Главная / Интервью

Хроника дня

«Перрон #7»: имитировать джаз — хуже, чем имитировать оргазм!

Директор и творческий руководитель стремительно набирающего популярность одесского джаз-клуба «Перрон #7» Ярослав Трофимов — о коммунальной кухне и коте Яше, фри-джазе Марка Токара и сексуальной энергии Уилла Джейкобса, утёсовских напевах и вовлечении в «Самоубийство».

«Перрон #7»: имитировать джаз — хуже, чем имитировать оргазм!

— Расскажите о том, что представляет собой концепция «Перрона #7».Что побудило вас создать именно джазовый клуб?

— Наш клуб был задуман ещё в 2013 году, но с тех пор его концепция пережила ряд последовательных трансформаций. Первый «Перрон», открывшийся в 2014-м на Старосенной площади, представлял собой своеобразный комьюнити-спейс для творческих людей или, проще говоря, событийную площадку в формате Travellers Lounge. Любой иногородний артист, будь то поэт, музыкант или художник, приехав в Одессу, мог прямо с вокзала зайти к нам, принять душ, вздремнуть пару часиков, выпить кофе, пообщаться, а вечером — выступить на сцене. Правда, в таком виде проект просуществовал сравнительно недолго: это был некий компромисс, программа-минимум, первые робкие шаги на пути к намеченной цели. В один прекрасный день решили начать всё с нуля и воплотить задуманное в жизнь в полном объёме — создать специализированный атмосферный джаз-клуб.

«Перрон #7»: имитировать джаз — хуже, чем имитировать оргазм!

Почему именно джаз? Очень просто: это самая искренняя, настоящая, демократичная музыка в мире! Которая никогда не обрастёт пафосом: ты можешь устроить яркое оглушительное шоу или развернуть агрессивную пиар-кампанию на страницах глянцевых изданий, но уже с первых нот любому профессиональному джазмену становится ясен и уровень мастерства, и образ твоего музыкального мышления. Поэтому в джазе чем больше понтуешься — тем глупее выглядишь! Новички прекрасно понимают, что единственный способ стать мастером — играть с профессионалами, а опытные джазмены всегда не прочь поделиться опытом, пообщаться, просто поиграть для души.

В этой музыке каждый может найти что-то для себя — будь то новоорлеанский джаз начала XX века или же наоборот, синтез современного джаза, электронных инструментов и рэпа. Существует, правда, множество имитаций, «подделок» под джаз, причём не только на постсоветском пространстве, но и во всём мире, которые тем не менее очень легко распознать и с негодованием отвергнуть: имитировать джаз — хуже, чем имитировать оргазм!

Чтобы играть, скажем, джаз 30-х годов в духе оркестра Гленна Миллера, нужно иметь, что сказать в джазе 30-х! Иначе получится имитация ухудшающегося со временем качества. С другой стороны, авторская музыка — это не просто нагромождение невнятной импровизации: опытный джазовый слушатель сразу услышит искусственность, а неопытный — почувствует фальшь. Универсальность музыкального языка, особая философия взаимоотношений музыканта и зрителя — в этом, на мой взгляд, и заключается вся прелесть джаза.

«Перрон #7»: имитировать джаз — хуже, чем имитировать оргазм!

Долго думали над образом клуба, его настроением, духом: согласитесь, попытки скопировать атмосферу парижского или нью-йоркского джаз-клуба — это путь в никуда, нельзя создать собственное лицо, паразитируя на чужих идеях. Таким образом, перед нами встала задача построить свой собственной образ, понятный и доступный не только жителям нашего города и гостям из Украины, но и слушателям и музыкантам из Европы и США.

