Главная / Неформат

Хроника дня

«А что, если заполнить этот дом водой?». Одесский «Театр на Чайной» выпустил премьеру перед переездом

Хоть на сцене всё должно быть идеально.

Печальная новость для одесских театралов — «чайники» в начале осени вынуждены будут поменять «прописку», ибо на Карантинной намечается стройка. Оказывается, нашему многострадальному городу нужны очередные семиэтажные «дуры». Но таковы реалии сегодняшней жизни, директор театра Александр Онищенко ищет новое помещение в центре города, а тем временем работа продолжается, вот и премьеру выпустили. «Гармония» по мотивам пьесы финского драматурга Мики Мюллюахо символически появилась в репертуаре именно сейчас.

Смотришь на макет декорации, этакий стеклянный домик, и грустишь о хрупкости, призрачности театрального счастья, ведь творческие люди преобразили и оживили убитую «заброшку», с 2010 года творили в этих стенах чудеса, а теперь приходит конец «чайной» эпохе, с её неповторимым очарованием места. Играть спектакли и пить чай со зрителями можно, конечно, и в другом помещении (да сыскалось бы ещё оно), только здесь это было так органично. Когда-то здесь фасовали некачественный чай, просыпавшиеся на пол чаинки сметали веником и возвращали в коробку, чтобы гарантированно попали в пачку, а затем и в чью-нибудь чашку. Теперь, словно во искупление прежней истории, производят прекрасный театральный продукт…

Итак, «Гармония». Режиссёр спектакля и исполнитель роли театрального режиссёра Олави Олег Симоненко заставляет влюбиться в своего героя, такого обаятельного, милого, интеллигентного, способного ради поиска вдохновения наматывать круги по дому и в сотый раз переделывать готовое решение. А как он шикарен в костюмчике а-ля Чарли Чаплин, надетом ради тематической вечеринки! И походочка носками наружу, и тросточка круги описала в воздухе, и фоном звучит слоу-фокс, и прекрасная цветочница рядом, театральная художница Саара, которую играет Елена Юзвак. Цветок в петлицу — последний штрих, Саара завершает сборы, словно промелькнули несколько кадров из «Огней большого города»…

«А что, если заполнить этот дом водой?». Одесский Театр «На Чайной» выпустил премьеру перед переездом

«А что, если заполнить этот дом водой?». Одесский Театр «На Чайной» выпустил премьеру перед переездом

Но всё совсем не так благостно, ибо эта ходячая электростанция по имени Саара питает Олави, она служит донором, источником энергии, силы. «Повампирить» не прочь и друг семьи (по накалу эмоций семья напоминает скорее итальянскую, чем финскую) Алекси-продюсер, чью роль исполняет Олег Фендюра — в сцене любовного объяснения зал физически ощущает, как часть заинтересованного внимания Саары достаётся этому романтичному одинокому отцу. А из неё бы получилась отличная мать, детям всегда было бы с чем поиграть, домики-макеты, куколки всякие...

«А что, если заполнить этот дом водой?». Одесский Театр «На Чайной» выпустил премьеру перед переездом

«А что, если заполнить этот дом водой?». Одесский Театр «На Чайной» выпустил премьеру перед переездом

«А что, если заполнить этот дом водой?». Одесский Театр «На Чайной» выпустил премьеру перед переездом

«А что, если заполнить этот дом водой?». Одесский Театр «На Чайной» выпустил премьеру перед переездом

Олави занервничает, оставшись без привычной пайки «крови» — гармония нарушена, удастся ли её обрести вновь? Да и была ли она? А с появлением «маленькой кроватки» в этом доме, к чему подводит финал, разве разрешатся проблемы? Ведь мужу тогда достанется далеко не всё внимание жены… И самое главное: получится ли гениальный спектакль? Зрители-то видят только неидеальную, но такую забавную и трогательную реальную жизнь персонажей, наполненную в основном фантазиями. Хотя кто сказал, будто так жить нельзя — проводя время в вихре вечеринок, творческих планов и споров, перерастающих в очередную репетицию? Достойнее многих других жизненных сценариев.

