Главная / Неформат

Хроника дня

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»

«…Мне видеть и понять не больно, что ты несчастлива с другим».

Гений русской поэзии Михаил Лермонтов написал драму «Маскарад», гений советского музыкального искусства Арам Хачатурян — музыку к ней. «Старый» «Маскарад» восьмидесятых нетрудно найти в интернете в виде замечательного фильма–балета. Новый, поставленный заслуженным артистом Украины Гарри Севояном — другой. Одесский национальный академический театр оперы и балета вошёл в свой 209-й сезон премьерой крупного проекта, на осуществление которого, образно говоря, хватало ног, но порой не хватало рук — одеть три состава в четыре перемены костюмов было непросто. Тем более, художник по костюмам Сергей Васильев превзошёл себя: тонкая отделка, роспись вручную, фасоны а–ля–Диор пятидесятых… И вместо ювелирной лавки здесь модный дом с бриллиантами на манекенах-манекенщицах.

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»

Вот только с парными браслетами Нины Арбениной, из–за которых разгорелся конфликт, ничего не поделаешь, не осовременишь. Они из первой половины девятнадцатого века, когда на русских балах царил строгий вкус и красавицы носили золотой обруч, брошь и парные браслеты с агатом или чёрной эмалью (Нина описывает свою утрату: «с эмалью, золотой»). Если дама теряла один браслет, у неё оставался точно такой же, и он вполне мог сыграть роль улики. Представьте, что бы вы подумали, когда светский вертопрах показывает вам один из браслетов вашей жены и похваляется, будто получил его на память от незнакомки на маскараде, в наши дни влюблённые пары часто обзаводятся одинаковыми браслетами, тут залу всё понятно… Вот и Арбенин осерчал. И зря. Ведь найденный другой красоткой, браслет был вручен вертопраху с целью проверить, будет болтать он или нет?

Подобно тому, как в балетах девятнадцатого и начала двадцатого века персонажи часто объяснялись пантомимой, герои «Маскарада» используют выразительные жесты. Это было частью замысла авторов спектакля: всё должно быть очевидно, даже если зритель не читал либретто, саму драму Лермонтова, да вообще может ничего не читать. Всё «читается» и так: потеря браслета, предложение сыграть в карты (Арбенин ведь тот ещё картёжник, а тот самый вертопрах, князь Звездич, готов поставить хоть на свои эполеты!), «болтовня» о прекрасной незнакомке, скрытой под маской (Звездич показывает браслет, который носит теперь сам под рукавом и обозначает рукой некий вихрь, словно пробка вылетает из бутылки шампанского — влюблён!). Время от времени «оживают» идиомы — под снятой перчаткой оказывается чёрная, герой нечист на руку; танцующие карты в ходе поединка двух игроков падают без движения — карты биты, в значении «убиты». На балу нарядная толпа вдруг наклоняется, чтобы взять невидимые комья грязи и бросит их в «опозоренного» мужа Нины. А ещё сплетники ворошат грязное бельё, вынимая его из плетёных корзин и забрасывая им Арбенина, чуть не душат его этими тряпками…

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»
Две дамы, один Звездич

Слишком буквально? Ну а как же «Маскарад» может обойтись без литературных реминисценций? У Лермонтова много архаичных выражений в тексте драмы, а в балете много доверено классике, блестящим комбинациям. Эффектный Звездич (Станислав Скрынник) восхитительно крутит туры, очарованная им баронесса Штраль (Александра Воробьёва) «зеркалит» его движения, дополняя россыпями мелкой «бриллиантовой» пальцевой техники. Лирическая героиня Нина (Екатерина Кальченко) — сплошная текучесть линий, одержимый бредом ревности Арбенин (заслуженный артист Сергей Доценко) получил самую разнообразную, самую драматичную партию, проходя массу пограничных состояний, от салонной невозмутимости до крайнего умоисступления, в финале артист даже захохотал во весь голос, что в балете из ряда вон.

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»
"Как честью женщины так ветрено шутить?"

Главный художник ОНАТОБ Игорь Анисенко, поместивший на сцене так называемое «волшебное зеркало» (никакого стекла, ткань-плёнка, современный технологический материал), позволяет визуально удваивать количество танцующих на балу и маскараде, а вдобавок видеть весь балет с неожиданных ракурсов, сзади и даже сверху. Красоты много не бывает! В зеркале отражается чёрный балетный линолеум, временами — оркестровая яма и зрительный зал. Не хочется нарушать интригу, но чтобы разговор об образе спектакля был цельным, надо упомянуть о романсе Нины, когда героиня раздваивается. На авансцену выходит певица в таком же костюме, украшенном лепестками пиона (Юлия Терещук), и поёт вокализ без слов (у Лермонтова: «Когда печаль слезой невольной промчится по глазам твоим, мне видеть и понять не больно, что ты несчастлива с другим…»). За зеркалом, которое благодаря игре освещения становится прозрачным, не отражаясь и не удваиваясь, движутся в любовном адажио фантомы Нины и Звездича, и мы понимаем, что сцена существует только в больном воображении Арбенина.

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»
"Я сердцем слишком стар, ты слишком молода..."

Злобно мстящие Арбенину за прошлые обиды (картины этих обид «оживают» за нитяным занавесом, словно за пеленой ушедшего времени) Шприх (Денис Черняк обозначает суть своего героя подобострастно сложенными руками, но чувствуется, что исподтишка эти руки могут и убить) и Неизвестный (Роман Калин красноречиво крадётся по пятам за своей жертвой) очень выразительны и без всяких спецэффектов. Невидимы для других персонажей тени в чёрном и белом, их танец становится всё более раскованным, как разгул страстей, они появляются, словно из зазеркалья, чёрной амальгамы, города без солнца, живущего выморочной ночной жизнью. Столетия идут, грязное бельё всё не заканчивается, женщин продолжают убивать из–за ревности (ну вдруг да станет счастлива с другим, разве можно допустить?!). Но ведь это безумие может произойти с каждым, говорит поднесённое в финале к самому носу зрителя «волшебное зеркало». Да что там — идите на следующий показ, который состоится 28 октября, и знаменитый вальс из «Маскарада» закружит, увлечёт и заставит аплодировать стоя, как было на премьере.

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»
Шприх и Неизвестный нашёптывают Звездичу планы мести

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»
Хор на маскараде поёт без слов, скрыв недоброжелательность под жутковатыми масками

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»
Дирижёр Виталий Ковальчук

Карты, тени, два браслета: Одесская опера показала новый «Маскарад»

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

25
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Видео



????????...