В качестве основного направления развития был выбрана одесская коммунальная квартира — воспетая в байках, рассказах и анекдотах, со своим собственным неповторимым стилем и интерьером. Начали искать новый дом: в качестве возможных вариантов рассматривались исключительно Малая Арнаутская и Дерибасовская — как наиболее раскрученные и общеизвестные чисто одесские литературные бренды. Поиски увенчались успехом в 2015 году: здание на Малой Арнаутской 56, построенное в 1904 году, на тот момент находилось в весьма плачевном состоянии — фасад, перекрытия, каркас лестницы и табличка «Покраска кожаных изделий». Всё, начиная с самых элементарных вещей вроде электричества и канализации, пришлось делать своими силами: поначалу мы пробовали нанимать рабочих на OLX, но они только портили — после их неправедных трудов приходилось переделывать всё сначала.

В общем и целом на капитальный ремонт ушло два с половиной месяца напряжённой работы: разумеется, не обошлось без помощи многочисленных друзей — у многих, как выяснилось, золотые руки! Вместе с супругой вынужденно открыли в себе целый ряд строительных талантов: выяснилось, что я, к примеру, умею делать мебель и гипсокартонные перегородки, а Юлианна — красить стены и создавать своими руками плетёные светильники. Работая над дизайном интерьера, мы взяли всё самое лучшее, чем всегда славились одесские коммуналки: длинные общие столы, обеспечивающие близкий контакт и живое общение между людьми, разноцветные обои — в каждой комнате своя гамма, разношерстная мебель, картины и старинные вещи, и самое главное — тёплая домашняя атмосфера!

Настоящим символом нашего заведения стал рыжий кот по имени Яша. Я нашёл его, совсем крошечного, во дворе моих бабушки и дедушки в первый день строительства, сгрёб в охапку, принёс в клуб и сказал: «Этот ёжик будет жить с нами!» Обычный дворовый кот со временем подрос, похорошел, стал мудрым и рассудительным: за эти годы он посетил больше концертов и мастер-классов, чем многие известные одесские джазмены! На сегодняшний день Яша — единственный постоянный сотрудник клуба помимо нас с Юлей: официально он занимает должность старшего администратора «Перрона #7».

— В чём заключаются главные отличия «Перрона» от других одесских арт-кафе? Как происходит процесс приглашения посетителей? Какова средняя стоимость билетов на концерт?

— Наш клуб является, по сути, полузакрытым заведением: билеты на концерт бронируются заранее, а количество мест — ограничено. Все мероприятия посещают исключительно неслучайные люди — настоящие ценители той или иной разновидности джаза. Приглашение происходит следующим образом: вы заходите на наш сайт и оставляете заявку с просьбой забронировать билет на понравившийся концерт. А наш консультант перезванивает и задаёт ряд вопросов о ваших интересах: какой именно джаз вам больше по душе, простой, лиричный или же более продвинутый, сложный, творчество каких исполнителей нравится сильнее других и т. д. И если мы видим, что человек вообще никак не соотносится с данной конкретной культурой, максимально корректно сообщаем, что ему не стоит посещать это мероприятие, но стараемся порекомендовать другое, в большей мере соответствующее его вкусам.

Так, например, концерт Марка Токара, всемирно известного музыканта из Львова, играющего в стиле фри-джаз, которые не предполагает наличия чёткой мелодии и гармонии, но построен на чистых эмоциях — от страха и ужаса до счастья и транса, стоит посещать только тем, кто любит инструментальные эксперименты и крайне нестандартную музыку. А если из всего мирового джаза вам по вкусу, к примеру, исключительно творчество Фрэнка Синатры, то, придя на такое вот специфическое выступление, вы рискуете раз и навсегда испортить впечатление о джазе вообще и нашем клубе в частности! Да ещё и омрачить вечер другим гостям — ведь настроение сидящих в зале людей очень много значит для музыканта на сцене!

Более того: любому джазмену нужен «свой» слушатель, которвый готов впитывать магию, причём именно его собственную, личную магию! И если подобного контакта не происходит, музыканты и зрители не чувствуют друг друга — виноваты в этом именно мы, устроители-организаторы.

Бывает, хотя и очень редко, что и человек вроде бы замечательный, и мы старались всё сделать как надо, а на деле получилось непонятно что: гость чувствует себя на концерте не в своей тарелке, а то и вовсе уходит с середины. Если человек, к примеру, с юных лет привык держать себя в руках, то джаз как музыка тотальной свободы может его просто шокировать! В таких случаях мы всегда спрашиваем, что именно вам не понравилось, приносим искренние извинения и обязательно возвращаем деньги — либо наличными в руки, либо переводим на депозит — другой концерт будет для вас бесплатным.

