Главная / Неформат

Хроника дня

«Хрущик пришёл!». Во Всемирном клубе одесситов представили живопись «Мольера черноморского посола»

Плохих художников не подделывают.

Галерея Всемирного клуба одесситов (Маразлиевская, 7) открыла выставку произведений легендарного одесского художника Валентина Хруща (1943 – 2005), получившую название «Хрущик пришёл!». Штатная собирательница легенд ТАЙМЕРА Мария Гудыма посетила вернисаж.



Начав свой творческий путь в Одессе, Хрущ, а для друзей даже Хрущик окончил жизнь в России, где легче было добиться успеха. А если говорить об успехе, не выраженном только денежными единицами, то в Одессе он у художника был, да ещё какой! Около сорока работ из собраний местных коллекционеров украшают стены клуба, но украшают не в смысле слащавой красивости – от неё автор был всегда весьма далёк, при всей разнообразности поисков оставался узнаваем. Хрущ, будучи лидером и душой одесского андеграунда 60-70-х (участник скандальной «заборной» выставки «Сычик + Хрущик» не боялся выходить из «подполья» прямо к оперному театру, чтобы зрители судили, достойна ли такая живопись выставочных залов), избегал того, что нынче называют гламуром, творил по-мужски, даже брутально, на любом подвернувшемся под руку материале. Да вот хотя бы на старой дверной филёнке…

«У художника Григория Вовка есть картина, на обороте которой Хрущ написал абстракцию, – раскрывает секрет собрата по кисти Сергей Боголюбов. – Сидел Вовк, работал, вдруг в мастерскую входит Валентин и просит: «дайте какую-нибудь плоскость!». Перевернул Гришин холст – раз-раз, и сделал за полчаса абстракцию, сел и расслабился… Ему необходимо было выплёскивать из себя вдохновение».

Нестандартные материалы, потрескавшиеся фактуры, будничные сюжеты… Неслучайно подозрения вызывают «Хрущи» кокетливо решённые в розовых тонах и чуть ли не отлакированные, нарочито театральные композиции с масками и женскими головками. Подделок расплодилось немало, особенно после смерти Валика, – сетуют коллекционеры. И не выяснить уже, да и надо ли… Но ведь обмануть того нетрудно, кто сам обманываться рад… Плохих художников подделывать никто не станет, хоть одна хорошая новость.  Спокойны за свои приобретения те, кто покупал работы у автора, из мастерской, при жизни. Но вот что интересно: те, кто Хруща знал и любил, похоже, переносят частичку своей любви даже на тех холсты и холстики, которые ни один вменяемый человек Хрущу бы не приписал.

«Известен случай, когда Валик шагал вместе с одним молодым художником по пути домой, возвращаясь на свою любимую Пересыпь, – рассказывает коллекционер Галина Костина. – Молодой человек нудно рассуждал о том, стоит ли вообще заниматься искусством, чем немало раздражал Валика. Но тут на пути оказался дом Великановых, врачей, собиравших картины Хруща. Окна были открыты, из них лился свет, на стенах были видны работы. В этот момент Хрущ убедился, что творить, конечно же, стоит!».

Сборник крылатых выражений Хруща, похоже, может быть издан (а хорошо бы издать альбом с множеством репродукций, мечтают близкие художника, в России издали, а мы чем хуже?). Наперебой вспоминают друзья о том, как, например, увидев обилие работ Алика Богатырёва, Валентин воскликнул: «Нехреново торчите, ребята!». Для него искусство было тем, от чего можно и стоит «торчать», он был счастлив, пока творил, и в этом смысле подобен джазовому музыканту.

«Однажды мы с Валиком гуляли по Староконке, – вспоминает журналист и коллекционер Евгений Голубовский. – Я взял в руки одну старинную открытку и задал ему гамлетовский вопрос: «Брать или не брать?». На что он тут же ответил: «Я не Шекспир, я Мольер, но черноморского посола!».

Что черноморского, это ясно всем, кто видел мириады написанных им рыбок, благодаря Хрущу банальная тюлька становится ёмким образом. Подражать Хрущу пытались и до сих пор пытаются многие, и это достойнейший пример для подражания. А один из лучших примеров такого подражания – творчество одессита Юрия Плисса, по-своему продолжающего поэтизировать в живописи ту же тюлечку и многое другое.

«Я начал собирать картины Хруща с женского портрета, – признаётся коллекционер Сергей Костин. – А в числе моих любимых работ – вот эта, с удивительной баночкой варенья…».

Готовясь к выставке в клубе, семья Костиных вынесла из дома всех своих «Хрущиков» и загрустила, стены оказались пустыми, куда-то делось тепло, уют пошёл на убыль… Сын сразу же стал искать, что мы временно заполнить образовавшиеся на стенах «паузы». Художник, при виде которого кричали: «Хрущик пришёл!», на самом деле вроде бы никуда из Одессы не уходил, и даже сегодня, через пять лет после своего ухода из жизни не перестаёт быть составляющей одесской художественной среды. Более того, существует весьма похожая на правду легенда, будто Хрущ, наезжая в Одессу уже из Москвы, помогал менее удачливым собратьям вот как: они приносили ему свои работы, а он ставил на них свою узнаваемую подпись вразлёт, чтобы могли продать картины подороже – вот такой доброты был человек…

«На картине с изображением распятого Христа Валик придал фигуре Иисуса портретное сходство с собой, – обращает внимание коллекционер Феликс Кохрихт. – Да ещё и обыграл свои инициалы Х.В. – Хрущ Валентин. Кто-то назвал бы такое кощунством, но я, знавший Валика ещё двадцатилетним мальчиком, знавший, как труден был его путь, считаю: он имел на это право».

«Я, наверное, одна из немногих из здесь присутствующих, кто не знал художника лично, – делится поэтесса Ирина Денисова. – Но это не мешает мне чувствовать, что творчество его искренне. Обычно художник (поэт, музыкант, артист – не суть важно) либо делится богатством своего внутреннего мира, либо изливает на окружающих свои проблемы. Здесь, конечно же, первый случай. Вот такие мастера делают твой мир богаче, светлее. От других хочется закрыться, защититься. Эти картины дышат, позволяют видеть радостный процесс рождения образа, подкупают своей неподдельностью, хотя я слышала, что Хруща подделывают, как никого другого. Отныне я влюблена в эту живопись!».

Остаётся добавить, что порадоваться пришествию Хрущика можно до 5 февраля.

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

14
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Видео

Рейдерский захват «Копейки» на Паустовского: как это было

Очевидцы обнародовали в интернете видео захвата помещений универсама «Копейка» на улице Паустовского.



????????...