Главная / Неформат

Хроника дня

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой

Отдельные части фагота тоже неплохо звучат!

В Одесской филармонии завершился 23-й международный фестиваль искусств «Два дня и две ночи новой музыки», проходивший в режиме нон-стоп — с четырёх дня до часу ночи, небольшая пауза, и снова с четырёх до часу. Штатная полуночница ТАЙМЕРА Мария Гудыма искала новизну.

«Семь цветов у радуги, у музыки — семь нот…». Забудьте! Мы уже привыкли, что современные композиторы, исчерпав всё возможное количество комбинаций из семи нот, ищут вдохновения в перкуссионных шумах, заставляя звенеть и шуршать даже домашнюю утварь. К этому мы ещё вернёмся, но уж точно впервые на фестивале было исполнено произведение, написанное в системе, где в октаве (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до) — 128 тонов. И не только на фестивале — состоялась мировая премьера данного произведения. Эту пьесу под названием «Баллада» написал московский композитор Антон Ровнер, по его утверждениям, в данной системе в России сочиняет он один, а во всём мире — всего 9 композиторов.  

Со стороны порой может показаться, будто исполнитель фальшивит, но на самом деле он использует обертоны, которые не так просто воспроизвести в соответствии с замыслом композитора. Понятное дело, на рояле этого не достичь — клавиши звучат всегда одинаково.

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой  

Накануне фестиваля в Малом зале Одесской национальной музыкальной академии имени А.В. Неждановой состоялся бесплатный мастер-класс американского фаготиста Джонни Рейнгарда, на котором он объяснил нашим духовикам, как богаты возможности использующей обертоны музыки, показал, как интересно могут звучать отдельные части фагота, если его разбирать по ходу пьесы (авторские произведения «Дюна» и «Занзибар», имитирующие движение песком, крик слона, рокот тамтамов были тому примером).

«Не верю в абстрактную музыку, — признался Джонни. — Музыка должна быть программной, носить конкретное название, вызывать конкретные ассоциации! Что касается импровизации, могу дать универсальный совет: сделайте ошибку вашим другом. Повторяйте её снова и снова, это уже будет приём…».

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой  

А поиски в области шелестящей перкуссии продолжаются. На прошлых фестивалях слушали мы уже музыку на бутылках, была поющая пила, на сей раз звенели кастрюли, щётки, тёрки  и прочие кухонные предметы в ярких «Песнях» Стюарта Сандерса Смита, которые исполнила немецкая перкуссионистка Вера Зеедорф (вспомнилось: «И сейчас же щётки, щётки затрещали как трещотки…»). Кстати о щётках — звучали, правда, в записи,  и зубные щётки, которыми играли на тарелках (не бытовых, а оркестровых, медных). Звенели, перекатываясь, металлические шары. Впервые на фестивале объединённый состав перкуссионистов из Фрайберга и Любека представил никофон — металлическую коробочку, из которой палочками можно искусно извлекать самые разнообразные шумы, порой казалось, что по залу с лязгом движется отряд роботов…

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой  

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой  

Извлекали шумы, похлопывая себя по рукам и плечам (человеческое тело — тоже неплохой резонатор), участники швейцарского коллектива «Тотем», которые показали мультимедийный аудиовизуальный перформанс на тему обучения человеческой речи, а также исполнительскому искусству, где важная роль отведена повторению действий наставника.

Швейцарская же певица Каролина Ойрих превратила в перформанс такого же толка исполнение пьесы Мортона Фелдмана «Три голоса для Джоан ля Барбары: Шёпот, Неакцентированное легато, Снегопад» для голоса и электроники — на затемнённой сцене отстёгивались фрагменты костюма, под которыми возникали всё новые и новые светящиеся знаки…

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой  

Уже не впервые, но всё равно интересно и к месту использовался ломкий тембр игрушечного пианино — одесский ансамбль современной музыки Senza Sforzahdo под управлением Александра Перепелицы исполнял кантату «завтра» Киры Майденберг-Тодоровой.    

Большой зал и нижнее фойе филармонии, где проходили концерты, стали местом выступления украинского виолончелиста и композитора Золтана Алмаши, швейцарской скрипачки Анны Савицкой, духового трио из Швейцарии в составе Мадлен Бишоф (контрабас-флейта), Томас К.И. Майер (контрабас-саксофон) и Лео Бахман (туба). 

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой  
Золтан Алмаши 

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой  
Анна Савицкая 

В нынешнем году было много хоровых составов: хор студентов ОНМА  имени А.В. Неждановой, молодёжный женский хор «Ориана» и детский хор Solo musica.

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой

Получили возможность представить свои камерные произведения пять студентов-композиторов из Львова. Одессы. Харькова и Киева. «Это наше будущее», — заметил бессменный президент «2Д2Н», руководитель ансамбля Бернхард Вульф.

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой  

Без печальных воспоминаний не обошлось — отдельный блок программы посвящался памяти трагически ушедшей из жизни Юлии Гомельской, известного одесского композитора, постоянной участницы «2Д2Н». Вспоминали и Василия Слипака, который выступил на самых первых одесских «Ночах» 23 года назад. Решение принять участие в военных действиях на востоке Украины стало для певца роковым. Было показано архивное видео (не только Слипака уже нет в живых, и другие запечатлённые на нём персонажи из девяностых, увы, больше не с нами) с исполнением камерной кантаты Александра Козаренко «Пьеро мертвопетлюет», а в живом исполнении прозвучало то же произведение, где солировал одесский баритон Андрей Малинич, играл ансамбль Senza Sforzahdo. И ещё в двух вариантах образа Пьеро выступил Андрей, спев часть из цикла «Лунный Пьеро» Арнольда Шёнберга плюс свою монооперу на стихи Бодлера и Верлена «Пьеро и красавица».

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой   
Александр Козаренко 

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой  

Трагично существование прекрасного в нашем мире, но всё же годы идут, а одесские «Ночи» по-прежнему начинаются ударом в гонг, который производит арт-директор фестиваля, композитор Кармелла Цепколенко, и длятся до финальных аккордов, за которыми следует дискотека уже не под новую, зато танцевальную музыку. В нашей стране это единственный фестиваль такого плана, с такой историей, с таким наполнением — можем гордиться!

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой  

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой


Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой

Кастрюли, зубные щётки и 128 нот. Одесса переночевала с новой музыкой

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

38
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Новости партнёров:

Видео

Ректор Одесского университета о реформе в вузе

Руководитель ОНУ имени Мечникова Игорь Коваль рассказал о грядущей оптимизации учебных и научных процессов в университете.