«Перрон #7»: имитировать джаз — хуже, чем имитировать оргазм!

В ходе разговора с консультантом обсуждается целый ряд немаловажных моментов, имеющих целью сделать ваш отдых в клубе наиболее комфортным и приятным. Отдельно уточняется, например, желание поужинать. Процентов 30 обратившихся, как правило, по тем или иным причинам получают вежливые отказы, сопровождающиеся предложением посетить другой, более подходящий концерт: исключения делаются разве что для экспериментальной музыки, когда посетитель искренне жаждет приобщиться к чему-то новому — в таких случаях взаимопонимание, по крайней мере, возможно.

Средняя стоимость билета варьируется в пределах 500-600 гривен, бывает и дешевле, но пока, к счастью, не дороже. За три года наш клуб посетили более 7 тысяч гостей: данные о музыкальных вкусах и предпочтениях многих из них хранятся в нашей «амбарной книге». Если мы хорошо знаем интересы гостя — стараемся звонить и приглашать на концерт любимого исполнителя по собственной инициативе! Иначе люди обижаются: дескать, как же так, вы там гуляли, а я был не в курсе, и всё пропустил! Иногда просто звоним постоянным посетителям и предлагаем: вы были у нас на блюзе, не хотите ли теперь зайти на джаз?

«Перрон #7»: имитировать джаз — хуже, чем имитировать оргазм!

В нашем концертном зале нет столиков: подобного безобразия, когда музыкантам приходится выступать перед жующими и выпивающими людьми, нет ни в одном уважающем себя джазовом заведении мира. Ни один цивилизованный человек из Америки или Европы во время джазового концерта не позволит себе взять в руки даже бокал, не говоря уже о ложке или вилке — в противном случае все окружающие будут смотреть на него как на дебила: это страшно оскорбительно для музыкантов! Основной зал «Перрона» рассчитан на 64 гостя — оптимальное число зрителей, при котором расстояние между последним рядом и сценой не превышает 5 метров, и ни один человек не растворяется во тьме — джазовым артистам ведь, повторюсь, очень важно видеть, слышать и чувствовать реакцию зала, поэтому галёрка здесь недопустима.

При этом мы отнюдь не впадаем в снобизм: на «Перроне» можно и выпить, и потанцевать, и свободно пообщаться как с другими посетителями, так и с музыкантами, в число которых входят известнейшие джазмены всего мира, и даже попеть с ними вместе старые блюзы 20-х годов!

Но всему своё время: жизнь на «Перроне #7» расписана буквально по минутам. В 18:00 наши гости ужинают — для пришедших загодя новичков обязательно проводится экскурсия по всем интересным закоулкам нашей коммуналки. Музыканты тем временем отдыхают, настраиваются и разыгрываются — в их распоряжение предоставляются отдельные спальни с душем и гримёрки. В 19:15 мы приглашаем посетителей на концерт, который, как правило, состоит из двух отделений с большим антрактом, во время которого можно взять автограф или перекурить. После завершения концерта те, кому хочется ещё музыки, поднимаются на третий этаж — и вечер неумолимо движется к своей кульминации, но уже в абсолютно неформальной обстановке: на чердаке нет никаких правил и ограничений, на столах стоят бесплатные закуски, можно расслабиться и пообщаться на отвлечённые темы.

Обычно через некоторое время к посетителям чердака присоединяются предварительно поужинавшие музыканты, и тут начинается самая отборная магия: даже я не знаю, что именно они собираются там играть! Все сидят друг напротив друга, беседуют, артисты травят байки, играют, что вздумается, когда домашние заготовки подходят к концу, спрашивают — что вам ещё спеть? И порой такие вот тёплые и душевные дружеские посиделки одной большой коммунальной компанией затягиваются далеко за полночь…

«Перрон #7»: имитировать джаз — хуже, чем имитировать оргазм!