«А что, если заполнить этот дом водой?». Одесский Театр «На Чайной» выпустил премьеру перед переездом

«А что, если заполнить этот дом водой?». Одесский Театр «На Чайной» выпустил премьеру перед переездом

«А что, если заполнить этот дом водой?». Одесский Театр «На Чайной» выпустил премьеру перед переездом

«А что, если заполнить этот дом водой?». Одесский Театр «На Чайной» выпустил премьеру перед переездом

«Это финал трагикомической трилогии, которую в течение нескольких лет сочинял успешный финский режиссер и художественный руководитель Национального театра в Хельсинки, — пишет о пьесе «Гармония» известный российский критик Павел Руднев. — Первые две пьесы из цикла "Паника" и "Хаос" оказались очень востребованы в репертуаре российских театров, стали определенным феноменом российско-финских театральных отношений последних лет. Пьеса "Паника" была "мальчишником", где трое мужчин в кризисе среднего возраста психовали, ссорились и сжигали свои никчёмные стереотипы, просветляя свой жизненный путь. Пьеса "Хаос" была "девичником", где женщины говорили о засилии маскулинного мира и пытались научиться жить, совмещая зависимость от мужчин и свободу от них.

В пьесе синтеза — финальной "Гармонии" — Мюллюахо, уже не веря, что гармония возможна в жизни, где царит только паника и хаос, помещает гармонию в театр, ибо в театре возможно всё. Но и это только иллюзия, которую ежевечерне порождает театр. Супружеская пара — режиссёр и сценограф, а также третий лишний — продюсер — живут, пытаясь обрести гармонию, но постоянно пребывают в конфликте, ибо они — люди театра. Семейный быт Олави и Саары посвящён творчеству: супруги ежедневно заняты сочинением спектаклей, обращая каждую деталь реальности в театральный предмет или повод к размышлению над очередной пьесой. Живут образными системами, и если говорят о том, что жизнь их превратилась в "стеклянный пустой дом", так напоминающий декорацию, то непременно предлагают: "А что если заполнить этот дом водой?".

Всё, что происходит в реальности, является репетицией перед спектаклем, который становится фактом искусства, и герои смиряются с осознанием того, что настоящей жизни у них давно нет, как нет детей и подлинных отношений, а единственным настоящим желанием оказывается желание постоянно читать и ставить пьесы. Но, невзирая на это, пьеса Мюллюахо "Гармония" остаётся своеобразным памятником людям театра, смешным, алогичным, принимающим иллюзию за реальность, уверяющим нас со сцены, что гармония всё равно существует, даже если её нет в действительности».

«А что, если заполнить этот дом водой?». Одесский Театр «На Чайной» выпустил премьеру перед переездом

«А что, если заполнить этот дом водой?». Одесский Театр «На Чайной» выпустил премьеру перед переездом

«А что, если заполнить этот дом водой?». Одесский Театр «На Чайной» выпустил премьеру перед переездом

Да-да, театральные люди, смирившись с тем, что в жизни всё неидеально, постоянно стараются, чтобы хотя бы на сцене всё было совершенно. У «чайников» обычно получается. А если избавятся от странного и громоздкого парика для героини, заменив его другим или просто стильной причёской (это предпочтительнее), то одесская «Гармония» станет просто совершенством! Компромиссы тут неуместны — сами приучили к идеальным результатам.

«А что, если заполнить этот дом водой?». Одесский Театр «На Чайной» выпустил премьеру перед переездом

«А что, если заполнить этот дом водой?». Одесский Театр «На Чайной» выпустил премьеру перед переездом

«А что, если заполнить этот дом водой?». Одесский Театр «На Чайной» выпустил премьеру перед переездом

«А что, если заполнить этот дом водой?». Одесский Театр «На Чайной» выпустил премьеру перед переездом

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

17
Скачивайте мобильное приложение ТАЙМЕРА для вашего мобильного телефона на iOS или Android!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Новости партнёров:

Видео

Как это было: дебош участников АТО в одесском парке и их усмирение

12 октября трое пьяных мужчин в камуфляже в парке Шевченко цеплялись к прохожим и всячески провоцировали конфликт. Наконец, они своего добились, но результаты оказались не в их пользу.