать свои собственные номера... В итоге я многому научился, получил хороший жизненный опыт, который не раз пригодился мне в будущем.

Летом 2013 года мы сняли короткометражный кабаре-фильм «Марионетка» — мрачную, но красивую историю создания куклы-марионетки: Виталий Дрозд сыграл роль Злобного Шута, ну а я — собственно Марионетку. В этой работе получила своё органичное развитие тема кукол, начатая ещё в «Птицах».

Город Габен и его обитатели, или кабаре-стимпанк: как в Одессе оживают страшные сказки

Следующей вехой в истории «Carnival Nevermore» стала кабаре-пьеса «Нищие города Габен»: шайка нищих, промышляющих попрошайничеством и воровством, главарь по имени Бэзил (аллюзия на кота Базилио) берёт под своё крыло молодого парня и даёт ему прозвище Джуниор. И всё бы хорошо, но тут появляется подельница главаря по имени Элис (аллюзия на лису Алису), тайно работающая на полицейского констебля Гуна, и начинается коварное противостояние… В рамках этого проекта была разработана своя партитура, чёткая последовательность гэгов,  поставлены движения, создано музыкальное сопровождение. К сожалению, работа пока не окончена. Правда, танцы нищих в цилиндрах и с тросточками из этой постановки мы демонстрировали во время выступления на концерте, посвящённом Дню города в Виннице.

В рамках подготовки к тому же винницкому выступлению родился ещё один номер, впоследствии получивший довольно широкую известность и занявший своё почётное место в анналах нашей истории. Назывался он «Слабая ирландская женщина»: я в зелёном женском платье, прикрываясь зелёным веером, пою высоким псевдоженским сопрано и вообще изображаю страстную уроженку Ирландии, а актёр Николай Царёв поёт грубым и хриплым джазовым басом и играет роль активно ухаживающего за мной морячка.

Сценка в сыром виде была показана знаменитому одесскому клоуну Олегу Савченко, он посмеялся и сказал: «Хорошо! Надо делать!». Совместными усилиями мы довели эту вещь до ума, показали в Виннице, а впоследствии даже сняли на видео. Получился тёплый осенний клип, действие которого разворачивается в окрестностях хорошо узнаваемого как одесситами, так гостями нашего города Моста влюблённых.

Параллельно с записью дебютного музыкального альбома за последнее время удалось реализовать ещё целый ряд интересных проектов. Так, например, осенью 2016 года вышла в свет видео-кабаре-шутка про трёх цирковых обезьянок. Прошлой зимой мы начали снимать короткометражный стимпанк-фильм «О лампочках и деревьях», в этом году собирались продолжить, но увы — подвёл снег, который по большому счёту выпал всего один раз и в нетронутом виде продержался сравнительно недолго.

Постоянно проводим фотосессии, посвящённые жизни и удивительным приключениям странных персонажей вымышленного города Габен. Одной из наиболее фундаментальных работ в этом плане стала история встречи клоунов-грабителей и констебля Гуна, в ходе которой незадачливый, но грозный полицейский попытался было арестовать коварных артистов, но неожиданно для себя получил отпор и в конечном итоге был взят ими в плен. Эта сессия получила одиозное название «Тупицы Бромбеля».

Город Габен и его обитатели, или кабаре-стимпанк: как в Одессе оживают страшные сказки

Город Габен и его обитатели, или кабаре-стимпанк: как в Одессе оживают страшные сказки

— События, которые описываются в ваших книгах, а затем находят своё отражение  во всех разновидностях творческой деятельности театра, происходят в отдельно взятом вымышленном мире — своеобразной Вселенной Nevermore. Что представляет собой этот мир, каковы особенности его жизненного уклада, какие персонажи наиболее часто оказываются в центре внимания?

В.Т.: — Основная часть приключений происходит в городе Габен, в котором живут сумасшедшие учёные, ожившие куклы, гремлины, философствующие бродяги, безумные клоуны, добрые полицейские, хитрые сыщики, где над улицами летают дирижабли и аэрокэбы, а по земле путешествуют на моноциклах. Со всеми этими добрыми и злыми героями и злодеями периодически случаются разные странные и курьёзные истории, преисполненные как радости, так и печали, но больше всего — чёрного юмора, которые мы и рассказываем зрителям в своих песнях, представлениях, фотографиях.

