Главная / Неформат

Хроника дня

Для меломанов ХХI века: Одесская консерватория выпустила композиторов-отличников

«У вас надо учиться!»

Отличная оценка для композиторов по сегодняшним правилам начинается от 90 баллов, нынешний консерваторский выпуск получил по одинаковой оценке — 95 баллов, ибо все молодцы. Государственный концерт-экзамен по композиции всегда собирает в Большом зале Одесской национальной музыкальной академии имени А. В. Неждановой не только экзаменаторов, но и любителей музыки, многого ожидающих от молодых творцов.

Для меломанов ХХI века: Одесская консерватория выпустила композиторов-отличников

Для меломанов ХХI века: Одесская консерватория выпустила композиторов-отличников

Для меломанов ХХI века: Одесская консерватория выпустила композиторов-отличников

Для меломанов ХХI века: Одесская консерватория выпустила композиторов-отличников

На сей раз впервые каждым магистром–композитором была представлена камерная симфония. Оркестр оперной студии ОНМА под руководством заслуженного артиста Украины Игоря Чернецкого исполнил все произведения с максимальным тщанием, и глава государственной экзаменационной комиссии Виктор Евстахиевич Каминский отметил, что в Польше это принесло бы маэстро дополнительные пункты в личной карточке с приятными последствиями. «Да у вас надо учиться!» — заявил Виктор Евстахиевич, увозя с собой на память афишу концерта–экзамена. Не все консерватории могут себе позволить озвучивать опусы студентов целым оркестром.

Для меломанов ХХI века: Одесская консерватория выпустила композиторов-отличников

Для меломанов ХХI века: Одесская консерватория выпустила композиторов-отличников
Виктор Каминский

Для меломанов ХХI века: Одесская консерватория выпустила композиторов-отличников
Виктор Каминский и Игорь Чернецкий

Дело в том, что и в Одессе так было не всегда. Ещё в бытность Союза студенты-дипломники записывали свои произведения с симфоническим оркестром Одесской филармонии, на экзамене звучала запись. Но с развалом СССР традиция прервалась. Долгие годы композиторов оценивали, послушав симфонию, исполненную на двух роялях. И только 15 лет назад маэстро Чернецкий ввёл новую традицию: исполняет все произведения оркестр оперной студии, состоящий из студентов–инструменталистов. Посетив ряд разных мастер-курсов в Германии, многому научившись у Бернхарда Вульфа, Чернецкий понял: молодые музыканты легче и успешнее интерпретируют новую академическую музыку. И пусть труд приходится каждый год проделать большой, польза для всех очевидна. Вот только нынешний выпуск оказался самым многочисленным за последние годы, преподаватели даже не припомнят, чтобы консерваторию заканчивали сразу шестеро композиторов, обычно таких специалистов выпускают два–три каждый год.

Для меломанов ХХI века: Одесская консерватория выпустила композиторов-отличников
Маэстро Игорь Чернецкий

Для меломанов ХХI века: Одесская консерватория выпустила композиторов-отличников

Для меломанов ХХI века: Одесская консерватория выпустила композиторов-отличников
Звучит оркестр оперной студии

Четверо из класса профессора Кармеллы Цепколенко, остальные два из класса доцента Сергея Шустова волновались в зале и по очереди принимали поздравления. Некоторые сочинения были весьма экзотичны. Китайский магистр, необыкновенно привлекательная девушка Чжао Сяосюй (класс Кармеллы Цепколенко), сочинила программную симфонию «История дочери Янь-ди — бога солнца». По преданию, Янь-ди был богом не только солнца, но также пламени и лета, и среди его многочисленных потомков выделялась дочь по имени Нюй–ва. Янь-ди считал её своим самым драгоценным сокровищем и каждый день навещал дочку, жившую на горе Фацзюшань. Нюй–ва мечтала отправиться к берегу Восточного моря, чтобы увидеть место, откуда встаёт солнце, но отец никак не находил времени для такого путешествия. И вот девушка тайком от родителя садится на лодку и плывёт по неспокойному морю. Увы, ей суждено было погибнуть в волнах (удары волн, мощь стихии переданы в оркестровых пассажах), а после смерти Нюй–ва превратилась в птичку цзинвэй, которая неустанно носит в клювике камешки, чтобы засыпать так жестоко поглотившее её море…

