Главная / Неформат

Хроника дня

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

Расчеловечивают потихонечку.

До 5 мая в Литературном музее (Ланжероновская, 2) в рамках международного фестиваля Оdessa Photo Days 2019 проходит выставка «Транзит», вряд ли способная вызывать сколько–нибудь положительные ощущения. Скорее она призвана генерировать неприязнь к жителям конкретных областей Украины, и это весьма мягко сказано.

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

Авторы представленных работ, харьковские фотографы Виктор и Сергей Кочетовы, а также луганчанин Александр Чекменёв, «рефлексируют» по поводу вкуса и образа жизни простых рабочих людей из Харьковской, Донецкой и Луганской областей 1980-1990-х. Расслабляться остальным украинцам не стоит, ведь в любом населённом пункте можно найти семейный альбом с наивно раскрашенными фотографиями, неотмеченные тонким художественным вкусом снимки сходящей с ума во все времена по–своему молодёжи, неудачные «ню» и понурые опыты фотографов–любителей. А потом всё это выставить как что–то плохое и сделать далеко идущие выводы.

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое


Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

В данной выставке интересно не столько содержание (явно недостойное такой выставочной площадки, как дворец Гагарина), сколько сопровождающие тексты, которыми снабдили экспозицию кураторы Сергей Лебединский, Александра Осадчая и Катерина Радченко.

«Французский исследователь Пьер Нора назвал нашу эпоху "мемориальной", поскольку через осмысление событий прошлого восстанавливается контакт с нынешним и будущим, — пишется в аннотации к выставке. — Выставка "Транзит" является рефлексией на современные быстроменяющиеся социально–политические изменения в Украине и их укоренённость в процессах предыдущих лет». Далее говорится: «именно в этих регионах (а также в Крыму) сформировались те точки напряжения, которые потом привели к взрыву социально–политического кризиса, который мы имеем сегодня».

Слушайте, я уже вижу экспозицию из наивных открыток «Привет из Гурзуфа», поданных в негативном контексте. Но читаем дальше: «Все три автора имеют фотожурналистский опыт, но реализуют его различными путями. Большинство снимков Кочетовых являются абсолютно несобытийными, будничными и "случайными". Уличные сцены, бытовые эпизоды, пейзажи — в них присутствует определённая эфемерность, анестезированность восприятия действительности, и в то же время мощная динамика (как композиционная, так и смысловая)». Ну это как–то слишком большое преувеличение, хотя желание кураторов польстить своим авторам понятно.

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

«Движение насквозь пронизывает каждое изображение и полностью резонирует с атмосферой неопределённости, хаоса, которые господствовали во время перехода от советской к постсоветской эпохе… Китчевость раскраски части "картинок" отсылает к массовому сознанию, которое и ныне несёт в себе остатки ментальности советского человека». Ментальность советского человека чем–то вроде ругательства быть не может — это раз. Китчевая раскраска применялась не только советскими фотолюбителями, разве не раскрашивали ещё первые образцы американских фото в стиле пин–ап (тут организаторы выставки не были бы так беспощадны к китчу), да ещё при царе–батюшке (вот тройка кураторов опять супит брови, ага?) фотографиям старались добавить румянцу, тоже мне преступление.

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

«В отличие от Кочетовых, Александр Чекменёв отдаёт предпочтение "чистой" чёрно–белой фотографии, стремясь, в первую очередь, зафиксировать момент максимальной экспрессивности, когда модель полностью раскрывается перед ним. Его кадры сюжетно активнее, отличаются болезненной и обезоруживающей документальностью, в которой тесно переплетены комизм и трагичность. Благодаря обращению к тематическим крайностям в снимках мастера отображается шокирующая панорама "диких" 90-х в Луганской и Донецкой областях. Вопреки своей сюжетной жёсткости, фотографии Чекменёва присущ глубинный гуманизм…» Э–э-э, вы серьёзно?

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

Было бы слишком долго и трудно разбираться, где тут раритетные снимки неизвестных авторов, где сделанными самими заявленными в афише фотографами, да нет ли постановочных кадров. Суть не в том. Старательно роясь в каких-то придонных слоях, зрителю внушают, что кроме фигурантов неудачных снимков в означенных областях и людей–то нет. Глупые подростки обнажаются перед камерой — и что ж теперь? Откуда уверенность в том, что подобные кадры не делались во Львовской области?

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

В начале девяностых на всю страну выходила издаваемая в Тернополе глянцевая газета «Пан плюс Пани», и туда присылались отовсюду для специальной рубрики домашние эротические фото в дезабилье на фоне смешного ковра, батареи отопления с сохнущими на ней тряпками, продавленного дивана… И никто не кричал, будто жители западных областей кого–то хуже. Молодёжь вкушала первые глотки свободы, познавала свою телесность и радовалась возможности запечатлеть себя на фото, чтобы потом увидеть его в газете с подписью «Леся и Рома, Ивано–Франковск». Раскрашивать не было нужды, глянец был цветным, на обложках красовались отфотошопленные Таисия Повалий, Ольга Сумская, Александр Пономарёв и много других звёзд, имена которых уже и не вспомнишь. Так что «Транзит» — это выстрел не в «молоко» даже, а в собственный висок. В конце концов, данная выставка не обнаруживает большого вкуса прежде всего своих создателей.

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

Фото обвиняет? Одесситам показали «Транзит» как что-то плохое

 



Автор: Мария Гудыма
Фото: Александр Синельников

29
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Совёнок Чарли ждёт маленьких одесситов, чтобы показать кино

«Синема Сити» вновь становится фестивальным центром и местом притяжения юных зрителей. В рамках Шестого ежегодного фестиваля искусства кино для детей и подростков «Чилдрен Кинофест» в третий раз состоится показ фильмов, созданных детьми.

2 1

Видео

Как по Одессе люди в вышиванках ходили

Традиционный вышиванковый марш состоялся 19 мая в Одессе.



????????...