— Что представляет собой ужин на «Перроне»? Чем обычно угощают гостей в вашей коммунальной квартире?

— В нашем клубе ужин, напитки и музыка представляют собой единое целое — и, соответственно, меняются с каждым следующим концертом. Специальный тематический ужин из пяти блюд, а также карта из 5 напитков, составляются таким образом, чтобы подчеркнуть музыкальное настроение вечера, а то и кулинарные особенности страны, из которой прибыли артисты. Так, например, на концерте музыкантов из Чикаго мы едим оригинальные хот-доги с лососем и рёбрышки-барбекю с домашним соусом, на концерте мелодичных греков Dimitris Angelakis Quartet — мусаку (овощную запеканку) и бараний шашлык с соусом цацики и т.д. Стоит такое удовольствие 250 гривен, причём кухня у нас безлимитная — размер порции и количество добавки каждого блюда не ограничены и не требуют отдельной платы: главная цель — не заработать на еде, а накормить наших гостей досыта! Наши завсегдатаи уже даже не спрашивают, что именно будет на столе — просто они точно знают: будет вкусно! Так что в плане ужина мы оставляем за собой полную свободу, оговаривая по телефону всего две опции: рыба/мясо и десерт на выбор.

Коктейли в баре, кстати, тоже специально подбираются для каждого мероприятия — с таким расчётом, чтобы их вкусовые качества подчёркивали царящую атмосферу и общий настрой, будь то медленный и тягучий джаз-нуар от Dark Side Trio или зажигательная смесь соула, фанка и блюза в исполнении Ингрид Артур.

— Как обычно проходят концерты на чердаке вашего клуба? В чём разница между выступлением в зале и чердачной посиделкой?

— Чердак — это наша вторая сцена, представляющая собой самую настоящую маленькую уютную мансарду под крышей — с косым потолком и низкими диванчиками, похожую на подпольные нью-орлеанские джазовые клубы начала ХХ века. Создание такой площадки преследовало две цели. Во-первых, дать возможность посетителям и артистам расслабиться в домашней обстановке после «официального» концерта в зале, а во-вторых — для проведения серии атмосферных «квартирников» под общим названием «Блюз на чердаке», которые представляют собой своеобразную дань памяти великим музыкантам прошлого: у нас эта музыка звучит почти так же, как и 100 лет назад! Это даже не концерты, а дружеские домашние вечеринки. У каждого выступающего на чердаке — свой блюз: либо это благородная грусть, либо просто песни, которые ты поёшь, потому что не можешь не петь! Порой я и сам вспоминаю о том, что я плохой, но настоящий, искренний музыкант: беру аккордеон, поднимаюсь на чердак и спрашиваю — чего вам больше хочется: тихой красивой музыки или разбитных блюзов? Как правило, все просят блюзы…

«Перрон #7»: имитировать джаз — хуже, чем имитировать оргазм!

— Расскажите о наиболее масштабных творческих проектах, нашедших своё воплощение на площадках «Перрона». Какие из них получили наиболее восторженные и положительные отзывы зрителей?

— Месяц назад у нас была грандиозная премьера — концерт-посвящение Леониду Утёсову, представляющий собой мини-мюзикл в 8 картинах, в исполнении джаз-бенда под руководством всемирно известного пианиста Майка Кауфмана-Портникова, прославившегося сотрудничеством с самим Эндрю Ллойдом Уэббером в рамках мюзикла «Кошки». Очень долго работали над этой программой — подошли к вопросу со всей ответственностью и серьёзностью. И, по-моему, у нас таки да получилось своё собственное, не каверообразное, но глубокое прочтение легенды советского джаза: ребята смогли не только заново пережить эту музыку, но и вдохнуть в неё нечто новое.

«Перрон #7»: имитировать джаз — хуже, чем имитировать оргазм!

