Главная / Неформат

 

Хроника дня

«Чай», «Тяжёлый стул» и «Закрыто»: Одесская биеннале современного искусства представляет Владимира Кожухаря

Просто правда.

До 30 сентября одной из локаций Пятой Одесской биеннале современного искусства «Зона турбулентности» стал зал «Одессика» муниципального музея личных коллекций имени А. В. Блещунова.

Кураторская экскурсия Михаила Рашковецкого по экспозиции прошла в отсутствие автора — тем, кто знает Владимира лично, известно его недоверие к культурным институциям музейного типа и то, как он «с трудом переносит чужое пространство» (по меткому выражению журналиста и коллекционера Феликса Кохрихта). Сам же куратор не скрыл, что считает Кожухаря «одним из ведущих художников Украины».

«Чай», «Тяжёлый стул» и «Закрыто»: Одесская биеннале современного искусства представляет Владимира Кожухаря

Серия графики, представленная на биеннале, вроде бы ближе к традиционному искусству, это же не броская инсталляция или мерцание видео, а древний способ общения художника с материалом, всё вручную, всё взаправду. «Тяжёлый стул», хоть выполнен акварелью, а весом — попробуй сдвинуть его! «Чай», явно ничем не подслащённый, горек на вкус, но кто сказал, что жизнь художника должна быть сиропной? «Закрыто» — именуется работа с заколоченным зелёным сараем, да только зачем в этот сарай стремиться? В работе «Ворота с двумя птицами» видно, как важно воспарить над убогостью ситуации…

«Чай», «Тяжёлый стул» и «Закрыто»: Одесская биеннале современного искусства представляет Владимира Кожухаря

«Чай», «Тяжёлый стул» и «Закрыто»: Одесская биеннале современного искусства представляет Владимира Кожухаря

«Чай», «Тяжёлый стул» и «Закрыто»: Одесская биеннале современного искусства представляет Владимира Кожухаря

«То, что мы видим здесь, — это не враньё, — говорит Рашковецкий. — Я предлагал назвать выставку "Просто правда", но автор со мной не согласился. Честность художника для меня была необычайно важна. Здесь царит эйдос, идея, и соблюдается принцип дзен: одно во всём, и всё в одном. Лаконично, и в то же время немота преодолевается.

Мне жаль, что работами Кожухаря не обладают музейные собрания Одессы. Сперва планировалось поместить его экспозицию в выставочном зале, но, как и во многих ситуациях на биеннале, вмешалась турбулентность, так работы оказались в зале "Одессика" — и это символично, зная любовь автора к Одессе».

Михаил Рашковецкий с Мирославом Кульчицким как сокураторы начали реализовывать проект биеннале ещё в 2013-м, а годом раньше Мирослав написал статью о творчестве Владимира Кожухаря, которую сейчас уместно процитировать: «На первый взгляд, искусство Кожухаря — это метафора отчуждённости индивида в современном мире, где невозможна коммуникация без медийных посредников, где каждый лишён ощущения "кожа к коже" и обречён на существование в своей "ловушке", в своей герметичной реальности, сдобренной экранными картинками, без шансов ощутить "плоть и кровь" и надежд на возрождение духа сопротивления. Но взгляд внимательный неизбежно различит "за" этой отстранённостью, умело нарушенной перспективой и "приглушённостью" хроматической гаммы, придающими живописным полотнам Кожухаря столь милое моему сердцу очарование безмолвия, мерцание иных фундаментальных смыслов.

«Чай», «Тяжёлый стул» и «Закрыто»: Одесская биеннале современного искусства представляет Владимира Кожухаря

«Чай», «Тяжёлый стул» и «Закрыто»: Одесская биеннале современного искусства представляет Владимира Кожухаря