Для меломанов ХХI века: Одесская консерватория выпустила композиторов-отличников
Чжао Сяосюй

Ещё одна история, связанная с солнцем и самонадеянным преследованием его. Магистр Ся Мин (класс Кармеллы Цепколенко) представил симфонию «Куа Фу в погоне за солнцем», воссоздав средствами музыки древнекитайский миф о великане, решившем последовать вслед за дневным светилом, узнать, куда оно прячется на закате, и даже захватить его. С каждым шагом он становился всё ближе к солнцу и, наконец, нагнал его в долине Юйгу, но при попытке схватить огненный шар не стерпел исходящего жара и стал отставать, но продолжал следовать за солнцем с востока на запад, иссушив все реки и озёра… Конец Куа Фу был печален, но финал у симфонии просветлённый, ведь из брошенного великаном перед смертью деревянного посоха выросла целая персиковая роща, и ныне радующая путников у подножия горы, названной в честь опрометчивого героя мифа… Объёмное оркестровое мышление помогло выпускникам сделать столь древние сюжеты буквально видимыми, ощутимыми, сохранив при этом колорит архаики благодаря продуманной аранжировке (даже Стравинский местами вспоминался с его «Весной священной»). 

Для меломанов ХХI века: Одесская консерватория выпустила композиторов-отличников
Ся Мин

У магистра Екатерины Воронюк (класс Кармеллы Цепколенко) получилась философская симфония под латинским названием «Lorem ipsum» (бессмысленное словосочетание, текст-заполнитель, вставляемый в макет страницы). Постепенно каждый композитор заполняет свою жизнь нотами… И ещё одна выпускница Кармеллы Семёновны, Мария Грабина, предложила вниманию собравшихся симфонию «Al niente (Растворяясь)», завершившуюся мерцанием созвучий.

Для меломанов ХХI века: Одесская консерватория выпустила композиторов-отличников
Екатерина Воронюк

Для меломанов ХХI века: Одесская консерватория выпустила композиторов-отличников
Мария Грабина

Ученики Сергея Шустова представили Симфонию (Максим Повелий ввёл в ткань произведения траурный марш) и драматичный Концерт для виолончели с оркестром (замысел автора Антона Кошелева поддержал солист Михаил Безчастнов) — это была динамичная, наступательная, яркая музыка. Высший балл каждому — справедливая оценка. Теперь у наставников двойственное ощущение — ушли ученики, с которыми годами шла насыщенная работа, и вдруг возникает опустошение… Но ведь мы всегда ждём их на фестиваль «Два дня и две ночи с новой музыкой», так что разлука может быть и непродолжительной.

Для меломанов ХХI века: Одесская консерватория выпустила композиторов-отличников
Максим Повелий

Для меломанов ХХI века: Одесская консерватория выпустила композиторов-отличников
Антон Кошелев

Для меломанов ХХI века: Одесская консерватория выпустила композиторов-отличников

Для меломанов ХХI века: Одесская консерватория выпустила композиторов-отличников

Для меломанов ХХI века: Одесская консерватория выпустила композиторов-отличников

Для меломанов ХХI века: Одесская консерватория выпустила композиторов-отличников

Для меломанов ХХI века: Одесская консерватория выпустила композиторов-отличников

Для меломанов ХХI века: Одесская консерватория выпустила композиторов-отличников

Для меломанов ХХI века: Одесская консерватория выпустила композиторов-отличников

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

23
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Видео

Видеовзгляд: новогодний салют на Думской площади

Наступление 2020 года в Одессе по традиции встретили масштабным фейерверком; те, кто не наблюдали его лично, могут сделать это на видеозаписи ТАЙМЕРА.

Инфографика



????????...