Главная / Неформат

Хроника дня

«Дорогой Бог, мальчик умер». В Одесском театре кукол Розовая дама учит взрослых любить жизнь

Удержаться от слёз очень трудно, да и надо ли?

Пресс-показ спектакля по роману самого репертуарного драматурга Европы Эрика Эммануила Шмитта «Оскар и Розовая дама» состоялся в Одесском театре кукол, который продолжает создавать интересные постановки для взрослой публики. Штатный взрослый зритель ТАЙМЕРА Мария Гудыма сидела в седьмом ряду.

Сразу предупредим: сдержать слёзы в ряде сцен будет почти невозможно. Да и не нужно, наверное. Увы, детская смертность имеет место в этом мире, и не стоит всю ответственность перекладывать на медиков — никто из них не Иисус Христос, не может ни воскресить, ни исцелить нежизнеспособного.

Примириться с уходом из жизни ребёнка, раз медицина бессильна, до конца никто не может. Но дать этому ребёнку утешение в самой крайней ситуации — возможно, утверждает книга Шмитта, которая обрела колоссальную популярность во Франции и стала известной далеко за её пределами. В 2004 году по ней был поставлен моноспектакль с участием Алисы Фрейндлих на сцене Театра имени Ленсовета (Санкт-Петербург). А в 2006 году другой спектакль был поставлен Сергеем Прохановым в Московском Театре Луны.

В Одессу привозили гастрольные постановки «Оскара», причём в одной из них и 10-тилетнего угасающего мальчика и его заботливую сиделку в розовом, Розовую даму (впрочем, он предпочитает называть её Розовой мамой, в какой-то момент она становится ему ближе отстранившихся от него в испуге родителей) играли… молодые монахи. И здорово играли!

Кукольные театры тоже берутся за этот роман, легко превращаемый в пьесу. Например, Брянский театр кукол сделал спектакль, имевший успех на многих фестивалях.

Куклы в одесской постановке дарят персонажам возможности, которые за пределами данных взрослого актёра. Вот Иван Цуркан берёт своего измученного болезнью, похожего на маленького инопланетянина Оскара, гладит его ладошкой покрывало больничной кроватки, приглашая присесть рядом, и столь нежный, мелкий жест крохотной ручки выражает больше, нежели слова.

А перед сном Оскар по совету своей Розовой мамы пишет письма Богу. Артист прикрывает куклу одеяльцем, отходит в сторону и читает монолог, обращаясь куда-то ввысь: «Дорогой Бог…». Внутренний голос, свободный от оков маленького больного тельца — это убедительнее, чем игра взрослого артиста в пьесе «от» и «до».

Розовая мама в руках Татьяны Стрелец — бойкая старушка, кокетливая, нежная, искренняя — может ножками болтать в воздухе, кувыркаться, изображая, как она когда-то «в кетче» побеждала сильных и жутких соперниц. Когда Розовая мама на ночь чмокает Оскара в лобик, в зале раздаются всхлипы от нахлынувшей нежности.

Актриса также изображает и другой женский персонаж, больную девочку Пегги Блю с поголубевшей от недостатка кислорода кожей, а ссору и примирение мальчика и девочки мы увидим, как теневой театр с игрой живых актёров за створками кулис, так похожих на застеклённые больничные двери.

Как именно мудрой бабульке удаётся примирить малыша с неизбежным финалом этой грустной, но светлой истории — увидите в театре, к тому же поразитесь красивому финалу с проекциями звёздного неба на декорации, с сиянием «звёздочек» на потолке зала (как здорово, что кукольный отремонтирован и оборудован достойным образом!).

