Главная / Неформат

Хроника дня

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

Уныние — тяжёлый грех.

По правде говоря, нашему времени более соответствует другой шиллеровский шедевр — драма «Разбойники», в которой наглядно показывается, как столкновение тирании с протестным насилием захлёбывается в крови. «Тебе одному принадлежит право мести», — обращается к Богу Карл Моор. Во время спектакля должен (хотя бы в видеопроекции) гореть замок, где бьются стёкла и текут реки крови, звучат стенания. С другой стороны, кто сегодня пойдёт в театр на то, что можно увидеть в теленовостях?

И вот перед нами новый спектакль Одесского украинского музыкально–драматического театра имени Васыля Васылько, тоже неожиданно оказавшийся злободневным. Главный режиссёр театра Иван Урывский поставил трагедию Фридриха Шиллера «Коварство и любовь» (перевод на украинский язык с немецкого сделан Юрием Назаренко), сценограф Алина Гайворонская и хореограф Павел Ивлюшкин помогли ему создать особую среду, где нет, конечно, никакой Германии, да и любви особой нет, а вместо восемнадцатого века — дым, костюмы химзащиты и подозрительная теплица, где зреют плоды зла.

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

Будьте уверены: если актёры не выходят на сцену, заторможенно двигаясь, словно передышали дихлофоса, на лицах у них не маски (в данном случае — респираторы, которых так не хватает в зале, ибо нечем дышать) или белый грим — это не спектакль Ивана Урывского. Есть вариант, что это спектакль Дмитрия Богомазова. В любом случае, это происходит на украинской сцене, где давно уже ведущие позиции занимает эстетика конца и уныния, признанного тяжелейшим грехом. Шиллеровский текст дан по минимуму. Семь лет назад Лев Додин также поставил «Коварство и любовь» в одноактном формате (а также в канонах психологического театра), и тогда постановку сравнивали с инсталляцией — здесь явный перформанс. Действительно, какая психология, если предлагаемые обстоятельства предлагают отравление всех и вся, заведомое искажение поведения и восприятия?

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

У Додина обольстительная леди Мильфорд (Ксения Раппопорт), выбравшая себе в мужья молоденького Фердинанда, буквально порхает по столам под звуки музыкальной шкатулки, и почти преуспевает... Одесская леди Мильфорд (Ольга Петровская) может быть ничуть не менее обольстительной, но в этой инфернальной оранжерее она уже не вполне женщина, скорее растение, отравленный цветок с изломанной пластикой. Леди появляется на сцене, выдёргивая босые ножки из кадки с землей, она нуждается в постоянном присутствии слуги в респираторе, который чем–то опрыскивает её, как только ножки начинают заплетаться, головка поникать, а руки — опадать, подобно увядшим листочкам.

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

В такие же кадки лезут босиком и условно влюблённые («химия» тут в основном не между ними, а извне) Луиза с Фердинандом (Мальвина Хачатрян и Михаил Дадалев) — строгие слуги просцениума в респираторах выдернут их оттуда «с корнем», а отцы будут ехидно перебрасываться обувью своих детей. Отец Луизы, незадачливый музыкант Миллер (Игорь Геращенко), жалуется залу: «У кого народилася вродлива дочка, то не інакше, як сам чорт рук доклав...» «Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом!» — восклицает в грибоедовском «Горе от ума» Фамусов, Миллер же апеллирует к тёмным силам, с подозрением смотрит на собственного ребёнка, того гляди, ведьмой объявит и сам спалит на костре. Но и любовь к дочери подмешана в сложный коктейль отцовской заботы.

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

А отец Фердинанда, президент фон Вальтер (Яков Кучеревский), восхитительно циничен, откровенно лапает на глазах инфантильного сынка его молодую подружку, отправляя того свататься к полумёртвой уже, зато влиятельной леди Мильфорд. Увы, это прощальная работа Кучеревского на данной сцене, в штате остаются работники, которым явно не место в академическом коллективе, но звёздные артисты не особо пришлись ко двору при новом руководстве. Богдан Паршаков, Евгений Юхновец, Валерий Швец тоже отдали этому театру по половине жизни, и как–то так получилось, что для них в штате места не осталось. Неужели в директорском кабинете тоже дихлофос распыляют?..

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

Безусловная удача спектакля — секретарь Вурм (Владимир Романко), гибкий и зловещий червь, который, как известно, питается землёй, а в финале просто пожирает её горстями из кадки — не так ли мечтают нажиться на продаже земли современные властители? Но сначала, как в спектакле, должны передохнуть от скверной экосистемы (усиленной щепоткою коварства) все обитатели данной земли, упившись лимонадом из ядовитых лимончиков… Луиза, правда, до этого порежет вместе с лимончиком собственные вены, выпустив наружу немного отравленной крови. Такую версию сюжета можно было бы изложить за четверть часа в рамках танцевального перформанса, не трогая вовсе шиллеровский текст.

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

А что же делать тем, кто хотел бы историю любви Луизы Миллер, изыска восемнадцатого века, треньканья музыкальной шкатулки? Им явно не сюда. Зато постановке наверняка будут рады на международных фестивалях как подтверждению идеи, будто земля Украины какая–то проклятая, губительная, неудачливая и невезучая. Меж тем Шиллер обращался ко всему человечеству, а не к одному лишь Вюртембергскому герцогству, жизнь в котором его разочаровала…

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера

«… И под её атласной кожей бежит отравленная кровь». Одесский украинский театр поставил Шиллера


Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

28
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Загрузка...

Видео

После 23:00: как одесская Аркадия в карантин зажигает

ТАЙМЕР решил посмотреть, как повлияло ограничение на работу ночных клубов после 23:00 на ночную жизнь в одесской Аркадии, и убедился, что никак.

Инфографика



перекредитування онлайн позик
Загрузка...