…Кожухарь говорит нам: здесь есть уже всё, но чтобы овладеть кодом доступа, нужно стать равным Богу. Визуальный ряд Кожухаря — это раскадрированная реальность, где каждый кадр — вовремя остановленный поток "привычных" образов, остановленный так, в том месте и в то время, когда они обнаруживают иное содержание. Сквозь иллюзию спонтанности неизменно проглядывает рука монтажёра, искусно выстраивающего цельное киноповествование из разрозненных материалов found footage — и этот вездесущный и всевидящий монтажёр, в отличие от нас, точно знает, какой именно кадр подлежит "остановке", в каком именно ракурсе и освещении объект обнажает свои подлинные свойства, и если мы не способны в должной мере оценить остроту и проницательность его взгляда, мы просто должны ему доверять. Характер этого взгляда — не любопытствующий, но проникновенный. Это взгляд, вскрывающий стереотипные контекстуальные конверты и взыскующий упорядоченности вещественного мира, взгляд, "грезящий" о том идеальном мире, в котором каждая вещь и каждая "случайная" ситуация обнаруживают несомненную подлинность, ценность, безусловную для ясно-видящего ока.

«Чай», «Тяжёлый стул» и «Закрыто»: Одесская биеннале современного искусства представляет Владимира Кожухаря

«Чай», «Тяжёлый стул» и «Закрыто»: Одесская биеннале современного искусства представляет Владимира Кожухаря

«Чай», «Тяжёлый стул» и «Закрыто»: Одесская биеннале современного искусства представляет Владимира Кожухаря

Кожухарь не "распыляет" смыслы, но концентрирует их в одной отдельно взятой вещи, как бы сливает их воедино, "выявляя" один, главный смысл. Вещи Кожухаря — не утлые судёнышки, подвластные "воле волн", но корабли, поставленные на прикол, "намертво" привязанные стальной якорной цепью ко дну, — к тому скрытому в глубине дну, о рельефе которого мы ничего не знаем. О нём знают только те, совсем Другие, ибо их взгляд совершенен, и только он способен проникнуть сквозь толщу воды к тому, что Там. Бросая "якоря", Кожухарь заявляет: только в привязке ко "дну" Вещь истинно существует. Только в такой позиции она действительно что-то значит — и значит именно это, а не то. Вне этой субстанциональной связи она — симулякр, пустышка, фетиш, "заложница" бессмысленной игры в означающие, той игры, которая уже себя исчерпала».

«Чай», «Тяжёлый стул» и «Закрыто»: Одесская биеннале современного искусства представляет Владимира Кожухаря

Мирослава Кульчицкого нет с нами уже два с половиной года, но лучше о творчестве Кожухаря пока никто не сказал. И сколько бы ни бурлило одесское художественное сообщество, со скуки обесценивая сделанное друг другом, самим собой и кем угодно, здорово, что происходит биеннале, что публика видит работы художников.

К слову, в том же Доме Блещунова, в другом выставочном пространстве, продолжает свою работу «мусорный» спецпроект «Обеспечение устаревания. Банк искусства, банк данных, банк пищи» Давида Гольденберга (Великобритания) и Фабио Латтанци Антинори (Италия). Директор музея Светлана Остапова не без юмора заметила, что по случайности музейный завхоз распорядился убрать… часть произведения, но всё уже восстановлено.

«Чай», «Тяжёлый стул» и «Закрыто»: Одесская биеннале современного искусства представляет Владимира Кожухаря

«Чай», «Тяжёлый стул» и «Закрыто»: Одесская биеннале современного искусства представляет Владимира Кожухаря

Преимущество традиционных видов изобразительного искусства, вроде графики или живописи, ещё и в том, что вторгаться в пространство произведения не дано ни завхозу, ни зрителю. В случае Кожухаря мы и так чувствуем себя причастными, однозначно воспринимая мольберт с акварели, не получившей названия, как крест, к которому приколочена судьба и личность художника.

«Чай», «Тяжёлый стул» и «Закрыто»: Одесская биеннале современного искусства представляет Владимира Кожухаря

«Чай», «Тяжёлый стул» и «Закрыто»: Одесская биеннале современного искусства представляет Владимира Кожухаря

«Чай», «Тяжёлый стул» и «Закрыто»: Одесская биеннале современного искусства представляет Владимира Кожухаря

«Чай», «Тяжёлый стул» и «Закрыто»: Одесская биеннале современного искусства представляет Владимира Кожухаря

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

17
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Новости партнёров:

Видео

Беспорядки в Горсаду: штурм ворот, стычки с полицией и ранение генерала

Хроника акции протеста в одесском Горсаду 18 ноября - в видеорепортаже ТАЙМЕРА.