Главная / Неформат

Хроника дня

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

Простите, а дышать можно?..

Одесский Национальный академический театр оперы и балета впервые за последние 170 лет поставил оперу Джузеппе Верди «Набукко». Силами итальянской труппы она была представлена в Одессе в 1847 году, спустя 5 лет после премьеры в Ла Скала. Снова пришло её время

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

Даже далёкие от музыки люди знают на слух хор пленных иудеев Va pensiero («Лети, моя мысль»), это, безусловно, жемчужина в музыкальной сокровищнице мира, величественная и простая музыка свободной души, которая рвётся наружу из оков порабощённого тела. В одесской постановке нет вульгарных подробностей, подчёркивающих униженное положение пленных — всё те же белые незапятнанные одежды, нет ни связанных рук, ни следов истязаний. Просто люди осознают свою несвободу. И им некомфортно в их элегантном протесте. Фенену (в спектакле эту партию исполняет меццо–сопрано, заслуженная артистка Украины Татьяна Спасская) ведут на казнь, принося в жертву Ваалу, без кандалов.

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

Нет лишних деталей, нет натужного осовременивания, балетной суеты, а музыка «Набукко» в этом и не нуждается, она самодостаточна. Разрушение храма Иерусалимского, ключевое событие сюжета, приравнено ко вселенской катастрофе — мы видим, как висящий над сценой сверкающий земной шар распадается на две полусферы.

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

С первых же нот увертюры проникновенная тема иудеев, напоминающая хорал, противопоставлена хлёстким, как удар бича и рёв фанфар, музыкальным фразам, рисующим двор вавилонян. Дирижёр-постановщик, народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ, добился этого разительного контраста от оркестра и закрепил его надёжно — даже если не смотреть на сцену, можно ощутить всю остроту конфликта. Но смотреть на сцену нужно и можно.

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

Новая постановка в некоторой степени призвана заново «сшить» расползающуюся страну, над ней работали профессионалы из Одессы и Львова. Режиссёр «Набукко», гендиректор Львовской Национальной оперы, народный артист Украины, экс-министр культуры Василий Вовкун так говорит о своей трактовке: «Сегодня, когда мир затаил дыхание в предвкушении какой–то вселенской трагедии, Храм — Земля становится беззащитным как от воли Творца, так и от воли самого человечества. Земля — ​​маковое зёрнышко в космическом пространстве, она постоянно под угрозой столкновения с внеземными астероидами. Поэтому художник–сценограф Тадей Рындзак в оформлении спектакля изобразил на камнях, которые сыплются с неба, выбитые на древнееврейском языке фразы из Торы и лики тех, кто оберегал и молился за земной Храм.

Войско Набукко — царя Вавилонского Навуходоносора ІІ выглядит современным бездуховным монстром, готовым, будучи зомбированным властью, стереть с лица земли святой Храм. Оно олицетворяет зло, сущность которого — смерть. Первосвященник Захария перед таким страшным вражеским нашествием пытается внушить своему народу надежду, спасти Храм, взывая о спасении ко Всевышнему. Здесь противопоставляются уже не народы, не их культуры, или мироощущение, здесь предельно чётко выделяются две идейно враждебные мировые силы... Судьбы всех главных героев произведения драматические у каждого по–своему. Однако у Набукко она одна из самых трагических. Претенциозно ущербная личность, наделённая безграничной властью, владеющая великой державой, самой мощной в мире армией, техническим вооружением перестает осознавать свое человеческое предназначение, рамки своих человеческих возможностей. Тогда Всевышний лишает его здравого смысла на наивысшем пике славы. Рассудок покидает царя, он снова становится чистым листом бумаги, но Бог не лишает его любви ... любви к дочери Фенене... Именно любовью взывает Набукко к Богу евреев, прося о спасении любящей дочери и с любовью признавая власть Творца над собой и над миром. Храм будет спасён его любовью. Храм Земной будет спасён человеческим покаянием...».

