Главная / Интервью

Хроника дня

Ирина Ковальская: музкомедия с детства стала моим вторым домом

Заслуженная артистка Украины, ведущая солистка Одесского академического театра музыкальной комедии имени Михаила Водяного, преподаватель кафедры сольного пения Одесской государственной музыкальной академии имени Антонины Неждановой Ирина Ковальская могла бы получить своё звание гораздо раньше. Радовать окружающих своим искусством, утончённой красотой и щедростью эмоций она начала с детсадовского возраста и прекращать не намерена.



Итак, Ирина Ковальская рассказывает…

… о творческой колыбели, золотом слоне и корифеях жанра

Моя любовь к музыке началась в детском садике. У нас была замечательная, чуткая музыкальный руководитель, которая посоветовала родителям отвести меня в студию Татьяны Азарьевны Сафир. В этой творческой колыбели подрастали и ведущий солист нашего театра Сергей Лукашенко, звезда российской сцены Нонна Гришаева, директор ТЮЗа Евгений Бубер… так с шести лет началась моя театральная карьера. Вскоре студия была преобразована в детский театр, удостоена премии Багрицкого, с этим детским театром мы выступали на многих площадках: во Дворце культуры имени Леси Украинки, Дворце культуры железнодорожников, на сцене ТЮЗа, русской драмы, украинского театра и, конечно, музкомедии. Даже на оперной сцене мне посчастливилось сыграть Мери Поппинс в спектакле «Мери Поппинс, до свидания!».

В спектакле «Питер Пэн», который шёл на сцене музкомедии, я исполняла несколько ролей, в том числе роль потерявшегося мальчика, Нонна Гришаева играла Венди, а Женя Бубер Питера Пэна. Взрослые артисты играли вместе с нами Николай Завгородний был замечательным Капитаном Крюком! Также с участием взрослых артистов выпустили спектакль «Звуки музыки». Но это ещё не всё. Нас задействовали в спектакле «Слон» в постановке Юлия Гриншпуна, мы ездили с театром на гастроли, это было необыкновенно интересно. Мы, дети, исполняли роли юных пионеров, по сути, это была поющая массовка: «Пусть переплавит Родина слона на сталь и хлеб» там же по сюжету нашли золотого слона и всем колхозом решали его судьбу… На гастролях в Кишинёве мы утром играли в детском спектакле, по вечерам смотрели «взрослые» постановки. Поездки на гастроли были настоящим праздником, играть рядом с такими блестящими артистами, как Жадушкина, Сатосова, Крупник, Алоин, Барда-Скляренко это бесценно. Десятилетним ребёнком я смотрела «Граф Люксембург» с Жадушкиной и Ковалевским, а потом я сама со Станиславом Антоновичем вышла на сцену в той же роли Анжель Дидье. Как я волновалась тогда, как боялась строго дирижёра Аркадия Певцова! Пожалуй, это был самый ответственный для меня момент пребывания на сцене. Радовалась почти так же, когда за роль Моны в «Безымянной звезде» стала лауреатом премии имени Лии Буговой.


… о знаменитом театральном классе

А затем я поступила в знаменитый театральный класс 37-й школы, к Ольге Сергеевне Кашневой, с которой мы дружим и общаемся по сей день. В театральном классе опять-таки училась Нонна Гришаева, а ещё нынешние звёзды театра и кино Татьяна Лютаева, Ирина Апексимова. Ольга Сергеевна потрясающий педагог, красивая женщина, она заражала нас своей любовью к театру, поэзии. Я видела, как мальчишки-хулиганы, попавшие в класс случайно (видимо, надо было срочно школу поменять), преображались. Она умела мягко, интеллигентно и незаметно делать из них воспитанных людей, и вот они уже открывали двери перед девочками, подавали руку на выходе из трамвая…

Мы проходили практику именно в театре музкомедии, побывали в швейном цеху и радовались, когда видели в спектакле актёра, для которого мы брюки шили. В бутафорском цеху помогали делать разные нужные для спектаклей предметы, и это было очень важно увидеть театр не только из зала, но и за кулисами, побывать в цехах, приложить руку к театральному чуду.

Как-то само собой подразумевалось, что я должна учиться вокалу профессионально. Начала с музыкального училища, затем была консерватория и счастливая встреча с народной артисткой Еленой Стаховской, моей музыкальной мамой, чьи советы для меня до сих пор ценны, мы дружим семьями до сих пор. Прекрасный педагог, солистка филармонии, отличный профессионал, исполняет камерный репертуар так, что мурашки по спине! Она дала мне и вокальную, и актёрскую базу, давала много ценных советов даже просто в жизни, в отличие от обожающих меня родителей, всегда прямо могла всё высказать, и это помогало в ряде ситуаций. Когда я стала работать в музкомедии, Елена Владимировна ходила на каждый мой спектакль, в театре даже думали одно время, что она моя мама, мы даже внешне чем-то похожи.