Наиболее одиозные персонажи, чаще других встречающиеся в наших историях — полицейский констебль Гун, злобный шут Талли Брекенбок, зелёная кукла Сабрина, Ключник — бывший Буратино, а также мистер Клокворк — продавец шестерёнок. Созданию каждого образа уделяется огромное количество времени: костюм, аксессуары, манера поведения, движения — всё продумывается самым тщательным образом, вплоть до самых мелких деталей. Главные и второстепенные персонажи в различных историях меняются между собой местами — но все они живут бок о бок в одном большом стимпанковском городе.

Особняком стоит хеллоуинский сингл «Evereve» и одноимённый клип — это чуть другой, хотя и близкий по стилистике мир, населённый ведьмами, колдунами, чёрными котами, тыквами, там основное действие происходит в городке Уэллихолн в Англии 20-х годов прошлого века.

Город Габен и его обитатели, или кабаре-стимпанк: как в Одессе оживают страшные сказки

— Расскажите о записи вашего дебютного альбома. Как проходит процесс, много ли сил было вложено, какие уроки удалось извлечь?

В.Т.: — В один прекрасный день мы поняли, что пытаемся делать слишком много всего и сразу — понапрасну распыляем внимание и силы, лишаясь возможности посвятить себя чему-либо целиком и полностью. Решили выбрать одно, магистральное направление в развитии и добиться в нём совершенства, а всё остальное до поры до времени перевести на запасные пути. Выбор пал на музыку.

В 2014 году мы с братом впервые попали на студию «Весёлый ветер» под управлением знаменитого одесского звукорежиссера и музыканта Максима Ячменя и просто влюбились в неё: всё тёплое, ламповое, аналоговое, шуршащее, никакой цифры — кругом компрессоры, пульты, старые динамики и усилители. Шикарная атмосфера, по-настоящему качественная аппаратура — что ещё нужно для музыкального счастья? Так началась работа над дебютным альбомом.

В 2015 году вышел наш первый сингл под названием «Мr. and Mrs. Me» — история о безумной любви, одиночестве и раздвоении личности, на которую позже был снят и наш первый официальный клип: все роли в нём исполнила наша многогранная и неповторимая актриса Светлана Курочкина.

Город Габен и его обитатели, или кабаре-стимпанк: как в Одессе оживают страшные сказки

Город Габен и его обитатели, или кабаре-стимпанк: как в Одессе оживают страшные сказки
Светлана Курочкина

Максим Ячмень вначале не понимал нашей музыки, но впоследствии втянулся — и за следующие 2 года проделал вместе с нами совершенно титаническую работу. Всё дело в том, что мы с братом — оба перфекционисты, хотя конечное видение того, как всё должно быть, у нас зачастую не совпадает. Пока не добьёмся совершенства, не будем полностью уверены, что сделали абсолютно всё возможное для достижения поставленной цели, — до тех пор не успокоимся. За всё это время было выпущено 7 наших синглов: я ходил на студию почти каждый день на протяжении полутора лет, кропотливо занимался записью голоса, упорно работал над полным искоренением акцента, вносил правки по звучанию инструментов и шумов, постоянно ругался с Максимом чуть ли не за каждую тональность.

Весь материал был полностью записан месяцев 8 назад, сейчас заканчивается его сведение: альбом будет содержать 13 англоязычных песен, в среднем по 6-7 минут каждая. Во время записи использовались исключительно акустические инструменты: аккордеон, две гитары, скрипки, виолончель, труба, барабаны, различные разновидности перкуссии. То есть мы изначально нацелились на взятие очень высокой планки: нешаблонная музыка, ориентированная на тонкого ценителя, очень добротно записанная, но довольно сложная для восприятия. Надеюсь, что в этом году работа над пластинкой всё же будет завершена, и она наконец-то увидит свет!

