Главная / Неформат

Хроника дня

Читка — любовь моя. Одесский ТЮЗ посетил Олег Михайлов

Даёшь «Клятвенных дев» в репертуаре!

На малой сцене Одесского театра юного зрителя имени Юрия Олеши прошли уже третьи в этом сезоне открытые читки пьес, принадлежащих авторству современных драматургов. В ноябре это были пьесы Анны Яблонской, в декабре — Натальи Блок. На читках, прошедших в присутствии известного российского драматурга Олега Михайлова, много лет живущего в Харькове, собралось много творческой молодёжи и театралов.

Читка — любовь моя. Одесский ТЮЗ посетил Олег Михайлов

Читка — любовь моя. Одесский ТЮЗ посетил Олег Михайлов

Читка — любовь моя. Одесский ТЮЗ посетил Олег Михайлов

Читка — особый театральный формат, это даже не эскиз будущей постановки, а профессионально разобранная на нескольких (в нашем случае — трёх) репетициях пьеса, которую читают по ролям актёры, стараясь не «переиграть» драматурга, прежде всего представляя текст. Некоторые любят читать пьесы едва ли не больше, чем смотреть спектакли, но это же роскошь — следить за взаимоотношениями героев, не отвлекаясь на описания природы и политических интриг… Точно так же и читка позволяет тексту не прятаться за постановочными эффектами. «Текст чистый, без льда».

Наш гость — лауреат различных драматургических международных конкурсов, активный участник драматургическо–режиссёрской лаборатории на ГогольFEST- 2015 (и не только), сценические чтения его пьес проходили в Штутгарте, Лондоне и Нью-Йорке, а география постановок превосходит самое смелое воображение.

«Драматург должен присутствовать в театре не в качестве гостя, которому показывают всё самое лучшее, а в качестве своего человека, — говорит Олег Михайлов. — Но люди, которые идут на сотрудничество с драматургом, должны понимать, что у него нет желания возвращаться к пройденной теме, ждать каких-то рекомендаций. Я написал пьесу — и вышел из этой темы, как из комнаты. И погасил за собой свет. Скажу лишь, что в "Клятвенных девах" очень много текста, это пьеса литературная, тяжеловесная, во время читки меня интересуют взаимоотношения персонажей, которые актёры, возможно, сыграют взглядом вместо множества слов. Я честно писал пьесы в стол на протяжении десяти лет, и вдруг оказалось, что эти 25 пьес нужны, востребованы. И хотя драматург — профессия одинокая, театр — дело коллективное».

По собственному признанию Олега Михайлова, увлекательные сюжеты своих пьес он находит порой в Интернете (но если понадобится, может и в архиве поработать, просто пока это было не нужно), остальное делает, как ему кажется, профессионализм. Но одним знанием законов теории драмы тут, конечно, не обойдёшься. Михайлов неприлично, избыточно талантлив, чтоб не сказать больше (как там в фильме «Весёлые ребята»: «Вы такой молодой, а уже гений. Ну как это можно?!»). Вот с суперпопулярными «Клятвенными девами» импульс дала информация из Сети, но исчерпывающей она далеко не была, нет.

Читка — любовь моя. Одесский ТЮЗ посетил Олег Михайлов

Действие пьесы происходит в Албании, в семье, которая придерживается старых обычаев, когда роль главы берёт на себя женщина, если мужчин не остаётся. По обычаю, женщина становилась «мужчиной», надевала мужской костюм, брала мужское имя, клятвенно отрекалась от своего женского естества. Этих женщин называли «бурнешами». Из данной информации, не подкреплённой личными наблюдениями (всё–таки Албания — достаточно закрытая страна) возникла драматическая история о 65-летнем домашнем тиране дяде Кеки, появившемся на свет как девица Кекилия, его домочадцах, вернее, домочадицах, чьи судьбы он ломает тем изощрённее, что изначально знает все болевые точки женской натуры: «Что ты мне говорила? Когда? Сама же потащила меня в лавку Али, пойдём да пойдём, как будто христиан во всей Тиране не сыскать и сапог они делать не умеют. Приспичило тебе жопой повертеть. А он и рад... Было. Не перечь! Я точно помню. "Ах, уж он такой мастер, такой мастер!" — жужжала ты. Все уши мне прожужжала своим Али. А он мастер, да. Салить глаза на ваши жопы он мастер. Оглохла? Может, мне палку взять?».