Покаяние, конечно, дело хорошее, но для каждого зрителя «Набукко» будет о чём–то своём, ибо гнёт несвободы у каждого свой. Величественное, космическое решение пространства (никакого тебе идола Ваала, который рассыпается на части согласно либретто) становится канвой, по которой вышивает восточные узоры художник по костюмам Сергей Васильев. Иудеи облачены в светлые, мягкие, струящиеся ткани, помыслы их стремятся к духовным высотам, ассирийцы же выбирают земную тщету и роскошь — дорогие, жёсткие ткани, металлизированный блеск, тафта цвета изумруда и бордо, головные уборы, хищно ощетинившиеся рогами.

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

Хореограф-постановщик Янина Киселёва торжественным маршем пустила вавилонян играть свиту царя, выносить хоругви. Благодаря контрастному решению костюмов противоборство обозначено. По краю платья, в котором впервые появляется на сцене дочь царя Абигайль (Анна Литвинова), ползут языки пламени, вот так же страсти опаляют её душу. Надо сказать, со сложной сопрановой партией, особенно в знаменитой арии мести, певица справляется прекрасно, а ведь это почти цирковой трюк, только при помощи одного лишь голоса.

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

Сестра её, добрая и душевная Фенена, в золотых одеждах, напоминающих латы, — вид, достойный дочери царя, но без привкуса крови и пламени. Когда Фенена обращается в иудаизм (об этом, как и о многих других событиях, персонажи просто рассказывают, многое остаётся вне сцены), корона и платье–латы ей уже не нужны — она в белом, как и прочие иудейки. Властитель её сердца Измаил (заслуженный артист Украины, тенор Владислав Горай) в серебристой скромной одежде — истинный рыцарь.

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

Сам же вавилонский царь Набукко (Навуходоносор) в исполнении заслуженного артиста Украины Виктор Митюшкин — личность значительная. На наших глазах рослый и статный монарх-военачальник слишком далеко зайдёт в своей гордыне, падёт на землю от удара молнии, затем предстанет слабым, безумным старцем, через покаяние вновь обретающим свою силу. И вовсе не он, а его дочери, оспаривающие любовь иноверца, — главные действующие лица в этой опере.

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

Образ народа в хоровых сценах (нельзя не отметить эталонную работу хормейстера–постановщика, заслуженного деятеля искусств Украины Леонида Бутенко) здесь главенствует. И благочестивый первосвященник Иерусалима Захария (молодой бас Дмитрий Павлюк с лёгкостью берёт запредельные нижние ноты и с достоинством несёт свои атрибуты служения в виде огромного посоха и высокого, тяжёлого, сверкающего головного убора, в нём светится миниатюрный шарик, это намёк на истинность веры, способной сохранить мироздание) — не носитель интриги, а один из народа, идущий на полшага впереди.

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

Но как же без пресловутой ложки дёгтя? Переборщили на премьере с клубами дыма в сцене, когда Захария читает скрижали завета. В зале раздался дружный кашель, а один пожилой зритель из седьмого ряда был вынужден вообще сбежать в фойе… Будем надеяться, на следующих премьерных показах 19 и 26 ноября публике будет легче дышаться. Вполне достаточно наличествующих в спектакле интересных световых решений и видеографики, дым–машина — тот архаичный агрегат, который должно в двадцать первом веке принести в жертву Ваалу или Яхве, не суть.

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

«Бросьте жертву в пасть Ваала!» Одесская опера предъявила публике «Набукко»

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

1 30
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в
Сивоглаз Виталий Сивоглаз Виталий

Ложку дёгдя съели!
На последующих спектаклях дыма не будет!

Ответить +1

Новости партнёров:

Видео

Ректор Одесского университета о реформе в вузе

Руководитель ОНУ имени Мечникова Игорь Коваль рассказал о грядущей оптимизации учебных и научных процессов в университете.