Город Габен и его обитатели, или кабаре-стимпанк: как в Одессе оживают страшные сказки

А.Ш.: Продвигать альбом намерены в первую очередь для западной аудитории: там сейчас как раз набирает популярность жанр дарк-кабаре, такую музыку многие слушают, любят и понимают — порядка 20 аналогичных групп находятся у всех на слуху. При этом стоит отметить, что единственный проект подобного плана, существующий на сегодняшний день в Украине — женская киевская фрик-кабаре группа «Dakh Daughters». Разумеется, мы полностью отдаём себе отчёт в том, что даже большинству продвинутых одесских слушателей наше творчество вряд ли придётся по душе, поэтому и собираемся пробиваться на Запад. А что из этого выйдет — покажет только время…

— Сколько постоянных участников насчитывает ваш коллектив на сегодняшний день? Как бы вы сами определили стиль собственного творчества?

В.Т.: — На данный момент костяк кабаре-театра «Carnival Nevermore» составляют четыре человека: собственно я отвечаю за всё, но в первую очередь — за идеи, создание образов и воплощение их в жизнь; мой брат Андрей 'Энн' Заболотный заведует всем, что касается музыки; прекрасная девушка по имени Светлана Курочкина — вообще совершенно незаменимый в нашей команде человек, она и дизайнер, и актриса, и гримёр, и спец по Photoshop’у; ну и Александр Швец — замечательный актёр, неистощимый источник позитива и жизненной энергии, поборник здорового образа жизни и серьёзного отношения к делу.

Периодически по моему зову к нам присоединяются ещё две талантливые актрисы — Мария Ткаченко и Кристина Демедюк, обе — выпускницы Театрального лицея Анатолия Ивановича Падуки, преданные фанатки нашего общего мрачного сказочного дела. Часто задействуем в различных проектах ребят из «Самовара» и других приглашённых артистов. А вообще за все эти годы было множество ротаций состава: одни люди уходили, другие приходили им на смену, многие оставили довольно значительный след в истории нашего театра.

Город Габен и его обитатели, или кабаре-стимпанк: как в Одессе оживают страшные сказки
Андрей Заболотный

А.Ш.: — С Вовой мы познакомились давным-давно — ещё когда учились в Мореходном колледже технического флота. В один прекрасный день — дело было в 2015 году — он позвонил мне и предложил сняться в клипе! Это действительно было предложение, от которого невозможно отказаться! Я согласился, впервые в жизни примерил на себя костюм Меланхоличного Клоуна, одного из так называемых тупиц Бромбеля — и пошло-поехало! Очень понравились идеи, музыка, вообще вся концепция, захотелось сниматься и дальше. На музыкальных инструментах я пока что не играю — приходится брать актёрским мастерством!

Вообще мы не стоим на месте, непрерывно совершенствуемся: в нашем небольшом коллективе регулярно проводятся совместные уроки пантомимы, классической клоунады, хождения на ходулях, стараемся всячески натаскивать и подтягивать друг друга.

Город Габен и его обитатели, или кабаре-стимпанк: как в Одессе оживают страшные сказки
Мария Ткаченко

В.Т.: — Что же касается стиля… Во все времена всё, что мы делаем, происходило как-то само собой, интуитивно. Единственная составляющая, которая неизменно присутствует во всех наших работах, будь то музыка, кино, фото или сцена — это кабаре! Однажды я просто почувствовал, что это действительно то самое русло, в котором нам стоит развиваться и дальше. В целом «Carnival Nevermore» на сегодняшний день — уникальная смесь из нуара, декаданса, пантомимы, стимпанка, классического театра и циркового искусства, щедро приправленная изрядной долей клоунады.

Город Габен и его обитатели, или кабаре-стимпанк: как в Одессе оживают страшные сказки
Кристина Демедюк

А.Ш.: — Очень много идей, невероятное количество энергии, ежедневно посещают какие-то едва уловимые творческие порывы, приступы вдохновения. Единственное, чего нам пока не хватает — это умения продавать готовые продукты собственного творчества. Впрочем, мы не унываем: главная задача — создавать по настоящему качественный контент, этому мы уже практически научились. Значит, со временем освоим и всё остальное!

— Что представляет собой основной контингент поклонников вашего творчества?

В.Т.: — Романтически настроенные девушки — страстные поклонницы произведений Макса Фрая, любящие осень, дождь за окном и полосатые шарфы! Разумеется, мы только рады! Следом идут творческие люди, так или иначе связанные с театральной деятельностью, им легче адекватно воспринимать наши эксперименты. Одним нравятся мрачные стимпанковские персонажи в цилиндрах, другим — куклы, третьим — песни, четвёртым — общая атмосфера… Так и живём.

