Главная / Мысли вслух

Хроника дня

О вышиванке на Дюке и «древностях антов»

Когда одесский Евромайдан только начинался, я написал о том, что место для него выбрали крайне неудачно. Герцог Ришелье бежал от французского майдана и его «гидности» и вернулся домой только вместе с русскими танками. В смысле — кирасирами. Ну и всякими там ряжеными казаками, маргиналами, калмыками и дагестанскими срочниками. Но сегодня я не о Дюке, а о памятнике ему.

Как-то мы привыкли, и даже не вызывает вопросов, что, как и, например, московские Минин с Пожарским, он изображает исторического персонажа не в костюме своей эпохи, а в античном наряде. В сандалиях, а не в ботфортах. В тоге, а не в камзоле. С гладиусом, а не со шпагой. Что хотел сказать аффтар? Зачем он переодел Ришелье?

Арман Эммануэль София-Септимани де Виньеро дю Плесси, граф да Шинон, V герцог Ришелье стоит в лавровом венке триумфатора. Триумфатора Цивилизации над Варварством, Империи над Ордой, Европы над Азией, Культуры над Натурой, Искусственного над Естественным, Просвещения над Мракобесием. Если хотите, лавровый листик победы Реставрации над Революцией в этом гербарии тоже есть.

 

И вот мы видим как украинцы тоже решили переодеть Дюка. И тоже не в современный, а в старинный наряд. Что же это за наряд? Что он символизирует? Это народная крестьянская одежда. Она символизирует естественность, простоту, близость к земле. Одним из первых эти идеи провозгласил старший современник Дюка, тот самый, в честь которого назвали столичную хипстерскую закусочную. Он ругал индустриализацию, считал, что власть принадлежит монолитному единству нации, любил гордых и свободолюбивых поляков и не любил русских.

Вся эта аргроромантика была настолько популярна, что самая известная в мире любительница кондитерских изделий у себя во дворце даже завела ферму с утками и свиньями. Впрочем монолитная нация этого не оценила и отрубила ей голову.

Но я отвлекся. Когда же появилась эта вышитая народная рубашка? В разных украинских книжках (можете даже в Вики глянуть) по этому поводу обычно приводят картинки таких забавных пляшущих человечков из серебра, которые были еще в начале ХХ века найдены недалеко от Черкасс. Клад, в составе которого были найдены человечки, относят к т.н. «древностям антов» — наборам раннесредневековых украшений названных так по имени крупного союза славянских племён. Человечки одеты в рубахи с характерной штриховкой на груди в которой легко узнаётся вышивка.

 

Первым такую реконструкцию костюма «древних русов» сделал сталинский археолог №1 академик Рыбаков. А в древних укров их записали «папизже». В одной такой книжке я даже видел реконструкцию облика антского вождя у которого фигурки клада размещалась в качестве своеобразной аппликации на груди. Видимо, вместо вышивки. На самом деле эти фигурки, скорее всего, украшали седло и сбрую коня, а в вышитых туниках ходили ранее византийские воины и позднее римские легионеры. От них эту одежду, как и многие другие элементы культуры, заимствовали варвары, в т.ч. и славяне.

 

Но, как вы понимаете, натягивая эту «тунику» поверх дюковой тоги, украинцы, конечно же, не подозревают о её исконно римских корнях. К чему бы тогда эти переодевания?

Автор: Александр Васильев

3
* Данный материал опубликован на правах блога. Он отражает субъективное мнение его автора, которое может не совпадать с позицией редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Видео

Видеовзгляд: новогодний салют на Думской площади

Наступление 2020 года в Одессе по традиции встретили масштабным фейерверком; те, кто не наблюдали его лично, могут сделать это на видеозаписи ТАЙМЕРА.

Инфографика



????????...