Главная / Неформат

 

Хроника дня

«Мне нужен труп. Я выбрал вас…» Ерофеев, Шишкин, Андрухович и Жадан на Международном литературном фестивале в Одессе

Что прошло, должно быть мило.

В течение 4-х первых дней октября на разных площадках проходил 1­-й Международный литературный фестиваль в Одессе. Штатный литератор ТАЙМЕРА Мария Гудыма следила за чтениями.


Редактор альманаха «Дерибасовская – Ришельевская» Феликс Кохрихт и писатель Евгений Деменок

Конечно, уследить за всеми авторами из 14-ти стран мира, которые приехали к нам читать свои произведения и дискутировать, физически невозможно. Уже на торжественном открытии, состоявшемся в гостинице «Лондонская», при прослушивании отрывков из произведений зарубежных участников, стало ясно: не стоит пытаться объять необъятное. Бледная, маловнятная эссеистика (которую порой стремились преподать  в качестве художественной прозы), озвучиваемая талантливыми одесскими актёрами (перед этим отрывки звучали на языке оригинала), преподносилась как можно ярче, но интереса к ней не возникало. Пусть оценку этому дают специалисты, благо вход для слушателей был бесплатный и все, кто интересуется литературой во всех её непростых проявлениях, имел такую возможность. Куда любопытнее оказалось сосредоточиться на ведущих отечественных авторах, украинских и российских писателях с именами.


Одессит Константин Ильницкий читает свои стихи

Организаторы фестиваля, Ханс Рупрехт и Ульрих Шрайбер, поведали, что идею провести фестиваль в Одессе подсказал им Андрей Курков, дело было в одном ресторане в румынских Яссах. Так свою активность эти менеджеры от литературы распространили и на наш город, который им весьма понравился. Одной из животрепещущих дискуссионных тем была «Одесса как литературный город» — в Золотом зале Литературного музея круг авторов альманаха «Дерибасовская – Ришельевская» в блиц-режиме читали отрывки из своей прозы или небольшие стихотворения, всяких раз норовя превысить регламент и процитировать как можно больше авторитетных источников вроде Экклезиаста. Ну очень серьёзные у нас в Одессе литераторы!


Молодая одесская поэтесса Анна Костенко

Эта же тема обсуждалась в пространстве «Терминал 42», где Андрей Курков и Юрий Андрухович выясняли с залом, мешает ли современным литераторам Бабель, вот парижанам Гюго не мешает вроде... Супротив Бабеля никто не высказался, а Андрухович ностальгически вспомнил одесского лирического поэта Бориса Нечерду, чьим поклонником был в 70-х и остался по сей день. Сам Андрухович читал в Одессе свои так называемые «ТСН–ки», то есть публицистические колонки, которые он начал публиковать с 2011-го года. В «ТСН–ке» «Тут похоронен Фантомас» переплелись львовские реалии с характерным для всего советского пространства единым культурным полем, где и старики, и дети смотрели одно и то же кино. Так, и во Львове, и в Одессе пенсионеры прекрасно понимали, что имели в виду пионеры, опуская им в почтовые ящики письма-страшилки: «Мне нужен труп. Я выбрал вас. До скорой встречи! Фантомас».

А теперь всё сложнее: старикам, и даже среднему поколению не угнаться за молодёжной культурой… Нотка ностальгии прозвучала в этой миниатюре очень приятно, ведь не зря опытные психологи утверждают: что прошло, должно быть мило, бессмысленно воевать с прошлым, всегда в проживаемом нами времени присутствует и хорошее, и плохое, ни к чему изводить себя преувеличением негатива…




Юрий Андрухович

Российские писатели Виктор Ерофеев и Михаил Шишкин – первачи, талантливейшие мастера слова. Первый прочёл шуточный рассказ о неудачном, но очень забавном посещении парижского ресторана, второй – отрывок из автобиографической повести «Пальто с хлястиком». В чём оба были солидарны, так это в нервном отношении к прошлому, к жизни в «стране рабов», то есть СССР. Причём Ерофеев, толстый весёлый человек, который вёл роскошный образ жизни даже в советские времена, менее склонен погрязать в негативе, а вот Шишкин… тут всё серьёзнее. Герою «Пальто с хлястиком» даже невдомёк, как же могла его мать, будучи юной девочкой «в стране рабов», наивно радоваться жизни, искать любви, рожать ребёнка и удерживать его в метро от падения за тот самый хлястик на пальто… Что тут скажешь, видимо, не объяснить! Хлястик–пуповина связывает нас с поколениями предков, которым выпала далеко не самая простая жизнь, и не нам, сегодняшним, их судить, нам бы за свои деяния отчитаться в своё время.


Виктор Ерофеев

«В моих романах никогда не будет живых политиков», — пообещал аудитории Шишкин. Сергей Жадан пошёл дальше, утверждая, будто не следует «делать войну предметом литературы» (Толстой и Симонов очень удивились бы), и осудил опыт Александра Проханова, который свою новую книгу «Убийство городов» создал в результате поездки на Донбасс. Но ведь и сам Жадан пишет стихи о донбасском регионе, тут явное противоречие! Впрочем, отечественные авторы, к коим, повторюсь, отношу и российских, и украинских писателей, сотканы из противоречий, тем и интересны, в отличие от довольно-таки тусклых и одномерных зарубежных коллег. И за возможность встречи с четырьмя по-настоящему талантливыми писателями организаторов фестиваля следует поблагодарить.

Фото: Пётр Катин 

Автор: Мария Гудыма

8
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Одесситам покажут «Ночь накануне Рождества» на льду

Ледовая арена во Дворце спорта (проспект Шевченко 31) приглашает 12 января на премьеру мюзикла на льду «Ночь накануне Рождества» по мотивам известной повести Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1

Видео

Что грозит жителям Одесской области из-за военного положения?

28 ноября, в первый день действия в Одесской области режима военного положения, губернатор Максим Степанов на специальной пресс-конференции рассказал, как это будет работать.

Военное положение


????????...