Главная / Неформат

Хроника дня

Итальянские страсти, кровавая развязка и эффект присутствия: Одесская опера показала «Сельскую честь» и «Паяцев» в концертном исполнении

Актёры — тоже люди!

Одесский национальный академический театр оперы и балета впервые представил в программе одного вечера оперы Пьетро Масканьи «Сельская честь» и Руджеро Леонкавалло «Паяцы» в постановке главного режиссёра Оксаны Тараненко. Штатная итальянка ТАЙМЕРА Мария Гудыма сидела в бенуаре.

Снова возвращаются к одесским меломанам шедевры композиторов-веристов (от итальянского «веро», то есть истина), где главными героями становятся простые люди из низов, на сцене наряду с красивым пением раздаются полные страха или восторга возгласы, звучат рыдания…  Всё это весьма соответствует одесскому темпераменту. Удаляясь для поединка, крестьянин Туридду  (Олег Злакоман) и возчик Альфио (Иван Фляк) уходят через зал в фойе (воображение рисует разыгравшуюся между ними дуэль на коротких клинках, когда пиджак долой, чтобы намотать его на левую руку и прикрываться от ударов, цедя сквозь зубы колоритные итальянские ругательства в адрес соперника).

Итальянские страсти, кровавая развязка и эффект присутствия: Одесская опера показала «Сельскую честь» и «Паяцев» в концертном исполнении

А потом с душераздирающими воплями вбегает в зал одна из крестьянок, и ожидающие результатов схватки мама Лючия (заслуженная артистка Украины Елена Стародубцева) с почти невестой, роскошной красавицей Сантуццей (Наталья Павленко) и поблёскивающей лукавыми чёрными глазами блудной женой Лолой (Екатерина Цымбалюк) всё поймут… Первое появление Лолы состоится в одной из лож, также из ложи будет петь свою серенаду Коломбине в «Паяцах» Арлекин (заслуженный артист Украины Владислав Горай) — зрители оказываются в водовороте событий, и это повышает градус эмоций. 

Итальянские страсти, кровавая развязка и эффект присутствия: Одесская опера показала «Сельскую честь» и «Паяцев» в концертном исполнении

Итальянские страсти, кровавая развязка и эффект присутствия: Одесская опера показала «Сельскую честь» и «Паяцев» в концертном исполнении

Итальянские страсти, кровавая развязка и эффект присутствия: Одесская опера показала «Сельскую честь» и «Паяцев» в концертном исполнении

Итальянские страсти, кровавая развязка и эффект присутствия: Одесская опера показала «Сельскую честь» и «Паяцев» в концертном исполнении

Не секрет, что в Одесской опере уже проливалась кровь изменившей своему супругу актрисы-гастролёрши, и как раз во время исполнения «Паяцев», но было это при царизме, когда актёры горячо, вслед за оперными героями, стремились доказывать, что они «тоже люди». Сейчас в этом давно уже никто не сомневается, а с изменницей можно развестись и остаться добрыми друзьями.

Оперные постановки — дело дорогостоящее, но чудеса, как мы уже не раз убеждались (вот «Дидона и Эней» тому примером, а также «Евгений Онегин»), можно творить и в рамках концертного исполнения, минимизировав затраты. Это удивительно, но хор (хормейстер-постановщик — заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко) и солисты, всё время находясь спиной к дирижёру (оркестр расположился в глубине сцены), поют так, словно перед ними зеркало, в котором можно увидеть каждый жест маэстро (дирижёр-постановщик — главный дирижёр ОНАТОБ, народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ).   

