Главная / Неформат

Хроника дня

Депрессивный фотограф и бразильский путешественник: герои фильмов Восьмого Одесского Международного кинофестиваля

Почему зашкаливает уровень чёрного?..

На Восьмом ОМКФ кино не только смотрят, но и говорят о нём. Например, на пресс-конференциях. Так, предметом споров стал представленный в Национальной и Международной конкурсных программах — «Уровень чёрного» (Украина, 2016). Не проронивший ни слова герой фильма, 50-тилетний свадебный фотограф Костя (Константин Мохнач), на работе сталкивается с засилием белого цвета, но в душе — чернота и разочарование. Ничего не радует. Своего счастья нет, а чужое оставляет равнодушным, а то и раздражает… Приходится хоронить старого кота, а также старого отца. Глубочайшая депрессия овладевает героем да и публикой, вынужденной следить за всеми оттенками унылых состояний и переливами чёрно-серых тонов полтора часа.

Депрессивный фотограф и бразильский путешественник: герои фильмов Восьмого Одесского Международного кинофестиваля

Депрессивный фотограф и бразильский путешественник: герои фильмов Восьмого Одесского Международного кинофестиваля

«Мне очень комфортно существовать в этом ритме, я пошёл в данном случае путём импровизации, — признаётся постоянный участник ОМКФ, режиссёр Валентин Васянович. — Была внутренняя потребность снимать. Мы ездили по Киеву по интересным локациям — вижу фон, ставлю героя, и что-то проявляется… О чём я снимаю, стал понимать, когда была уже отснята половина фильма. Это фильм о потере близких людей, окружения».

Депрессивный фотограф и бразильский путешественник: герои фильмов Восьмого Одесского Международного кинофестиваля

Исполнитель главной роли Константин Мохнач (к слову, профессиональный фотограф и в молодости занимался альпинизмом, что помогло в конкретной роли) не скрыл, что готов был выполнять любые команды режиссёра, и заранее смирился с тем, что в одной из сцен может упасть с приличной высоты.

«Каскадёры предупреждали о такой опасности, — говорит Мохнач. — Я уже приготовился к тому, что меня уронят».

Депрессивный фотограф и бразильский путешественник: герои фильмов Восьмого Одесского Международного кинофестиваля

К слову, Мохначу тоже 50 лет, как и герою, он профессиональный фотограф и в молодости занимался альпинизмом, да и Костей его зовут. Ну скажите уже сразу, что герой — слепок личности конкретного исполнителя. Актёры любят работать с Васяновичем и демонстрируют свою безоглядность, хотя он не сразу посвящает их в свои замыслы.

«Валик сказал мне: "Я хочу тебя снимать, поверь мне", — рассказала исполнительница главной женской роли Екатерина Молчанова. — И я поверила. Всё стало вырисовываться в процессе работы».

Депрессивный фотограф и бразильский путешественник: герои фильмов Восьмого Одесского Международного кинофестиваля

Игровые ленты «Обычное дело» и «Креденс» были отмечены жюри ОМКФ, а в 2015 году его документальный фильм «Сумерки» отмечен на Одесском кинофестивале как лучший украинский фильм 2015 года. Не устроившее многих зрителей отсутствие диалогов на самом деле скорее можно отнести к достоинствам фильма, диалоги — не самая сильная сторона произведений Васяновича. Взять хотя бы «Креденс», достаточно странную киноленту, в которой русскоязычные персонажи, киевляне почему-то называли старинный буфет диалектным западно-украинским словом «креденс» и всячески навязывали этот «креденс» главному герою, своему украиноязычному зятю. А тот в финале бросал ни в чём не повинный предмет мебели с балкона, но ведь буфет легче разбить, сломать, чем смастерить, так чем хорош такой герой? В любом случае, от фотографа внятной, поставленной речи в кадре ожидать не приходилось, и безмолвие — ловкий режиссёрский ход.

Тема альпинизма была продолжена в фильме, который демонстрировался в рамках Международной конкурсной программы. Бразильский режиссёр Феллипе Барбоса растрогал очень личным произведением, лентой «Габриэль и гора» (Бразилия, Франция, 2017). Перед поступлением в престижный американский университет Габриэль, парень из Рио, решает годик провести в путешествиях по Африке. Но что-то пошло не так…  

Депрессивный фотограф и бразильский путешественник: герои фильмов Восьмого Одесского Международного кинофестиваля

По собственному признанию режиссёра, в основу сюжета легла загадочная и трагичная история гибели его друга детства (в роли Габриэля Бумана — Жуау Педро Заппа). Собственно, картина начинается с того, что в одном из прекраснейших мест мира, на горе Муландже в Малави обнаруживают труп главного героя. А показав конечную точку этого путешествия, задав зрителю направление для дальнейших размышлений, режиссёр начинает повествование с начала, вплетая в ткань фильма актёрские работы с непрофессиональными, и совсем не исключается возможность того, что кто-то из запечатлённых в киноленте людей мог быть реальным свидетелем событий.

Депрессивный фотограф и бразильский путешественник: герои фильмов Восьмого Одесского Международного кинофестиваля

«Мы с Габриэлем познакомились в семилетнем возрасте, в католической школе, — рассказал Барбоса. — Когда я уехал учиться в Штаты, наши встречи и переписка стали редкими. Сняв этот фильм, я нашёл способ восстановить нашу дружбу… Много вопросов остаётся без ответа, в частности, непонятно, почему Габриэль оставил всех своих гидов перед восхождением? Мне кажется, я имею право искать ответы. Некоторые события были доработаны, перенесены в одно место и в одно время, чтобы внимание зрителя не распылялось.

Известно, что Габриэль шёл 19 дней без защитных очков и в результате потерял зрение. Его подруга Кристина рассказывала мне о некоторых событиях, и всё время меня не покидало ощущение, что кто-то в этой истории лжёт, так что зрителю представлен ряд версий, ибо ни один рассказчик не является единственным источником правды…».

Депрессивный фотограф и бразильский путешественник: герои фильмов Восьмого Одесского Международного кинофестиваля

Что ж, как бы то ни было, Габриэль из всех методов самоубийства избрал не самый худший. Кто-то вешается в грязном сарае, а этот непонятый и недооценённый, в первую очередь, родным отцом молодой человек, растворился в красоте природы, которой открылся до конца, не щадя себя в своём саморазрушении. Не копил злобу и черноту внутри, смотрел на солнце, хотя в горах это очень опасно. А может быть, Габриэль совершил мистический переход в иное состояние, и в этом случае нужды в проводнике не было? Грустные размышления, лихо запутанный сюжет, выдуманный самой жизнью.

Автор: Мария Гудыма
Фото: Оксана Солопова

8
Скачивайте мобильное приложение ТАЙМЕРА для вашего мобильного телефона на iOS или Android!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Новости партнёров:

Видео

Как это было: дебош участников АТО в одесском парке и их усмирение

12 октября трое пьяных мужчин в камуфляже в парке Шевченко цеплялись к прохожим и всячески провоцировали конфликт. Наконец, они своего добились, но результаты оказались не в их пользу.