 

… о секрете молодости и красоты

Почему музкомедия? Когда во время обучения в консерватории я занималась в оперной студии, дирижёр Давид Сипитинер советовал Елене Владимировне: «Давай её в оперу, голос звонкий, перебивает оркестр!». Но в музкомедии возможностей для артиста больше тут и танец, и пение, и актёрское мастерство. И даже порукодельничать можно, я ведь люблю свои костюмы сценические как-то дорабатывать. Например, я умею плести макраме и для рок-оперы «Моисей» с разрешения художника сделала интересные пояса, повязки на голову… А ещё в нашем театре масса разнообразных жанров от классической оперетты до мюзикла-детектива, той же рок-оперы. Чем ещё хорош наш жанр он требует постоянно держать себя в хорошей форме, как вокальной, так и физической. Бывает, что перед премьерой приходится танцевать по пять часов кряду! Вот как сейчас, когда с нами занимается замечательный балетмейстер Алла Давыдовна Рубина. Конечно, начинают сперва ныть мышцы, о существовании которых ты даже не догадывался. Но зато нет необходимости ходить в фитнес-зал, озадачиваться похудением, перед премьерой естественным образом худеет вся труппа. Мы же репетируем поддержки и с балетными артистами, и с певцами, в оперетте исполнитель всегда должен быть подтянутым, порхать по сцене.

 

  

… о театральной семье

В театре всегда кто-то кому-то не нравится, но об этом, во-первых, никогда не узнают зрители, личные отношения никогда не выносятся на сцену. Во-вторых, это и не столь важно, ведь мы чувствуем себя одной семьёй, где могут быть и разногласия, и споры. У нас дружный коллектив, добрые отношения. Директор театра Елена Григорьевна Редько по-матерински относится к артистам, всегда создаёт все возможности для профессионального роста, поездки на конкурсы поможет осуществить, болеет за нас искренне.

Можем, конечно, по-доброму пошутить даже во время спектакля, попытаться «расколоть». Когда мне дали звание заслуженной, Владимир Давыдович Фролов, который играет Тевье в спектакле «Скрипач на крыше», так представлял меня, его старшую дочь Цейтл, Перчику: «Это моя дочь (сквозь зубы: заслуженная артистка)… Цейтл!». А в сцене свадьбы он обращался ко мне: «Поздравляю (сквозь зубы: со званием)». Не рассмеяться было невозможно, но ведь смеющийся артист на сцене это так здорово!

А на израильских гастролях этой весной, когда мы возили рок-оперу «Моисей», мы, артисты, ещё и познакомились по-настоящему с оркестром! За неимением оркестровой ямы музыкантов посадили в кулису, и они во время работы с удовольствием наконец-то увидели спектакль (в отличие от меня, я же постоянно на сцене в той или иной роли, у меня их там три Йохевед, принцессы Египетской и Ципоры!). Было о чём поговорить после представлений. Кстати, артисты и развлечения предпочитают актёрские, повышающие профессионализм, например, игру в «крокодила». А с каким азартом мы все поём в караоке!

Принимали нас в Израиле очень хорошо, признавались, что даже не ожидали такого качества постановки. На гастроли обычно везут мобильный вариант минимум артистов и декораций, а нас приехало 65 человек, и на сцене много людей, и музыка живая, каждому спектаклю аплодировали стоя.


… о планах в новом сезоне

Нынешний сезон для нашего театра юбилейный, 70-й, и одновременно будем отмечать просто невероятную дату 70-ю годовщину творческой деятельности народной артистки Украины Евгении Дембской! Весной выпустим знаковый спектакль «Белая акация», где я буду играть Тосю Чумакову, а перед этим режиссёр Владимир Подгородинский выпустит новый «Бал в Савойе», где у меня роль американки Дейзи (когда-то в старой постановке я бегала по сцене в хоре). Это будет совершенно неожиданный сюжет, с практически новой интригой и постоянными недоразумениями. Зимой театр планирует поставить «Хануму», и пока неизвестно, какую роль кому предложат, мы заинтригованы… Также выйдет обновлённый «Цыганский барон» хотелось бы спеть Саффи, но последнее слово за режиссёром. Планы, надежды, интерес к жизни и работе так начинается для меня этот сезон уже в качестве заслуженной артистки…

 

 

 

Беседу вела Мария Гудыма

Фото из личного архива актрисы

10
Скачивайте мобильное приложение ТАЙМЕРА для вашего мобильного телефона на iOS или Android!

Новости партнёров:

Видео

«Нулевой тайм»: одесские футбольные фанаты атаковали болельщиков «Манчестер Юнайтед»

Вечером 8 декабря перед матчем луганской «Зари» и «Манчестер Юнайтед» на одесском стадионе «Черноморец», в парке Шевченко колонну британских болельщиков атаковали местные футбольные хулиганы.