Ещё одним масштабным проектом стал спектакль «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана, режиссёром которого выступила моя супруга, Юлианна Брагина. «Самоубийца» — интерактивная комедия абсурда, главной особенностью которой является отсутствие сцены и чёткого разделения на актёров и зрителей: в происходящее вовлечены все присутствующие гости, которые получают уникальный шанс прожить четыре часа в коммунальной квартире 30-х годов в компании персонажей пьесы. Последние сидят за общим столом, но при этом продолжают играть свои роли: все входящие в клуб немедленно попадают в гущу событий; если вы будете смешно и умно комментировать действия актёров — они сыграют и с вами.

По сути «Самоубийца» — трагикомедия с уклоном в буффонаду: на сегодняшний день спектакль включает в себя шесть сцен, в которых задействованы 12 профессиональных актёров и 28 зрителей. Работа над постановкой заняла всего три месяца, причём в главной роли выступил человек, вообще не являющийся актёром, и сыграл её так, что на первом прогоне все плакали! В конечном итоге от, собственно, Эрдмана в представлении осталось всего процентов 20 — остальное составляет юмор, которым обросли роли во время репетиций. Хотя общая канва пьесы не претерпела никаких изменений.

Компания людей, скажем так, довольно низкого морально-этического уровня — неудачливый писатель, избежавший репрессий священник, женщина сомнительной репутации и другие — находит случайную жертву и начинает уговаривать её совершить самоубийство, причём каждый уже заранее готовит «липовые» предсмертные записки и надеется получить определённую выгоду — дескать, Семён Семёнович Подсекальников наложил на себя руки не просто так, а за определённую великую идею!

Идея ничтожества человеческой жизни в глазах людей, занимающихся репутационными или политическими технологиями, красной линией проходящая сквозь всю пьесу, написанную без малого 100-лет назад, с нашей точки зрения, как никогда актуальна и сегодня…

«Перрон #7»: имитировать джаз — хуже, чем имитировать оргазм!

«Перрон #7»: имитировать джаз — хуже, чем имитировать оргазм!

«Перрон #7»: имитировать джаз — хуже, чем имитировать оргазм!

— Концерты каких исполнителей оставили наиболее яркий и неизгладимый след в вашей памяти?

— В начале февраля у нас выступал Уилл Джейкобс — зажигательный и безумно харизматичный блюзмен из Чикаго, в 12 лет получивший свою первую статуэтку «Грэмми»: я сам практически случайно нашёл его и привёз в Украину. Энергетика во время выступления была просто потрясающая — хоть топор в зале вешай, хоть диваны суши! Не музыкант, а голая сексуальная энергия, от которой все ревут и плачут! Хотя сам Джейкобс при этом остаётся абсолютно спокойным к чужим восторгам однолюбом. После концерта Уилл за стаканом виски признался, что очень любит творчество Джеймса Брауна и мечтает сделать для блюза то же, что Браун сделал для фанка. И у него действительно получается: по крайней мере, на сцене этот человек натурально перевоплощается и ведёт себя как вылитый Джеймс Браун!

«Перрон #7»: имитировать джаз — хуже, чем имитировать оргазм!

А в конце марта прошлого года на «Перрон #7» заглянул Фило Машадо — легенда бразильского джаза, один из родоначальников музыки жанра босса-нова, самый безоговорочный, признанный всеми гений — гитарист, композитор, вокалист, перкуссионист, аранжировщик и просто замечательный человек. К сожалению, настоящая бразильская босса-нова исполняется в нашей стране крайне редко, поэтому украинским музыкантам было сложно играть с Фило: его музыка с непривычки кажется необычной и непредсказуемой. Один из лучших джазовых музыкантов Украины, барабанщик Игорь Гнидин, после концерта честно сказал, что ему всё время хотелось играть как можно меньше, чтобы не мешать Машадо — а то и просто бросить всё, сесть и наслаждаться музыкой! Дескать, не дорос я ещё играть с такими звёздами… Впрочем, сам Фило был вполне готов к подобным неурядицам. После завершения концерта он поужинал, откопал где-то мою акустическую гитару и ещё часа полтора играл просто для себя, для души — это было написано у него на лице! Ну и за компанию для собравшихся за столом зрителей — было просто здорово! Вот что значит настоящий человек музыки!