Всё закончится, и на сцену выйдет актриса в тёмной одежде и шапочке, чтобы прочитать уже своё письмо ко Всевышнему…

«Дорогой Бог, мальчик умер. Теперь я по-прежнему останусь Розовой дамой, но никогда больше не буду Розовой мамой. Я была ею только для Оскара. Угас за полчаса сегодня утром, пока мы с его родителями отлучились, чтобы выпить кофе. Он сделал это без нас. Думаю, специально выбрал момент, дабы нас пощадить. Как будто хотел уберечь от горя при виде его ухода. Фактически он дежурил возле нас, а не мы возле него. У меня на сердце тяжело, у меня на душе тяжело. Там живёт Оскар, и я не могу его забыть. Надо бы повременить со слезами до вечера, потому что я не хочу сравнивать свою боль с неутолимой печалью его родителей. Спасибо, что познакомил меня с Оскаром. Благодаря ему я была забавной, придумывала всякие небылицы, оказалась даже знатоком кетча. Он помог мне верить в тебя. Я полна любви, она сжигает меня, он столько дал мне, что этого хватит на многие годы вперёд. До скорого, Розовая мама».

Поставить спектакль в Одессе решилась киевская команда, до этого опробовавшая материал на своих студентах-«кукольниках». Преподаватели Киевского Национального университета культуры и театрального искусства имени Карпенко-Карого, режиссёр Михаил Урицкий (он также работает в Киевском муниципальном театре кукол) и художник-постановщик спектакля Ольга Филончук не скрывают, что влюбились в роман Шмитта.

«Это великое произведение двадцатого века, — говорит Михаил Урицкий. — Оно входит в «Цикл о незримом», который состоит из четырёх текстов, объединённых темами духовности и религии. Это «Миларепа» (буддизм), «Господин Ибрагим и цветы Корана» (ислам и иудаизм), «Оскар и Розовая дама» (христианство), «Ребёнок Ноэ» (христианство и иудаизм). Поскольку произведение великое, можно много говорить о нём, о религии, пути к Богу. Мы в нашем спектакле говорим о пути познания себя, о том, как надо любить жизнь, ценить в ней каждую минуту. Думаю, и старшеклассникам, и их родителям спектакль будет интересен, чётких возрастных ограничений я бы не устанавливал, а если устанавливать, то так: от 10 до 110 лет. Музыкальное решение родилось случайно — изначально предполагалось, что в спектакле будет звучать Чайковский, ведь Оскар слушает «Щелкунчика». Но услышав песни Земфиры, притом, что, честно говоря, не являюсь её фанатом, я понял: они идеально подходят, они торжественные и светлые. Теперь наш спектакль является зданием, из которого невозможно изъять хотя бы один кирпичик; он может существовать только с этими актёрами (здесь два состава, но я не называю их «первым» и «вторым», они равноценны), с этими куклами, с этой музыкой и в этих декорациях».


Режиссёр спектакля Михаил Урицкий

«Мне захотелось сразу отказаться от лишних бытовых деталей, — призналась сценограф Ольга Филончук. — История рассказана от имени ребёнка, куклы имеют «детский» вид, а второстепенные персонажи возникают в виде рисунков на палочке, как будто тоже изготовлены детьми…».

Закономерно, что спектакль «Оскар и Розовая дама» создан при участии благотворительного фонда «Пчёлка», который занимается сбором средств на лечение больных детей — а что делать в ситуации, когда государство больше бесплатно детей не лечит и государственным же театрам на постановки средств не выделяет? Самоорганизовываться, самоуправляться, чтобы жизнь продолжалась, во всех смыслах…

«Впервые за долгое время мне посчастливилось увидеть столь тёплый, добрый спектакль, — комментирует увиденное лауреат международной театральной премии имени Лео Витошинского, певица Ирина Красилина. — Рада за театр, который теперь может предложить взрослым зрителям столь профессиональную во всех отношениях постановку».

Автор: Мария Гудыма

3 11
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Одесситам покажут «Ночь накануне Рождества» на льду

Ледовая арена во Дворце спорта (проспект Шевченко 31) приглашает 12 января на премьеру мюзикла на льду «Ночь накануне Рождества» по мотивам известной повести Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1

Видео

Что грозит жителям Одесской области из-за военного положения?

28 ноября, в первый день действия в Одесской области режима военного положения, губернатор Максим Степанов на специальной пресс-конференции рассказал, как это будет работать.

Военное положение


????????...