Читка — любовь моя. Одесский ТЮЗ посетил Олег Михайлов

Эту читку решено было провести в костюмах, и упомянутого дядю сыграла Надежда Марченко из Театра Натальи Прокопенко (руководитель студии стала также режиссёром читки), в репертуаре Надежды уже есть моноспектакль по пьесе Олега Михайлова «Подлинная история фрёкен Хильдур Бок». И сразу же — стопроцентное попадание в образ! Женская привлекательность (в молодости Кекилия слыла красавицей) упрятана под традиционный в Балканах мужской костюм, но как много говорят эти глаза, сверкающие из–под шляпы!

Читка — любовь моя. Одесский ТЮЗ посетил Олег Михайлов

«Не ожидала, что во время читки у меня, как у актрисы, польются слёзы, — говорит директор и художественный руководитель ТЮЗа Оксана Бурлай–Питерова, читавшая текст за младшую сестру домашнего тирана Теуту. Но когда пошёл эпизод воспоминаний о кровной мести, обернувшейся против детей моей героини, слёзы невозможно было сдержать…»

Действие пьесы происходит в двадцать первом веке, но если средневековый менталитет въелся в сознание, жертвы неизбежны. Навеки умолкнувшая Эдона (Инна Мешкова), калека Лири (Ирина Шинкаренко), проданная в жёны умственно неполноценному парню Розафа (Ирина Желяева), колоритная, с каркающим смехом Старуха (Ляна Карева) и читавший авторские ремарки Артём Погосян сумели убедить драматурга в том, что хорошо бы её поставить, ввести в тюзовский репертуар. Олег Михайлов признал, что с удовольствием приехал бы на премьеру.

Читка — любовь моя. Одесский ТЮЗ посетил Олег Михайлов

Читка — любовь моя. Одесский ТЮЗ посетил Олег Михайлов

Читка — любовь моя. Одесский ТЮЗ посетил Олег Михайлов

Читка — любовь моя. Одесский ТЮЗ посетил Олег Михайлов

Читка — любовь моя. Одесский ТЮЗ посетил Олег Михайлов

Читка — любовь моя. Одесский ТЮЗ посетил Олег Михайлов

После такой напряжённой драмы трудно было переключиться на сказку-шутку «Балаганчик братьев Гримм», написанную Михайловым в соавторстве с Дарьей Верясовой. Тут уже вовсю резвились братья Гримм, Якоб и Вильгельм (Артём Погосян и Олег Шевчук, он же режиссёр читки), дочь трактирщика Эльза (Надежда Машукова), юная нищенка Маргарита (Ольга Саяпина), актриса, играющая королев (Алёна Нагаева) и актриса, играющая колдуний (заслуженная артистка Украины Ирина Охотниченко). И что бы эта компания ни собиралась ставить, «Гензель и Гретель», «Беляночку и розочку», «Короля Дроздоборода» — всё получится забавно, со специфической одесской подковыркой, иронией… Тоже хоть сегодня включай в репертуар!

Читка — любовь моя. Одесский ТЮЗ посетил Олег Михайлов
Ольга Саяпина и Олег Шевчук

Читка — любовь моя. Одесский ТЮЗ посетил Олег Михайлов

Читка — любовь моя. Одесский ТЮЗ посетил Олег Михайлов

Читка — любовь моя. Одесский ТЮЗ посетил Олег Михайлов
 Надежда Машукова

Читка — любовь моя. Одесский ТЮЗ посетил Олег Михайлов

Читка — любовь моя. Одесский ТЮЗ посетил Олег Михайлов

Читка — любовь моя. Одесский ТЮЗ посетил Олег Михайлов


Насыщенный день подошёл к концу, драматург уехал в Харьков, но обещал вернуться («Милый, милый», — так и хочется забасить ему вдогонку подобно уже мультяшной, не–михайловской фрёкен Бок). В феврале ждём в ТЮЗе драматурга Максима Курочкина, в марте — Павла Арье, в апреле — Наталью Ворожбит, а в мае — Оксану Савченко. В любом случае такой опыт для театра будет полезен (огромное спасибо организатору читок Ирине Авериной), а зритель пусть не надеется на онлайн–трансляции, театр нужно лично посещать…

Читка — любовь моя. Одесский ТЮЗ посетил Олег Михайлов

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

27
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

«Дневные звёзды» зажигаются в Одесском музее Рериха

25 февраля в Одесском доме-музее имени Н. К. Рериха (Большая Арнаутская, 47) писатель и журналист, член Южнорусского союза писателей Вероника Коваль представит вниманию публики свою новую литературную программу «Живы в сердце и в книгах» из цикла «Дневные звёзды».

1

Видео

Интервью с адвокатом директора лагеря «Виктория» Петроса Саркисяна

Игорь Карпов рассказал, что директора «Виктории» обвиняют в невыполнении предписаний ГСЧС, но пожар возник не из-за этого.