Главная / Неформат

Хроника дня

Музей современного искусства Одессы показал «Вид на море и обратно»

Не только в рамах, но и на объекте в виде афишной тумбы.

Выставка молодой одесской художницы Ольги Котовой открылась в Музее современного искусства Одессы (Сабанский переулок, 4а). ТАЙМЕР насладился «Видом на море и обратно».

_mg_7369

Ольга Котова продемонстрировала картины не только в рамах, но и на объекте в виде афишной тумбы (идеей такого объекта и его выполнением выставка обязана директору МСИО Семену Кантору).

_mg_7368

А работа «Трельяж» как раз в форме тройного зеркала со створками и сделана, глядится в нее зритель – и видит автопортрет художницы. А зрительницы смешные такие – вглядываются, словно надеются увидеть свое отражение. Очень трогательно. А кто сказал, что современное искусство не должно брать за душу, а только подавлять или эпатировать? Так что Ольге – большой респект от посетивших выставку дам.

В контексте одесской речи обещание показать кому-либо «вид на море и обратно» сопряжено с иронией и даже легкой угрозой. Но автор ничего такого не имеет в виду, стремится возвысить местный жаргон до лирического высказывания, облагородить легкой ностальгией. Попытка Ольги Котовой сравнить Черное море и Одессу закономерна и логична. Море передает свои качества городам, построенным на побережье, и, разумеется, жителям. Наше море суровым не назовешь, скорее мы его воспринимаем теплым и ласковым. Интересно, что среди названий этой выставки обсуждалось другое - «Морепродукты», наверное, его сочли грубоватым, но оно справедливо, мы в определенной степени продукты моря и не случайно не можем жить вдали от него, где воздух не такой вкусный и вид из окна не предполагает морской перспективы.

_mg_7366

«Поэтические образы улиц, уютные уголки Одессы грустно напоминают о прошлом, - говорит заместитель директора МСИО Любовь Заева. - А в картине «Однажды около оперного» Ольга как хороший сценограф на переднем плане словно выстраивает мизансцену с участием актеров. Вот как Жванецкий хорошо говорит об Одессе в литературе, что она струится из глаз, чувствуется в интонациях, так и Ольга Котова передает в живописи незвучное дыхание тихой жизни нашего города».

_mg_7364

«Это плач по утраченной женственности, - вздыхает известный художник-авангардист Виктор Павлов. – Не девственности, нет, - женственности… Особой тоской пропитан «Трельяж», оформленный кружевными салфеточками, бусами, веерами. Сегодня мы видим, к сожалению, множество мужеподобных женщин, которые себе в мужья выбирают хлипких, женоподобных ребят, меня это огорчает».

_mg_7356

Среди полотен Ольги есть и «Голубая дверь», где женский портрет обрамлен наподобие парадной двери старого одесского дома с трогательной маленькой реди-мейд наклейкой – настоящим почтовым конвертиком, пришедшим автору из Парижа (ну какая же одесситка не является еще немножечко и парижанкой?).

_mg_7354

В свое время Ольга стажировалась во Франции, вернулась оттуда со множеством зарисовок, окрыленной, отмеченной особым изяществом. Европейская изысканность решений присуща и нынешней выставке, чья работа продлится до 14 декабря, и нужно успеть насладиться этой уходящей натурой вроде картины «Пианинка» (здание фабрики фортепиано), погрустить перед портретами ушедших от нас живописца Юрия Егорова и скульптора Николая Степанова в антураже их творческих мастерских.

_mg_7360

Влияние Егорова на стиль Ольги, конечно, несомненно. Изображая харизматичного, знакового одесского художника, она уделяет гораздо больше внимания мастерской, чем фигуре хозяина. Что же касается Николая Степанова, тут замысел хорош: скульптор за работой, из-за плеча на его новое творение норовят заглянуть предыдущие, например, «Скифский мальчик» из раскрашенного дерева, который встречал гостей в его мастерской. Но смотрится Николай Иванович на Олином портрете как-то уж слишком женственно, издалека можно принять за изображение бабушки с Молдаванки, которая во дворе варит варенье на примусе, поставив его почему-то на старенькую стиральную машину. Помню, как выглядел Степанов за работой, это было незабываемое зрелище, и если уж Ольге пришло на ум достойно возвести на холст этого персонажа и этот процесс, стоит осваивать более суровый стиль. Николая Ивановича волновали образы античности, типажи кочевников Причерноморья, его произведения и он сам никогда не производили впечатление чего-то сладенького, приторного. Наверное, чтобы его написать, нужна все-таки мужская кисть.

А женственность… Если она есть, ее уже невозможно утратить. Или есть,  как говорится, или нет. Будем не грустить, но радоваться «женским причудам» милой, мастеровитой, сентиментальной художницы. В конце концов, наше ласковое море, словно Венер из пены прибоя, выплеснуло в мир целую плеяду талантливых художниц, и Ольга Котова, одна из наиболее ярких представительниц этой плеяды, напоминает нам, что Одесса – все-таки женщина, лукавая, кокетливая и обожающая парижские фасоны...

Мария Гудыма
Фото: Петр Катин

7
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Загрузка...

Видео

Об операции по подъёму Delfi рассказали на специальной пресс-конференции

11 сентября в Одессе состоялась пресс-конференция, на которой представители осуществлявших эвакуацию танкера Delfi компаний рассказали подробности операции.

Инфографика



перекредитування онлайн позик
Загрузка...