Главная / Неформат

Хроника дня

Китч с «Седьмого километра» стал современным искусством: одесские художники учат имитировать катарсис

А это вредно для вашего здоровья!

До 17 января продолжит свою работу в галерее современного искусства «ХудПромо» (Жуковского, 6) выставка двух молодых одесских художников и кураторов Романа Громова и Дмитрия Эрлиха «Имитация катарсиса». Штатному арт-критику ТАЙМЕРА Марии Гудыме не пришлось ничего имитировать.

Китч с «Седьмого километра» стал современным искусством: одесские художники учат имитировать катарсис 

Проект «Имитация катарсиса» является продолжением сотрудничества двух авторов, которые сами по себе стоят многого, а в тандеме раскрывают новые, дополнительные качества. Этим летом ребята стали организаторами Первого международного фестиваля современного искусства Freierfest, заявив о своём желании делать «яркое, фраерское искусство». Чураться китчевости они не намерены (особенно Рома, сказываются цыганские корни) – вот и часть объектов попросту купили на рынке «Седьмой километр» и преобразили. Оказывается, в природе существует такой ужас, как фабричные гобелены, в свою очередь, имитирующие «Мадонну Бенуа» или «Джоконду». Их покупают и украшают стены в своих жилищах. Сама мысль об этом приводит в недоумение нормального человека с мало-мальским вкусом, но такова реальность (а мы сетуем, что люди в недостаточной степени интересуются современным искусством).

Китч с «Седьмого километра» стал современным искусством: одесские художники учат имитировать катарсис

Китч с «Седьмого километра» стал современным искусством: одесские художники учат имитировать катарсис

Начало осмотра строго регламентировано — пространство галереи при помощи занавесов разделено на комнаты, где зрителей поджидает либо порезанные, заклеенные и дополненные причудливыми фрагментами имитации полотен старых мастеров (есть такая категория зрителей, которая стремится навредить знаменитым картинам), либо алтарь некоего футбольного божества (горящие свечки дополняют церковную атмосферу), а есть ещё бюстики Венеры (подставки отдельно, головки отдельно), живописная имитация многострадального лже-Караваджо, украденного из местного музея, видео с неприятно причмокивающими во время поцелуя героями (в американских фильмах много таких эпизодов, имитирующих наплыв любовных чувств). Есть на что посмотреть и над чем поразмыслить.

Китч с «Седьмого километра» стал современным искусством: одесские художники учат имитировать катарсис

Китч с «Седьмого километра» стал современным искусством: одесские художники учат имитировать катарсис

Китч с «Седьмого километра» стал современным искусством: одесские художники учат имитировать катарсис

Авторов, по их собственному признанию, заботит «имитация как положительный процесс воспроизведения реальности в контексте мимезиса массовой культуры», а в целом о проекте они высказываются так: «Имитация катарсиса — это рёв трибун во время футбольного матча или митинга, это просто эмоциональный всплеск в контексте массового психоза. Массовая культура пытается имитировать катарсис. Катарсис — это индивидуальная форма просвещения и прозрения, очищение посредством искусства. Слёзы радости, переживание трагедии, любое глубокое эмоциональное состояние может привести зрителя к катарсису. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, ведёт к очищению.

Мы голодные! Мы не испытываем нужных чувств при соприкосновении с искусством и культурой! Нас не кормят, не кормят отборной и вкусной культурой, а лишь подкидывают по конфетке, в лучшем случае, не к ночи сказано, шоколадной, и мы, словно Гензель и Гретель в тёмном лесу, идём крошечными шажками к чему-то большому, сладкому и безразмерному. Самое страшное во время тернистого пути — это не орки и гоблины, а то, что, когда мы дойдём до заветной пряничной избы, она, увы, окажется лишь имитацией, копией пряничной избы, постмодернистским жестом. Эмоциональное состояние, которое мы испытаем, — это духовный оргазм. Драма, трагедия и одновременно некое эстетическое очищение души от идеального мимезиса этой избы и станут нашем заветным трофеем — катарсисом. Это трагедия в аристотелевской трактовке этого понятия.

Искусство, согласно Аристотелю, заключается в создании копии, имитации. Оно доставляет нам наслаждение само по себе, независимо от полезности (то, что полезно, хорошо для чего-то другого. Искусство же хорошо само по себе).  Копия доставляет наслаждение. Каждая нормальная личность стремится к наслаждению и одновременно к чистоте и очищению — этическому, эстетическому, душевному катарсису, гармонии…  Аристотель приписывает искусству функцию восстановления духовного равновесия. Знакомясь с произведением искусства (например, живописью или современным искусством), мы можем восстановить в себе гармонию и мир и, в конечном счёте, облагородить наш ум и дух.

Искусство является катарсисом в том смысле, что оно помогает нам выпустить пар, выпустить всю обойму. Переживая драму с её демиургами, докторами Зло и большими чувствами, мы освобождаемся от подавляемых страстей и неконтролируемых эмоций, обретаем гармонию и продолжаем жить в соответствии с идеалом сбалансированной золотой середины».

Китч с «Седьмого километра» стал современным искусством: одесские художники учат имитировать катарсис

Китч с «Седьмого километра» стал современным искусством: одесские художники учат имитировать катарсис 

«Мы старались для вас, мы вообще работаем для зрителя напрямую, весь месседж идёт к вам, — заявил собравшимся Роман Громов. — Здесь нет этикеток, "Имитация катарсиса" — это одна работа, одна инсталляция. Мы предлагаем современное искусство в том виде, в каком оно существует в мире, в Европе, в Америке. Это искусство, которое делается сегодня, не завтра и не позавчера! Надеемся, вы получите большой экстаз от увиденного искусства, приток энергии из ниоткуда, ведь современное искусство — это религия, это магия. Факир, пока плюётся огнём, — он классный, перестаёт плеваться — его никто не замечает, вот этот огонь и есть современное искусство…».

Китч с «Седьмого километра» стал современным искусством: одесские художники учат имитировать катарсис

Китч с «Седьмого километра» стал современным искусством: одесские художники учат имитировать катарсис 

Немногословный Дима Эрлих (они с Ромой воистину как «лёд и пламень») просто понадеялся, что зрители «всё поймут и прочувствуют». Во всяком случае, в день открытия выставки, совпавший с 31-м Роминым днём рождения, катарсис в той или иной мере, безо всяких имитаций (говорят, это вредно), испытали все посетители!

Китч с «Седьмого километра» стал современным искусством: одесские художники учат имитировать катарсис

Китч с «Седьмого километра» стал современным искусством: одесские художники учат имитировать катарсис

Китч с «Седьмого километра» стал современным искусством: одесские художники учат имитировать катарсис 

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

15
Скачивайте мобильное приложение ТАЙМЕРА для вашего мобильного телефона на iOS или Android!

Новости партнёров:

Видео

Очередь к мощам святого Пантелеймона в Одессе: вид с воздуха

Сотни одесситов продолжают выстраиваться в огромную очередь, чтобы приложиться к мощам святого Пантелеймона в Свято-Преображенском кафедральном соборе.