Главная / Неформат

Хроника дня

Мистическая «Женитьба» с грузинским акцентом

Александр Калягин приветствует публику на «Встречах в Одессе».

Те же и Степан, или Гоголь и чёрт неразлучны!

С 3 по 14 сентября в Одессе проходит Восьмой международный театральный фестиваль «Встречи в Одессе». Штатный театровед ТАЙМЕРА Мария Гудыма побывала на его открытии.

Фестиваль проводится при поддержке Фонда «Русский мир», Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ IFESCCO и народного депутата Украины Игоря Маркова, а базой для него традиционного служит наша русская драма.

Под радостную дробь, издаваемую бойкими барабанщицами, на сцене появились председатель Союза театральных деятелей РФ, народный артист России Александр Калягин, мэр Одессы Алексей Костусев, заместитель губернатора Одесской области Дмитрий Волошенков, директор Одесского русского драматического театра Александр Копайгора, соорганизатор фестиваля, драматург Александр Мардань и заслуженный деятель искусств РФ, директор Тбилисского академического русского драматического театра имени А. С. Грибоедова Николай Свентицкий.

«То, что ваш город принял этот фестиваль, отозвался сердцем на это событие, говорит о многом, — сказал со сцены Александр Калягин. — И, главное, говорит об Одессе».

Александр Копайгора напомнил: «Именно наш город стал первым городом в Украине, который объявил у себя зону русского языка».

«Наш город действительно является городом русской культуры, русского языка, — подтвердил Алексей Костусев. — Сейчас русский язык в Одессе и области имеет статус регионального. Сегодня мы видим, как День города и День смеха становятся всё более интеллигентно отмечаемыми праздниками, шутки «ниже пояса» уходят в прошлое, а «Встречи в Одессе» помогают отметить День рождения Одессы на уровне».

После того, как публика аплодисментами приветствовала находившегося в зале выдающегося режиссёра современности Роберта Стуруа, начался первый фестивальный спектакль. В этом году фестиваль посвящается 100-летию со дня рождения легендарного режиссёра Георгия Александровича Товстоногова. Именно поэтому фестивальной «первой ласточкой» оказался театр с родины Товстоногова, одно из первых мест его режиссёрской практики — Тбилисский академический русский драматический театр имени А. С. Грибоедова.

Гости из Грузии показали свою версию знаменитой гоголевской пьесы «Женитьба». Режиссёр-постановщик спектакля — лауреат Государственной премии Грузии Автандил Варсимашвили увидел в бессмертной комедии Николая Васильевича Гоголя мистическую пьесу. Гости сумели удивить — немало версий «Женитьбы» видела эта сцена, но вот такой озорной одноактной дьяволиады здесь ещё не было.

Исследователи творчества Гоголя не открывали Америки, указывая на его внимание к мистике, фигуре чёрта, управляющей событиями, и вот таким чёртом в тбилисской «Женитьбе» оказывается… кто бы вы думали? Правильно, Кочкарёв, который пытается сладить свадьбу засидевшейся купчихи и аморфного надворного советника. Он и появляется после того, как сваха Фёкла Ивановна (заслуженная артистка Грузии Ирина Квижинадзе) ругнулась: «Чёрт паршивый!». Эту реплику обиженно повторяет с вопросительной интонацией тут же, словно чёрт из табакерки, простите за каламбур, появившийся из-за зеркальной двери-вертушки Кочкарёв (Олег Мчедлишвили).

Инфернальная внешность, харизма, убийственная ирония, отрицательное обаяние — этот Кочкарёв умеет подчинять людей своей воле. Особенно забавна сценка, когда он учит раскрасавицу невесту Агафью Тихоновну (ради исполнительницы этой роли Марим Кития пришлось переписать гоголевский текст — где было «полная», стало «стройная»!) разгонять ненужных женихов. Пару разудалых коленец, вскинутые вверх, словно капюшон у кобры, руки, и лишь затем выкрик: «Пошли вон, дураки!!!». А как он вместе с ней манипулирует огромными белыми пешками, наглядно доказывая, что та, под которой подразумевается Иван Кузьмич, то есть Подколёсин, предпочтительнее пешки «Никанора Никаноровича» и остальных…

С какой-то адской настойчивостью Кочкарёв зомбирует невесту, возмущённо передёргиваясь, если кто-то рядом ненароком перекрестится… И совсем бы свёл эту пару нечистый, то есть Кочкарёв, но выпустил из виду буквально на несколько минут в пылу предсвадебных хлопот, а жених удрал через воображаемое окно в отделяющей сцену от зала «четвёртой стене», которое сам же горе-сват и «открывал» в начале спектакля…

Что же касается несостоявшегося жениха Подколёсина (Аполлон Кублашвили), то в него влюбилась вся прекрасная половина зала, даром что не обнаруживает сей персонаж склонности к созданию семьи. Яркая внешность, еле заметный бархатный грузинский акцент при чистой русской речи, уморительные диалоги с ещё одним красавцем, лакеем Степаном (Иван Курасбедиани)! «Как говоришь, по-при-гля-дис-тее? Ещё одно хорошее русское слово!».

Степан в финале подмигнёт Агафье Тихоновне, показав ей вынутую неведомо откуда гвоздику, любимый её цветок, который «шибче пахнет», а она помашет ему ручкой благосклонно. Хоть ей и сыскался другой жених, не чета лоботрясу Подколёсину, купчина Стариков (Михаил Амбросов), но кто ж устоит?.. Красота — страшная сила! Куда там чёрту и дьяволу вместе взятым!

Незадачливые женихи Агафьи Тихоновны — казалось бы, сколько их уже было в истории постановок «Женитьбы», но всё-таки чудо как хороши: обаятельный увалень Яичница (Михаил Арджеванидзе), галломан Анучкин (Дмитрий Мерабишвили), мечтающий о говорящей по-французски невесте с причитаниями: «Мадам, мадам…». Ну и, наверное, в этот вечер самого Пьера Ришара в ролях влюблённых неудачников заткнул за пояс Валерий Харютченко, он же отставной моряк Жевакин — как красноречиво он напевал, надвигаясь на невесту и отплясывая чечётку: «Эх, яблочко, куда ты котишься?..».

Ну, мы уже знаем, что к лакею Степану. Мы это и заподозрили, когда он пришёл знакомиться с невестой вместе со своим барином и многозначительно произнёс: «Степан. Но я не жених. Просто Степан». Те же и «просто Степан». Думаю, Гоголю понравилось бы, он был не только мистик, но и довольно-таки весёлый человек!

За оставшиеся дни театрального праздника зрители увидят постановки Новосибирского государственного академического драматического театра «Красный факел», Одесского академического русского драматического театра, московского театра «Et Cetera», московского театра «Синематограф», Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки (Киев), Санкт-Петербургского академического драматического театра имени Веры Комиссаржевской.

12 сентября свою работу представит дебютант «Встреч в Одессе«- Государственный русский драматический театр имени Н.А. Бестужева (Улан-Удэ). Это спектакль «Жанна» по пьесе Ярославы Пулинович. Закрывать нынешний фестиваль будут две музыкальные работы Серпуховского музыкально-драматического театра. 13 сентября будет показан спектакль-варьете «Мадам и месье» по мотивам рассказов Ги де Мопассана (режиссёр Павел Цепенюк).

14 сентября серпуховцы представят спектакль-концерт «Шаланды, полные кефали», посвящённый 100-летию со дня рождения Никиты Богословского, который и станет заключительным аккордом нынешних «Встреч в Одессе». Но до этого аккорда ещё предстоит целая изысканная театральная симфония, а параллельно с фестивальными спектаклями можно посетить выставку театрального плаката в Музее западного и восточного искусства.

16
Скачивайте мобильное приложение ТАЙМЕРА для вашего мобильного телефона на iOS или Android!

Новости партнёров:

Видео

Пожар в Балаклее: преддверие ада

Жители Харьковской области активно выкладывают видео пожара на складе боеприпасов в Балаклее, что под Харьковом. Зрелище и правда пугающее.