Главная / Неформат

Хроника дня

Как «Лицемеры» стали «Самозванцами», или Эстонские кинематографисты на Восьмом Одесском Международном кинофестивале

Серьёзный претендент на «Золотого Дюка».

Показы Восьмого ОМКФ уже позволяют делать определённые прогнозы, так вот, не придётся удивляться, если фильм «Лицемеры» (Латвия. Эстония. Литва, 2016) победит в Международной конкурсной программе. Организаторы Одесского кинофестиваля считают, что более точно перевести название Pretenders следует как «Самозванцы», и в чём-то правы. Но героев не стоит всерьёз называть ни самозванцами, ни лицемерами, они, по сути, неплохие люди, переживающие тяжёлую жизненную ситуацию и стремящиеся выйти из кризиса. Неплохо также знать, что первоначальное название киноленты — «Метафоры», здесь ничего не стоит понимать буквально.

Как «Лицемеры» стали «Самозванцами», или Эстонские кинематографисты на Восьмом Одесском Международном кинофестивале

«Самозванцы» (давайте уж называть так) — первый эстонский фильм, принявший участие в кинофестивале в Сан-Себастьяне, а 8 июля на фестивале «Балтийские дебюты» ему был присуждён главный приз. Копродукция всегда привлекает больше внимания на фестивалях, чем производство одной страны, да и практические аргументы были в пользу привлечения партнёров из Латвии и Литвы. Фильм снят в Эстонии, на эстонском языке и с эстонскими актёрами, но денег было недостаточно, пока не был поставлен вопрос о копродукции с другими балтийскими республиками. Да и в Латвии лучше обстоят дела с кинооборудованием и специалистами по колорированию. 

Как «Лицемеры» стали «Самозванцами», или Эстонские кинематографисты на Восьмом Одесском Международном кинофестивале

Как «Лицемеры» стали «Самозванцами», или Эстонские кинематографисты на Восьмом Одесском Международном кинофестивале

Как «Лицемеры» стали «Самозванцами», или Эстонские кинематографисты на Восьмом Одесском Международном кинофестивале

В этом фильме прекрасно всё от первого до последнего кадра: суровая, но свежая и чистая, не загаженная человеком природа, строгие интерьеры богатого дома (никакой позолоты, что вы!), манкая красота главной героини, расцветающая на глазах. И даже неторопливый темп не раздражает, а затягивает, словно дышишь одним воздухом с этими нескорыми на расправу, зато неудержимыми в гневе прибалтами…

Авторы сценария Ливия Ульман и Андрис Фельдманис представили практически готовый сюжет, но многое было изменено общими усилиями группы — проговаривались взгляды каждого на такие фундаментальные вещи, как любовь, достаток, воспитание детей, а затем старались привести всё к общему знаменателю. На встрече с журналистами режиссёр Валло Томла и оператор Эрик Поллумаа признались, что поначалу бюджет фильма оставлял желать лучшего, и пришлось для пользы дела начать снимать «на десять сценарных страниц позже», что, безусловно, сказалось на структуре произведения. Наверное, сказалось в лучшую сторону, ведь в первой же сцене, следуя в автомобиле по изумительно гладкому асфальтовому шоссе, молодые супруги Юхан и Анна скупо перебрасываются фразами насчёт того, верным или нет было их решение избавиться от ребёнка. Но что сделано, то сделано, и психика героев, безусловно, надломлена, не зрителям их судить, впору пожалеть. Не от хорошей жизни принимаются такие решения.

Как «Лицемеры» стали «Самозванцами», или Эстонские кинематографисты на Восьмом Одесском Международном кинофестивале

Хрупкая Анна (Миртель Похла) воспользовалась предложением подруги погостить во время её отсутствия в загородном доме, где всё поражает, от гаража до детской, куда героиня заглядывает на считанные секунды, даже со спины излучая боль — сдержанную, стреноженную. Вскоре выясняется, что супруг Анны Юхан (Прийт Выйгемаст), несмотря на статный рост, модную бородку и стильные татуировочки, неспособен быть главой семьи. И не только потому, что его со дня на день уволят из его редакции, в конце концов, он сам не слишком увлечён журналистикой. «Зато без долгов и кредитов», — говорит муж жене. «И без детей», — спокойно продолжает она его мысль.

