Главная / Неформат

Хроника дня

А чаю так и не попили… Одесский театр «замахнулся» на Гарольда Пинтера

«Было слишком рано. — Слишком рано для чего?»

Пока это не премьера «Театра на Чайной», а только одна из открытых репетиций. Режиссёр Александр Онищенко проверяет на «подопытных» друзьях и коллегах некоторые моменты будущего спектакля, обсуждает их с залом, проявляя готовность что-то изменить, где-то доработать… Кто ещё из режиссёров способен на подобное? Все, как тот бабелевский персонаж, думают: «Самолюбие мине дороже». А Саше дорого театральное искусство, дорога возможность создать на сцене нечто идеальное.

Пьеса нобелевского лауреата Гарольда Пинтера «Кухонный лифт» (кстати, артисты и режиссёр делают неверное ударение в слове «кухонный» — на втором слоге, а надо на первом) написана в далёком 1957 году. Но Саше Онищенко эта история бандитских разборок навеяла более приближенные по времени реалии. Есть даже идея оформить пространство сцены в духе стиля «жлоб-арт», разрабатываемого украинским художником Иваном Семесюком. Перед нами — этакие современные «братки», перед которыми стоят сложные задачи. Каждую ситуацию можно «раскрутить» и так, и эдак. «Пинтеризм», основанный вроде бы на реальности, мерцает абсурдистскими ситуациями, допуская неоднозначные трактовки действий персонажей — как видимых, так и невидимых, о которых зритель может только догадываться.

А чаю так и не попили… Одесский театр «замахнулся» на Гарольда Пинтера

А чаю так и не попили… Одесский театр «замахнулся» на Гарольда Пинтера

А чаю так и не попили… Одесский театр «замахнулся» на Гарольда Пинтера

А чаю так и не попили… Одесский театр «замахнулся» на Гарольда Пинтера

Покамест декораций и близко нет, на сцене просто голые помосты и убогие кровати, служащие временным (кое для кого чуть ли не мгновенным) пристанищем двум маргинальным паренькам. Судя по всему, это молодые киллеры по вызову, простые исполнители, один из которых в чём-то накосячил, и это не сойдёт ему с рук.  

А чаю так и не попили… Одесский театр «замахнулся» на Гарольда Пинтера

А чаю так и не попили… Одесский театр «замахнулся» на Гарольда Пинтера

А чаю так и не попили… Одесский театр «замахнулся» на Гарольда Пинтера

Артисты, исполняющие роли Бена и Гаса, Никита Шумский и Александр Колесниченко, создают полярные образы. Бен — невозмутимый, его породистое лицо (западноевропейский типаж, между прочим, может в будущем спокойно сниматься в иностранном кино), словно маска, скрывает истинные эмоции (но старается ещё и прикрыться газетой от испытующего взгляда визави). Даже когда он вроде бы зол на собеседника, не покидает ощущение, будто истинная причина злости нам неизвестна, раздражение во многом наиграно…

А чаю так и не попили… Одесский театр «замахнулся» на Гарольда Пинтера
Никита Шумский в роли Бена

Бен (берясь за газету): Было ещё слишком рано.

Гас: Рано? (Встаёт.) То есть как? Мы ведь получили вызов, было сказано тут же отправляться. Мы так и сделали. Выкатились в ту же минуту. Так как же могло быть слишком рано?

Бен (ровным тоном): Кто принимал вызов — я или ты?

Гас: Ты.

Бен: Было ещё слишком рано.

Гас: Слишком рано для чего?

Пауза. 

То есть кто-то должен был уйти отсюда до того, как мы придём?

 

Гас — улыбчивый крепыш, простоватый и откровенно недалёкий парень, другой бы на его месте уже давно разгадал страшную загадку ожидания в пустой квартире. Режиссёр признаётся на обсуждении, что такой простодушной реакции как раз и добивался от Саши Колесниченко, чей герой доверчив и не ждёт ничего плохого. Только шестое чувство, так называемая «чуйка» тревожит это диковатое существо, с шумом нюхающее воздух. Идеей фикс для Гаса стало желание попить чайку, но в доме, где они прячутся, газовый счётчик, требующий монет. А монет с собой не захватили. Получается интересная перекличка, заметили первые зрители: Гас — газ, чай — «Театр на Чайной», где принято после спектакля совместно пить бодрящий напиток, обсуждая увиденное.

А чаю так и не попили… Одесский театр «замахнулся» на Гарольда Пинтера
Гас — Александр Колесниченко

К слову, традицию чаепития после переезда театра во Дворец студентов, удалось восстановить — в здании открылось маленькое кафе, и чай снова согреет души театралов.

Напомним, что «нобелевка» по литературе была присуждена Гарольду Пинтеру в 2005 году за пьесы, в которых он «приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения». «Кухонный лифт» — именно такая пьеса, и скрежет этого самого лифта становится мрачным предзнаменованием, маркирует повороты загадочного сюжета. В замкнутом пространстве квартиры, где оказались Бен и Гас, только кухонный лифт обеспечивает какую-никакую связь с внешним миром, враждебным к этим плохим, но достойным лучшей участи парням.

Спектакль подробно разобрали, что называется, по косточкам, вплоть до того, откуда лучше входить на сцену актёрам в конкретных мизансценах. Такое обсуждение, говорит режиссёр, очень помогает в работе над спектаклем. Удивительное дело — здесь думают в первую очередь о зрителе, о его впечатлениях, о том, что публика может почерпнуть от театра. Но за это мы «чайников» и любим. Ждём премьеру…

А чаю так и не попили… Одесский театр «замахнулся» на Гарольда Пинтера

А чаю так и не попили… Одесский театр «замахнулся» на Гарольда Пинтера
Режиссёр Александр Онищенко

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

11
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Одесситам покажут «Ночь накануне Рождества» на льду

Ледовая арена во Дворце спорта (проспект Шевченко 31) приглашает 12 января на премьеру мюзикла на льду «Ночь накануне Рождества» по мотивам известной повести Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1

Видео

Что грозит жителям Одесской области из-за военного положения?

28 ноября, в первый день действия в Одесской области режима военного положения, губернатор Максим Степанов на специальной пресс-конференции рассказал, как это будет работать.

Военное положение


????????...