Итальянские страсти, кровавая развязка и эффект присутствия: Одесская опера показала «Сельскую честь» и «Паяцев» в концертном исполнении

Итальянские страсти, кровавая развязка и эффект присутствия: Одесская опера показала «Сельскую честь» и «Паяцев» в концертном исполнении

А вместо тщательно выписанных задников декорациями становятся видеопроекции, и в какой-то момент, когда площадь в «Сельской чести» оказалась обозначена углами и стенами старинных домов, у зрителей возник эффект присутствия… на Екатерининской площади, спиной к статуе Дюка. Очень похоже! Как будто публика слушает оперу на пленэре, но погодные условия не мешают, микрофоны не глохнут, да они и не нужны, всё отлично слышно…

Художник по костюмам, Сергей Васильев, облачил хор в чёрные скромные одеяния, собственно, вся «Сельская честь» одета в чёрное, а вот с «Паяцами» по-другому: бродячая актёрская труппа приезжает в пёстром, для представления же и вовсе вынимает ярчайшие костюмы в духе комедии дель арте — у Коломбины лоскутное платье, как и у Арлекина, а зловещий Паяц в белом, он же мнит себя самым чистым, этаким ангелом смерти, готовым карать за измену… Первый персонаж «Паяцев», Пролог (заслуженный артист Украины Виктор Митюшкин), выйдет в строгом костюме, не в клоунском, как это часто бывает в оперных постановках, и это будет ещё одним аргументом в пользу того, что актёры тоже люди, которым не чужды разрушительные эмоции.

Итальянские страсти, кровавая развязка и эффект присутствия: Одесская опера показала «Сельскую честь» и «Паяцев» в концертном исполнении

Итальянские страсти, кровавая развязка и эффект присутствия: Одесская опера показала «Сельскую честь» и «Паяцев» в концертном исполнении

Итальянские страсти, кровавая развязка и эффект присутствия: Одесская опера показала «Сельскую честь» и «Паяцев» в концертном исполнении

Итальянские страсти, кровавая развязка и эффект присутствия: Одесская опера показала «Сельскую честь» и «Паяцев» в концертном исполнении

Итальянские страсти, кровавая развязка и эффект присутствия: Одесская опера показала «Сельскую честь» и «Паяцев» в концертном исполнении

Театр в театре, сцена на сцене — увлекательнейший приём, который никогда не надоедает и допускает множество воплощений. Переодеваются артисты к представлению, спускаясь в оркестровую яму, а сельчане-зрители занимают первые пять рядов и оттуда, уже спиной к залу, поют свои нетерпеливые реплики, ждут комедии, удивляются ссоре исполнителей, убеждают друг друга, что всё это по пьесе, а когда совершается убийство, ужасаются.

Была в нашем театре более традиционная постановка «Паяцев», когда крестьяне, собравшись на представление, окружали повозку, на которой лицедействовали маски — совершенно не тот эффект. Концертный вариант куда выразительнее, коль подойти к задаче с выдумкой!

Хореограф-постановщик Янина Киселёва придумала для Коломбины игривый танец, при помощи которого эта достоянная кисти Брюллова кокетка (Недда, она же Коломбина — Анна Литвинова) дополнительно дразнит своего муженька Канио, он же Паяц (Александр Шульц): «Со мною здесь сидел он, сидел на стуле этом…». Невзначай то ножку продемонстрирует, то покатое плечо, но становится ясно: плясать ей больше уж не придётся… Угрюмый ревнивец Канио в поисках какой-то своей правды зарежет в финале и жену, и полюбившегося ей крестьянина Сильвио (Гарри Гукасян), и потрясённый зал вздохнёт: пусть такие эмоции бушуют только в операх! Попасть в водоворот итальянских страстей можно на следующем спектакле, который состоится 13 мая.

Итальянские страсти, кровавая развязка и эффект присутствия: Одесская опера показала «Сельскую честь» и «Паяцев» в концертном исполнении

Итальянские страсти, кровавая развязка и эффект присутствия: Одесская опера показала «Сельскую честь» и «Паяцев» в концертном исполнении

Итальянские страсти, кровавая развязка и эффект присутствия: Одесская опера показала «Сельскую честь» и «Паяцев» в концертном исполнении

Автор: Мария Гудыма
Фото: Кирилл Стоянов

18
Скачивайте мобильное приложение ТАЙМЕРА для вашего мобильного телефона на iOS или Android!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Новости партнёров: