Главная / Неформат

Хроника дня

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Без любви всё мертво.

В прочтении молодого режиссёра Ивана Урывского «Женитьба Николая Васильевича Гоголя — ни разу не комедия. На сцене Одесского украинского академического музыкально–драматического театра имени Василя Василько идёт мистическая трагедия (хотя сам постановщик определением жанровых границ не озабочен и свободен от всяческих рамок) «Одруження» в переводе Остапа Вишни.

Перевод очень талантливый, качественный, достойный оригинала. В советское время литературные переводы на украинский язык со всех языков мира очень поддерживались, это развивало и давало блестящие образцы. Как ни парадоксально, с началом независимости Украины ситуация поменялась к худшему.

Не смешно. Да и над чем смеяться? Над собою смеяться? Разве не знаем мы, что институт брака в глубоком кризисе? Финальный побег Подколёсина в версии Урывского отнюдь не смешон, так как совершается не через окно — этот водевильный ход был бы неуместен в том мире, который режиссёр-демиург выстроил на сцене. Подколёсин сигает вниз головой в колодец, из которого ранее сваха какими–то колдовскими пассами вызывала, словно сбежавших из преисподней голых женихов, и каждый подполз к своей рубахе и ввинтился в этот кокон.

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»
Иван Урывский

Женихи обезличены — ни к чему теперь сословия; нет среди этих адских особей милого Яичницы, реплик им не положено. Собственно, и Подколёсин практически нем, и Агафья Тихоновна, возможно, слепа. Оставшись без Подколёсина, она заколотит гвоздями крышку колодца — этот портал жизни, видимо, больше не нужен, ни к чему опускать туда колодезный журавль, нет там живительной влаги. Да и не было. Тот же Подколёсин умывается из ведра, которое позже очутится в колодце — всё наоборот, против природы и правил.

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

А впервые появляется босая горе–невеста на сцене, влача за собой на верёвках гири–чурбачки, пеньки.

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

«Очень сильная метафора, спектакль оказался о том, о чём я и не думал, — признался после премьеры известный украинский театральный критик Олег Вергелис. — Не может быть никаких невест и женихов в стране, где вырублены деревья…»

Кто–то увидит в отчаявшейся Агафье Тихоновне образ современной Украины, кто–то — всего лишь отвергнутую временем, людьми и судьбой женщину, но не посочувствовать ей невозможно. Посмеяться над такой незадачливой невестой допустимо в комедии, но у нас всё не то — на сцене самодостаточная и без всяких женихов, сильная и статная, красивая природной красотой Агафья (Марина Климова) в вышиванке, которую позже сменит «плачущее» подвенечное платье. К слову, все костюмы созданы художником Романом Громовым, а сценографию создавали совместными усилиями Громов и Урывский. Этот творческий союз успел благословить недавно ушедший из жизни бывший худрук театра, народный артист Украины Игорь Равицкий, приветствовавший обращение к Гоголю.

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Режиссёр Урывский подобрал и музыкальное оформление, обрамив «Женитьбу» пронзительной «Песней Сольвейг» Эдварда Грига, которая нам не об институте брака с его кризисом говорит, а о любви, которую стоит ждать. У Гоголя любовь не предполагалась, но объясните это женскому сердцу!

Агафьей Тихоновной играют все, кому не лень — зловещая сваха Фёкла (в украинском переводе, понятно, Текля) в исполнении заслуженной артистки Украины Ольги Петровской едва ли не насаживает невесту на огромный штырь, словно пойманную бабочку, таскает её за нереально длинную косу, как на поводке. И прячет женихов–цыплят под свои юбки, этакая разряженная на малороссийский манер квочка–наседка, яркая и сочная, магнит для женихов куда попритягательней любой невесты!..

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Её чары явно выдёргивают из анабиоза женихов, интригуют инфернального Кочкарёва (заслуженный артист Украины Яков Кучеревский), который кого угодно делает своей марионеткой, но не её.

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»
Яков Кучеревский

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Подколёсин (Валерий Швец) в руках этого Кочкарёва напоминает тряпичную куклу — друг заходит жениху за спину, ставит его ноги на свои ботинки, берёт за безвольные руки, заставляет двигаться и говорит за него, делает от его имени предложение.

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Других женихов для Агафьи у Кочкарёва нет, этот лучший! Только грешная душа Подколёсина найдёт свою отдушину в колодце, спасётся от незавидной участи марионетки. В чём–то он прав: на кой ему нелюбимая невеста?

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Большую диалоговую пьесу авторы спектакля сжали до одноактного почти балета (балетмейстер Павел Ивлюшкин оттачивал не танцы, но пластику каждого персонажа) и создали потрясающий спектакль, который ещё будет развиваться, совершенствоваться, мерцать разными гранями и смыслами. Собственно, тем и ценна настоящая драматургия, что она предполагает и предоставляет большую глубину, неисчерпаемый колодец для творческих поисков, из которого многое можно почерпнуть. Доморощенные пьесы не могут иметь много хоть сколько–нибудь интересных трактовок. А Гоголь удивляет, и будет удивлять явно не один сезон на прославленной сцене «васильковцев».

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»
Павел Ивлюшкин

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Других женихов у меня для вас нет: одесский театр поставил гоголевскую «Женитьбу»

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

32
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Летний сезон в Одесском театре музкомедии

С началом пляжного сезона Одесса становится самым популярным городом, который стремятся посетить отдыхающие со всей страны: здесь есть не только известные пляжи Украины, но и ночные клубы, роскошные театры, интересные музеи и множество других развлечений.

3

Видео



????????...