«Перрон #7»: имитировать джаз — хуже, чем имитировать оргазм!

Отдельно стоит упомянуть визит Дэниела Жанрено — последнего ныне живущего британского короля рок-н-ролла, основателя группы «Kingsnakes», более 10 лет выступавшего с самим Би Би Кингом. Он приехал на «Перрон» в октябре 2016-го, когда мы были ещё совсем молоды и неопытны: концерт стал подарком клубу от моего друга Максима Таврического, ведущего блюзового продюсера страны. Бюджет выступления музыканта вместе с квартетом выглядел пугающе, поэтому у нас Жанрено выступал соло — ну, разве что ещё Максим подыгрывал на гармошке. Разумеется, полный зал, и вот выходит на сцену этот грандиозный дед с каменным лицом, начинает играть рок-н-роллы — и буквально в считанные минуты разрывает аудиторию в клочья!

Два с половиной отделения пролетели как один миг — король действительно выкладывался по полной программе. А закончилось всё совместным джемом: зрители отодвинули диваны, вышли на авансцену, Дэниел раздал инструменты — и тут началось вообще что-то невообразимое! Потом, разумеется, устроили большой перерыв, а после часа ночи Жанрено опять вернулся на сцену, усадил за барабаны одного из зрителей — и продолжал играть до последнего гостя!

Деньги, слава, мировой статус — всё это осталось за дверями клуба, а здесь была совершенно уникальная магия, которой мы до сих пор ещё никогда не слышали! Жанрено просто задал общий настрой: будем играть до самого утра, не обращая внимания на усталость, забыв обо всех проблемах и неурядицах! В перерывах, помню, пили вискарь, и Дэниэл совершенно свободно травил концертные байки и истории из жизни Элвиса Пресли и Чака Бэрри. Наверное, это и есть то, ради чего мы живём….

«Перрон #7»: имитировать джаз — хуже, чем имитировать оргазм!

Если же от ярких эмоций обратиться к сухой статистике, то за прошедший год в стенах клуба прошли 120 концертов, в которых приняли участие 35 артистов из США, Израиля и европейских стран и порядка 90 джазменов со всей Украины. С учётом того, что я же ещё и занимаюсь организацией джазовых концертных туров, можно без ложной скромности сказать: Одесса сегодня диктует джазовую моду всей стране! Жители Киева, Ужгорода, Днепропетровска, Львова, Херсона, Житомира и других городов приходят на концерты артистов, которых, по сути, приглашают в Украину гости нашего клуба — и это, разумеется, не может не радовать.

«Перрон #7»: имитировать джаз — хуже, чем имитировать оргазм!

— Расскажите напоследок, в чём заключается секрет перроновского успеха — как вам удаётся приглашать в Одессу звёзд джаза мировой величины? Что бы вы могли пожелать нашим читателям?

— Секрет прост: мы каждый раз стараемся сделать всё на уровне, выкладываемся на полную катушку, чтобы пребывание в нашем клубе оставило максимум положительных эмоций не только у гостей «Перрона», но и у артистов! А напоследок просим порекомендовать нас своим коллегам: хорошее слово из уст одного музыканта — самая лучшая рекомендация для другого! В это трудно поверить, но ни один из отзывов, размещённых на нашем сайте, не был написан специально, в рекламных целях: люди сами находят тёплые слова, за что мы, конечно, безмерно им благодарны!

А что касается пожеланий… Гигиены мышления! Впускайте в себя только то, что делает вас счастливыми! И спокойно отпускайте то, что огорчает или расстраивает…

Беседовал Дмитрий Остапов

17
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Верка Сердючка первой ступит на летнюю сцену Одесского морвокзала

Одесский морской вокзал на всё лето станет главной концертной «Меккой» страны — на сцене этого развлекательного комплекса, который специально строят для такого случая, пройдут более 40 выступлений украинских и мировых исполнителей.

1

Видео

Видеофакт: в Приморском наблюдали смерч

17 июня в районе посёлка Приморское Килийского района Одесской области в море возник настоящий смерч.



????????...