Главная / Неформат

Хроника дня

Хип-хоп-балет и древнегреческая трагедия: одесские спектакли «Французской весны»

Исполнители отечественные, постановщики — из Франции.

Достойным партнером 14-го фестиваля французской культуры «Французская весна» (организаторы — Альянс Франсез Одессы, Французский Институт в Украине, посольство Франции в Украине) стал Одесский академический русский драматический театр. Два фестивальных спектакля прошли на его сцене.

Хип-хоп-балет и древнегреческая трагедия: одесские спектакли «Французской весны»

Хип-хоп-балет и древнегреческая трагедия: одесские спектакли «Французской весны»  

В обоих случаях перед публикой выступили не французские коллективы, а украинские артисты, работавшие над проектами под руководством французских постановщиков — тоже интересный и полезный опыт. Более гармоничным оказался балетный спектакль с элементами хип-хопа под названием Motion («Перемещение»). Его поставил хореограф Браим Бушелагем на  музыку украинского композитора R. ROO, причём всё время, повинуясь вдохновению, менял свои решения. Но дюжина украинских танцоров с удовольствием осваивает новые движения и работает каждый раз на высочайшем уровне. Хип-хоп культура на официальном уровне в нашей стране пока недостаточно оценена, зато танцоры регулярно получают призы на соревнованиях в Нью-Йорке.

Хип-хоп-балет и древнегреческая трагедия: одесские спектакли «Французской весны»

Хип-хоп-балет и древнегреческая трагедия: одесские спектакли «Французской весны»  

Премьера «Перемещения» состоялась в конце февраля на сцене Киевского театра оперетты, а в рамках фестиваля широко показывается по Украине. Французский хореограф уподобил сцену экрану компьютера, танцоров — движущимся картинкам из фильмов, а кто-то незримый словно переключает каналы…

Это уже не обычный баттл, не соревнование участников представления в удали, а самый настоящий современный балет, и отдельные картинки складываются в единый сюжет, где всё понятно без слов и язык тела оказывается выразительнее любой речи. Пришедшая в зал на это представление публика была совершенно особенной, вряд ли это были франкофоны, но все отлично разбирались в тонкостях нижнего брейка и награждали аплодисментами за каждое удачное движение (а фантазия постановщика действительно неистощима, впрочем, как и возможности исполнителей).

Хип-хоп-балет и древнегреческая трагедия: одесские спектакли «Французской весны»

Хип-хоп-балет и древнегреческая трагедия: одесские спектакли «Французской весны»  

Следующее фестивальное событие тоже не предполагало особого языкового барьера между сценой и залом. Трагедия «Антигона», поставленная француженкой Люси Берелович в 2015 году, навеяна известными событиями 2014 года. В ней участвуют украинские артисты и один француз. Тибо Лакруа в роли прорицателя Тиресия пришёл на сцену из зала, величественно ступая на каблуках (это уже не древняя Греция, это традиции восемнадцатого столетия!), блистательно декламировал по-французски, обличая жестокого правителя Креонта, совершал прыжки по декорациям и ловко падал навзничь, поднимаясь без помощи рук. Волею постановщика он вынужден произносить и украинские реплики, а вот это уже было не вполне органично, подумалось, что наши артисты в подобных случаях стремятся выучить язык если не в совершенстве, то на достойном уровне, а коверкать слова и путать ударения стесняются.

Хип-хоп-балет и древнегреческая трагедия: одесские спектакли «Французской весны»

Хип-хоп-балет и древнегреческая трагедия: одесские спектакли «Французской весны»  

Персонажи спектакля говорят то по-русски, то по-украински, считается, что в этом есть какая-то внутренняя логика, но проследить её удаётся не всегда. Русскоязычный Креонт в сценах с сыном легко переходит на украинский, с Антигоной (Руслана Хазипова) тоже не всё ясно, но большую часть реплик произносит по-украински. Да и неважен тут языковой вопрос, важнее, что удалось адаптировать сложный и громоздкий классический текст, перенасыщенный именами мифологических героев и воспоминаниями о каких-то давно отгремевших битвах, к современному восприятию.

Хип-хоп-балет и древнегреческая трагедия: одесские спектакли «Французской весны»

Хип-хоп-балет и древнегреческая трагедия: одесские спектакли «Французской весны»  

Схватка двух братьев в начале представления словно списана с наших дней. Каждый считает себя правым, а другого — предателем. В итоге гибнут оба. Но если Этеокла признают героем и воздадут почести, то тело Полиника отдадут собакам и хищным птицам. Такие вот мужские игры, в которых не желает участвовать сестра обоих Антигона — под страхом смерти она проникает к охраняемому дорогому мертвецу, то посыпая его землёй из принесённой в рюкзаке бутылочки, то вытряхивая на труп листья из боковой ложи… Символические жесты, которые никого не способны упокоить, но ярко заявляют о несогласии с решениями сильных мира сего. 

Хип-хоп-балет и древнегреческая трагедия: одесские спектакли «Французской весны»

Хип-хоп-балет и древнегреческая трагедия: одесские спектакли «Французской весны»  

Десять украинских актёров (в том числе предстающее в качестве античного хора фрик-кабаре Dakh Daughters) репетировали гибрид «Антигоны» по Софоклу и Бертольту Брехту, пели песни в народной манере под музыку Влада Троицкого и метались в поисках смысла жизни в странном мире сценографии Жана-Батиста Беллона — порой всё это напоминало майданные ландшафты и мизансцены (особенно когда развели огонь в бочке).

Хип-хоп-балет и древнегреческая трагедия: одесские спектакли «Французской весны»

Хип-хоп-балет и древнегреческая трагедия: одесские спектакли «Французской весны»  

Артисты Роман Ясиновский, Никита Сидтиков, Алексей Кравчук, Анатолий Маремпольский и Татьяна Луценко принадлежат к разным актёрским школам — это ощущается из зала — но им, безусловно, полезно было поработать вместе, под руководством французского режиссёра, воспринимающего наши ситуации отстранённо и потому здраво, с женской логикой (чем один брат хуже другого, ведь кровь одна?), да ещё с таким блестящим мастером сцены, как Тибо Лакруа.

Хип-хоп-балет и древнегреческая трагедия: одесские спектакли «Французской весны»

Хип-хоп-балет и древнегреческая трагедия: одесские спектакли «Французской весны»

Вот если бы практика продолжилась, и в официальных театрах Украины к следующей «Французской весне» режиссёры из Франции поставили что-нибудь новенькое… Только не трагедии — трагедий, пожалуй, уже хватит.

Хип-хоп-балет и древнегреческая трагедия: одесские спектакли «Французской весны»

Хип-хоп-балет и древнегреческая трагедия: одесские спектакли «Французской весны»

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

18
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Одесситам покажут «Ночь накануне Рождества» на льду

Ледовая арена во Дворце спорта (проспект Шевченко 31) приглашает 12 января на премьеру мюзикла на льду «Ночь накануне Рождества» по мотивам известной повести Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1

Видео

Что грозит жителям Одесской области из-за военного положения?

28 ноября, в первый день действия в Одесской области режима военного положения, губернатор Максим Степанов на специальной пресс-конференции рассказал, как это будет работать.

Военное положение


????????...