Город Габен и его обитатели, или кабаре-стимпанк: как в Одессе оживают страшные сказки
Экс-участница «Carnival Nevermore», московская актриса Юлия Раимкулова

— Какие курьёзные случаи имели место в вашей богатой странностями сказочной жизни?

В.Т.: — Для одной из сцен неоконченного зимнего стимпанк-фильма, о котором я уже упоминал выше, нам понадобились ёлки, причём достаточно много — штук 50. Я подумал, что покупать столько деревьев накануне Нового года будет накладно — проще как-нибудь договориться с торговцами. И вот, еду я со студии звукозаписи 31 декабря, и тут звонит мне продавец, с которым мы накануне обсудили все детали, и не очень трезвым голосом сообщает, что ёлок не будет! Я в шоке: срываются все планы! Проехал ещё квартал, а сам думаю — что же делать, где теперь взять эти дурацкие ёлки? После полуночи их ведь уже днём с огнём не сыщешь! Вылезаю из маршрутки напротив молочного корпуса «Привоза» и начинаю поиски, пугая людей своими необычными оптовыми предложениями. Нашёл ребят, которые согласились продать по дешёвке: подъезжай, говорят, к девяти вечера, заберёшь, что останется. Я — бегом домой, искать грузовое такси, но в канун Нового года таких машин вполне прогнозируемо не оказывается! Остаётся единственная надежда — на верных друзей и соратников…

Город Габен и его обитатели, или кабаре-стимпанк: как в Одессе оживают страшные сказки

А.Ш.: — На часах девять вечера, за окном праздничная новогодняя ночь, и тут вдруг звонит мне Вова и говорит, что надо ехать забирать ёлки! Я поднял на уши всех, кого смог, но нашёл-таки друга с «копейкой», согласившегося за 200 гривен нам помочь…

В.Т.: — Стою на дороге — холодно, темно, те ребята, что продали мне ёлки, давно уехали Новый год встречать. Подходят люди, спрашивают, почём ёлки, я говорю — да берите даром, некоторые всё-таки суют деньги — так что четверть затрат в итоге окупилась. И вдруг вижу: едет «копейка», а в ней довольный Саша! Загрузили машину по полной программе, утрамбовали, кое-как забрались сами. В конечном итоге, в старые советские «Жигули» влезло целых 25 ёлок! Правда, наружу торчали только две фары, а всё остальное было покрыто хвоей. Я боялся, что мы где-нибудь по дороге перевернёмся, но в итоге всё обошлось! Вот на какие жертвы приходится порой идти ради общего благого дела…

— Что бы вы могли пожелать нашим читателям, любителям страшных сказок на ночь, фанатам стимпанка и всем одесситам?

В.Т.: — У меня будет весьма необычное пожелание — скорее даже пророчество для одесситов: если вы живёте в историческом центре, и привинчиваете на старинный фасад безвкусный китайский кондиционер — гореть вам в аду! А вообще — учитесь думать своей головой! И читайте побольше книг — лучше всего старых добрых, бумажных! Они помогают стать личностью!

Город Габен и его обитатели, или кабаре-стимпанк: как в Одессе оживают страшные сказки

А.Ш.: — А у меня, наоборот, тёплое ламповое пожелание: любви, взаимности и верности! Любовь без взаимности встречается довольно часто, но отнюдь не приносит счастья, а неверность и вовсе убивает на корню все светлые чувства! Так что пусть лучше все эти три качества всегда ходят рука об руку друг с дружкой!

Беседовал Дмитрий Остапов

36 1
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Одесситам покажут «Ночь накануне Рождества» на льду

Ледовая арена во Дворце спорта (проспект Шевченко 31) приглашает 12 января на премьеру мюзикла на льду «Ночь накануне Рождества» по мотивам известной повести Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1

Видео

Что грозит жителям Одесской области из-за военного положения?

28 ноября, в первый день действия в Одесской области режима военного положения, губернатор Максим Степанов на специальной пресс-конференции рассказал, как это будет работать.

Военное положение


????????...