Главная / Неформат

Хроника дня

Ивану Константиновичу — двести! Одесский Художественный музей зовёт «на Айвазовского»

«Тот, кто рождён был у моря, тот полюбил навсегда…».

Одесский Художественный музей (Софиевская, 5а) до 30 сентября впервые за полвека представляет зрителям полное собрание живописи и графики великого русского художника Ивана Айвазовского из своей коллекции. Вернисаж оказался многолюдным и впечатляющим.

Говорят, сам великий Репин в испуге отпрянул, когда Айвазовский внезапно распахнул перед ним дверь комнаты, а за ней — «Девятый вал»! В одесском музейном собрании, хоть оно и одно из самых больших в Украине, «Девятого вала», конечно, нет, работы великого мариниста подобрались в основном благостные, спокойные, штилево–закатные. Две картины с фигурой Пушкина, конечно, не самые сильные у Ивана Константиновича, всё–таки море для него значило неизмеримо больше, чем даже самый великий поэт. Говорили, будто он «жертвует фигурами» в пользу воздуха и воды…

Ивану Константиновичу — двести! Одесский Художественный музей зовёт «на Айвазовского»

Ивану Константиновичу — двести! Одесский Художественный музей зовёт «на Айвазовского»

Работы, представленные на выставке, созданы с 1830-го (ранняя графика демонстрируется в застеклённых витринах) по 1899 годы. Несколько картин были подарены Одессе самим художником, в том числе и печально известный «Морской вид» (1865), который уже на нашей памяти похищали из музея, а затем возвращали в экспозицию. Сейчас зрители могут увидеть 25 работ маслом и немного графики.

«Это всё подлинники, многие из которых не выставлялись вообще, — говорит заместитель директора по научной работе Сергей Седых. — Очень ценны графические работы. Тема "Айвазовский и Одесса" очень мало изучена, и сегодня вы не найдёте ни одной книги на эту тему. Художник у нас не жил постоянно, но здесь жили его четыре дочери, его внуки. Много работ пропало из нашего музея во время Второй мировой войны, но затем были возвращены. Здесь есть что изучать. И сейчас наши английские коллеги взялись за создание такого каталога. Возможно, они и осилят эту дорогу».

Ивану Константиновичу — двести! Одесский Художественный музей зовёт «на Айвазовского»

Ивану Константиновичу — двести! Одесский Художественный музей зовёт «на Айвазовского»

Как правильно смотреть на картины Айвазовского? Последуем совету автора: найдём на холсте самую яркую точку, источник света. Пристально вглядимся в неё, а затем начнём скользить взглядом по холсту… Именно так великий маринист и начинал писать свои работы — с луны или солнца, вспышки пламени, причём свет рисовал торцом кисти, вкладывая всю мощь в каждое касание. Воду изображал при помощи виртуозных лессировок, покрывая полупрозрачными слоями краски большие площади холста. А вот для земли и камней выбирал нарочито грубые, щетинистые кисти, а ещё и, подозревают знатоки живописи, специально подрезал концы щетины. И всё это проделывал с тем нескрываемым удовольствием, с которым импровизирует джазовый музыкант, счастливый, пока играет, а не когда сыграет (желательно без ошибок в чужом нотном тексте), как многие академические исполнители.

Но это ещё не все секреты. Сегодня в залах музея по–июльски душно, солнечный свет свободно проникает в окна, меж тем эта живопись рассчитана на то, что ею будут любоваться при свете свечей, уютно расположившись в обстановке роскошной гостиной. Увы, о свечах забудем, страшась пожара, и многое доверим воображению.

Ивану Константиновичу — двести! Одесский Художественный музей зовёт «на Айвазовского»

Ивану Константиновичу — двести! Одесский Художественный музей зовёт «на Айвазовского»

Правда, сосредоточиться трудно. Среди первых посетителей — старенькая бабушка, явно нездоровый и одинокий человек, она всячески стремится обратить на себя внимание, рассказывая странные истории («Экскурсоводы говорят, будто эту картину написал не Айвазовский, но это неправда!»). Старушка неплохо подготовилась, в руках у неё альбом репродукций, в который она тычет пальцем, протягивая каждому. «Это хорошо, что вы любите творчество Айвазовского», — вежливо отвечаю ей, ретируясь. А она с улыбкой: «Моя планета — Луна, я — Рак!». Ну, тогда ей сюда, конечно, где среди лунных дорожек на холстах плывут любимые призраки…

Будет ещё масса поводов вернуться в эти залы, когда схлынет ажиотаж первых дней. В рамках празднования юбилея Художественный музей планирует проведение тематических мероприятий: экскурсий, научно–практической конференции и презентация специального выпуска «Вестника ОХМ». Расскажут и опишут историю возникновения и провенанс, то есть установят череду предыдущих владельцев каждой работы.

Ивану Константиновичу — двести! Одесский Художественный музей зовёт «на Айвазовского»

Ивану Константиновичу — двести! Одесский Художественный музей зовёт «на Айвазовского»

Ивану Константиновичу — двести! Одесский Художественный музей зовёт «на Айвазовского»

Ивану Константиновичу — двести! Одесский Художественный музей зовёт «на Айвазовского»

Айвазовский был одним из первых мастеров девятнадцатого столетия, кто вводил практику персональной выставки, подчёркивают музейщики. «Море — моя жизнь», — утверждал художник. Благотворительность была одним из любимых занятий мастера, на нужды Рисовальной школы он в 1886 году отдал около тысячи рублей — весь сбор от своей персональной выставки, сумма огромная по тем временам. Также в пользу Одесского общества изящных искусств художник передал в дар несколько своих полотен для проведения благотворительной лотереи.

А после закрытия выставки 1897 года почти 200 рублей, пожертвованных Айвазовским, были разделены между пострадавшими от османской резни греками и армянами и отправлены художником послу Российской империи в Константинополе. Он ведь и сам был армянином, по некоторым сведениям, с примесью турецкой крови. Прижизненные публикации со слов Айвазовского передают семейное предание о том, что прадед художника был сыном турецкого военачальника и в детстве при взятии Азова русскими войсками в 1696 году был спасён от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил. Для самого художника вопросы национального происхождения были не столь важны. Он был и остался в истории лучшим русским маринистом, рождённым у моря и очарованным его стихией.

Ивану Константиновичу — двести! Одесский Художественный музей зовёт «на Айвазовского»

Ивану Константиновичу — двести! Одесский Художественный музей зовёт «на Айвазовского»

Ивану Константиновичу — двести! Одесский Художественный музей зовёт «на Айвазовского»

Ивану Константиновичу — двести! Одесский Художественный музей зовёт «на Айвазовского»

Автор: Мария Гудыма
Фото: Александр Синельников

14
Скачивайте мобильное приложение ТАЙМЕРА для вашего мобильного телефона на iOS или Android!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Новости партнёров:

Видео

Как это было: дебош участников АТО в одесском парке и их усмирение

12 октября трое пьяных мужчин в камуфляже в парке Шевченко цеплялись к прохожим и всячески провоцировали конфликт. Наконец, они своего добились, но результаты оказались не в их пользу.