Главная / Неформат

Хроника дня

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в Одесской опере улетает от реальности

Виолетта — это каждый из нас.

Для Одесского национального академического театра оперы и балета музыкальный материал оперы Джузеппе Верди «Травиата» не в новинку, такой шедевр не сходит с подмостков, вот только с режиссёрским решением надо было что–то делать, обновлять постановку. И получился амбициозный проект, который готовили долго, тщательно, с привлечением дополнительных средств, стоит всё это дорого, но всех затрат «La Traviata» (такое название стоит на афишах и в программках) оказалась достойна.

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в  Одесской опере улетает от реальности

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в  Одесской опере улетает от реальности

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в  Одесской опере улетает от реальности

«Падшей» женщиной в середине девятнадцатого столетия считалась не только куртизанка, какой является главная героиня оперы Виолетта Валери, но и любая дама, ведущая сексуальную жизнь вне брака. А нынче кто ходит в эти ЗАГСы, скучно там и неромантично, вот как поменялись времена… Прототип Виолетты, Мари Дюплесси, едва дотянула до 22-х лет, чахотка — страшное заболевание, вдруг опять ставшее актуальным, и начало постановки допускает такую трактовку: душа героини уже по ту сторону добра и зла, белый цветок посреди черноты Космоса, пытается воссоздать последние картины своей земной жизни. Почему бы и нет? С ней только патефон и старая грампластинка, и вдруг чёрный тканевой занавес уносится порывом ветра (новый механизм в действии), на сцене возникают бальные залы, богатые господа, роскошная обстановка, холеные породистые собаки, вазы с любимыми камелиями, запечатлевающий самые эффектные позы фотограф… А вот бедной квартирки, где героиня умирает, не будет. Опять космическая чернота и возникающие в ней на разных уровнях люди–фантомы, последние свидетели угасающей жизни. Эту иллюзию создавали художник–постановщик новой «Травиаты», Ефим Борисович Руах и художник по свету Наталья Гара, а помогали им соответствующие службы театра, работавшие изо всех сил, не считаясь со временем. Кто–то скажет: слишком много премьер с начала сезона, куда спешить? Да вот туда, к зрительскому счастью, ведь завтра та же непредсказуемая стихия ветра, гуляющая по воле постановщиков на сцене, может сдуть любого из нас, так давайте наполнять жизнь любовью, музыкой, театром!

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в  Одесской опере улетает от реальности

Конечно, нам не дано знать, что будет там, за чертой, но режиссёр вправе строить догадки, тем более красивые и романтичные, с уважением к первоисточнику. Главный режиссёр ОНАТОБ Евгений Лавренчук позволяет современной оперной постановке быть грандиозной и свободной от пыльных кулис, которые обычно гасят звук. «Травиата» воспарила над обыденностью. И Альфред Жермон (тенор Олег Злакоман — гордость сегодняшней Одесской оперы) может позволить себе начать с трепетного piano «Застольную песню»: «Libiamo, ne'lieti calici» («Высоко поднимем мы кубки веселья»).

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в  Одесской опере улетает от реальности

А Виолетта Валери (на первом премьерном показе эту партию исполняла сопрано Анастасия Голуб, на втором — Наталья Степаняк) в открывшемся пространстве потрясает звонкими колоратурами: «Ah, forse lui che l'anima solinga ne'tumulti» («Не ты ли мне в тиши ночной в сладких мечтах явился»),
«Sempre libera» («Быть свободной, быть беспечной»).

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в  Одесской опере улетает от реальности

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в  Одесской опере улетает от реальности

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в  Одесской опере улетает от реальности

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в  Одесской опере улетает от реальности
Наталья Степаняк

Любовь для Виолетты — несвобода, а вот обеспеченное порхание в свете при помощи богатого необременительного покровителя мнится свободой, но и Альфред увлечёт её фантомом «ах, той любви, что весь мир наполняет»… И окажется, что любовь ценнее золотых диванов, как в доме у явно несчастной Флоры Бервуа (меццо–сопрано Анастасия Мартынюк не только прекрасно звучит, но и весьма артистична, играя вечно пьяную стерву, плюющую на необходимость быть респектабельной) со всеми её балами, цыганками, матадорами и пикадорами.

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в  Одесской опере улетает от реальности

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в  Одесской опере улетает от реальности

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в  Одесской опере улетает от реальности

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в  Одесской опере улетает от реальности

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в  Одесской опере улетает от реальности

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в  Одесской опере улетает от реальности

Главный дирижёр Вячеслав Чернухо–Волич к «Травиате» относится весьма трепетно, эта опера была его дипломной работой, и он знает её, как немногие, делать купюры в вердиевской партитуре практически не стал. Антракты, однако, на первом спектакле затягивались не от избытка нотного текста, а от того, что постановочная часть, увы, пока не сроднилась с новыми возможностями. Огрехи со временем будут устранены, а публика получила весомый повод задержаться в театре, никуда не торопясь, ибо интересно.

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в  Одесской опере улетает от реальности

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в  Одесской опере улетает от реальности

Сложности пока возникают только с оборудованием, никак не с артистами. Продуманы актёрские задачи для каждого хориста (хормейстер-постановщик — Валерий Регрут). Безупречны во всех отношениях отец Альфреда Жорж Жермон (баритон Роман Страхов), покровитель Виолетты барон Дюфоль (бас Василий Навротский), доктор Гренвиль (бас Виктор Шевченко), горничная Аннина (Анна Бондаренко). Скоро будем читать рецензии на премьеру приглашённых музыкальных критиков, которые рецензируют фестивали в Зальцбурге, Экс-ан–Провансе, Байройте, постановки Баварской государственной оперы, Teatro alla Scala, Венской государственной оперы, Парижской национальной оперы, Нидерландской оперы и так далее.

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в  Одесской опере улетает от реальности

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в  Одесской опере улетает от реальности

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в  Одесской опере улетает от реальности

В день премьеры в «Терминале 42» проходили панельные дискуссии в рамках Международного оперного форума Open to Progress. Доктор музыковедения, профессор Киевской национальной музыкальной академии имени Чайковского Юрий Чекан после спектакля провёл со студентами своеобразный семинар на тему написания рецензий на примере новой одесской «Травиаты». Только ради этого стоило постараться, но ведь есть ещё публика, у которой блестят слёзы на глазах в сцене смерти Виолетты.

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в  Одесской опере улетает от реальности

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в  Одесской опере улетает от реальности

Напомним, даже в далёком 1853 году на премьере оперы в Венеции зрители были недовольны, что певица слишком толстая для роли чахоточной героини. Ничего не поменялось в этом плане, в опере хотят не только слышать, но и видеть, одесская «La Traviata» позволяет и то, и другое, и ещё пофантазировать…

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в  Одесской опере улетает от реальности

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Новая «Травиата» в  Одесской опере улетает от реальности

Автор: Мария Гудыма
Фото: Юрий Литвиненко

23
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Одесские Рождественские вечера объявили программу: ледовое шоу, «Праздночтения» и «Атака века»

Одесский областной совет мира, Одесская епархия, Литературный музей и литературно-мемориальный музей А. С. Пушкина представляют ежегодную благотворительную культурно-просветительскую программу «Рождественские вечера 2019-2020».

Видео

Спасатели работают на месте пожара в Одессе

На улице Троицкой, 25 продолжают разбирать завалы на месте пожара в доме Асвадурова, где находились экономико-правовой колледж и ряд других организаций.

Пожар на Троицкой

Инфографика



????????...