Юхан в ряде ситуаций выглядит не по-мужски, зато сразу же по приезде с рачительностью опытной хозяюшки разложит продукты в холодильнике (Анна даже не повернёт головы) и будет старательно, впрочем, безуспешно, оттирать кровавое пятно с белой диванной подушки. Смех и грех! Стоит ли удивляться, что чувства Анны к мужу охладели, а секс у них бывает чуть ли не раз в год. Зависть к благосостоянию друзей поначалу выражается смазанно — Юхан позволяет себе только сфотографировать на смартфон красивый постер на стене.

Но стоит появиться рядом с домом другой паре, принявшей их не за гостей, а за хозяев дома, Юхан и Анна начинают преображаться, даже не подумав сообщить новым знакомым правду. Поранившая ногу Трийн (Мари Абель) — блёклая, не первой молодости переводчица любовных романов, за неимением лучшего тянущая на себе безработного муженька. Трутень Эрик (Меелис Реммельд) на пятом десятке всё ещё не может придумать, чем заняться, зато высмеивает и обесценивает работу жены: «Романтичная макулатура!..». Как страшно при мысли, что можно стать такими же с годами… Анна разыгрывает хозяйку дома: беззастенчиво подаёт к столу найденное в погребе ценное вино, наряжается в дорогие платья подруги — богатство ей к лицу. Даже музыкальные вкусы переняла, теперь включает барочную музыку с видом искушённой ценительницы.  

Как «Лицемеры» стали «Самозванцами», или Эстонские кинематографисты на Восьмом Одесском Международном кинофестивале

Если бы только это… Ещё вчера она раздражалась на мужа, когда он на пустынном пляже в шутку дёрнул завязки её купальника, а сегодня уже щеголяет топлесс перед посторонним и, если откровенно, малосимпатичным мужиком. Игра заходит слишком далеко, того гляди, дойдёт до поножовщины… Но утром, проснувшись рядом и дрожа от страха, эти двое не найдут неприятных гостей, куда-то исчезнет с дивана пятно от крови Трийн, зато на шее Юхана появится ожог от окурка, которым прижгла его Анна во сне. Только всё второстепенно, раз она теперь видит в нём защитника и признаёт мужчину. Были ли эти люди в реальности или только пригрезились? Похоже, пригрезились…

Валло Томла, выпускник Тартуского университета и Балтийской школы кино и медиа, не смущается некоторыми совпадениями с сюжетными ходами и мизансценами фильмов Звягинцева, Бергмана — возможные цитаты возникали ненамеренно.

«Для персонажа и для вас вполне реально то, что, быть может, происходит только в его воображении, — говорит режиссёр. — Кого-то такая концовка может не устроить. Ну, собственно, и что?».

Как «Лицемеры» стали «Самозванцами», или Эстонские кинематографисты на Восьмом Одесском Международном кинофестивале

Почему два героя увидели эту галлюцинацию вдвоём? Вероятно, они всё же являются одним целым, парой, им надо было пережить некий опыт для чего-то дальнейшего. Интерес у журналистов вызвал образ местной жительницы-пьянчуги, которая подрядилась стричь газон у хозяев дома и некстати вспомнила об этом. Предполагалось, что она должна была представлять угрозу для персонажей, ведь, хорошо зная Андреса и Мари, могла разоблачить самозванцев Юхана с Анной, но роль оказалась недостаточно проработанной, и всё ограничилось одним эпизодом, впрочем, ярким и колоритным. Нет, без наград в Одессе «Самозванцы» точно не останутся!  

Автор: Мария Гудыма
Фото: Катерина Кипер

8
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Новости партнёров:

Одесская кирха наполнится звуками музыки в честь 500-летия Реформации

В рамках празднования 500-летия Реформации Благотворительный фонд «Баварский дом, Одесса» подготовил праздничный концерт в кафедральном лютеранском соборе Святого Павла (Новосельского, 68), который состоится 20 ноября в 18:30.

1

Видео

Как это было: дебош участников АТО в одесском парке и их усмирение

12 октября трое пьяных мужчин в камуфляже в парке Шевченко цеплялись к прохожим и всячески провоцировали конфликт. Наконец, они своего добились, но результаты оказались не в их пользу.