Главная / Неформат

Хроника дня

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный львовский спектакль

И правда, не пепелище же детям оставлять.

Открытие Четвёртого фестиваля искусств «Бархатный сезон в Одесской опере» подарило встречу с фольк–оперой–балетом Евгения Станковича «Когда цветёт папоротник» Львовского национального академического театра оперы и балета имени Соломии Крушельницкой. История произведения, написанного для народного хора им. Верёвки на гоголевские мотивы в 1977 году, полна загадок. Заказ исходил из Франции, премьера планировалась в Париже, но что–то пошло не так, и дальше генеральной репетиции во дворце «Украина» жизнь постановки не продлилась. Французская концертная фирма «Алитека», как вспоминает композитор, столкнулась с тем, что исполнителям было «не рекомендовано» подписывать контракт. Вроде бы сыграло свою роль этническое своеобразие музыкального материала. С другой стороны, разве не на своеобразии музыкальной этники основывались оперы и балеты всех союзных республик? Скорее всего, всей правды мы не узнаем никогда.

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный  львовский спектакль

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный  львовский спектакль

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный  львовский спектакль

Позже композитором была сделана редакция для академического хора и оркестра, которой и воспользовался львовский театр. Режиссёр Василий Вовкун, художник Тадей Рындзак, дирижёр Владимир Сиренко создали осовремененную и с точки зрения сюжета, и с точки зрения технологий версию. Видеопроекции то создают эффект раскалывающейся на глазах стены, то расцветают, то вспыхивают зловещими огнями (художник по свету и визуализации Дмитрий Ципердюк почему-то оказался скуп на освещение сценической площадки, хотелось получше рассмотреть балет, но многое тонуло в зеленоватой мгле, не позволяющей разглядеть лица балерин и танцовщиков).

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный  львовский спектакль

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный  львовский спектакль

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный  львовский спектакль

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный  львовский спектакль

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный  львовский спектакль

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный  львовский спектакль

Балетмейстер Сергей Наенко предложил сложный хореографический язык с элементами как народного, так и современного танца. Первый акт — время язычества, которое, судя по либретто, должно выглядеть едва ли не золотым веком для украинского народа, но как быть с мрачной и тревожной музыкой, зловещими русалками и ведьмами, красной девицей, которую тащат за руки и за ноги явно на убой? В «Весне священной» Стравинского Избранница, в конце концов, добровольно приносит себя в жертву, исполняя экстатический танец, здесь же девушка сопротивляется так горестно и отчаянно… К слову, «Весна священная» несколько сезонов назад была успешно поставлена в Одесской опере, как и «Жар-птица» того же Стравинского. Как ни крути, внятная драматургия для успеха балета решает многое. На золотой век, «где царила гармония человека и природы во всех проявлениях полноты бытия» принесение в жертву красавицы как–то не тянет.

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный  львовский спектакль

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный  львовский спектакль

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный  львовский спектакль

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный  львовский спектакль

У фольк–оперы-балета Станковича чёткого либретто нет, но зритель-то ищет во всём логики, и возникают интересные злободневные ассоциации во втором акте, связанном не с седой стариной, а с недавним прошлым («эпоха гуманитарной катастрофы, войны, хаоса в Украине, начиная с казацких, послеказацких времён и до сегодняшнего дня»).

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный  львовский спектакль

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный  львовский спектакль

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный  львовский спектакль

Отечественный театр уже в который раз пытается впустить в себя эстетику уличных боёв, беспорядков, митингов, войны. Хор на металлической конструкции словно комментирует происходящее на сцене в балете, но солистам позволено и большее: так, во втором акте тенор в белых одеждах жестом прогонит распоясавшуюся Смерть, она прекратит свой гротескный, механистический танец и исчезнет под крышкой люка. А перед этим группа в чёрных шальварах (шальварщина вместо шароварщины?) будет передавать друг другу автомобильные шины и булыжники, с призывными жестами будет танцевать на переднем плане голый до пояса казак (Гаврилюк? Такое предположение буквально напрашивается).

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный  львовский спектакль

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный  львовский спектакль

Не знает казак, где искать смысл жизни и куда вести украинский народ, судя по разнонаправленным жестам, но всё поставит на свои места появление ребёнка — не оставлять же родному дитяти пепелище вместо цветущей страны, в самом–то деле?! Звучит молитва за Украину, на сцену выбегает целая группа очаровательных детишек — во имя будущего все страсти как–то устаканиваются. «Схамэныться, бо лыхо вам будэ!» — словно говорят авторы спектакля каждому из нас. А кому-то из нынешних детей (в этом уверяет либретто) предстоит стать духовным поводырём и мудрецом нации, таким, как Байда или Морозенко в своё время.

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный  львовский спектакль

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный  львовский спектакль

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный  львовский спектакль

Ну хорошо, а папоротник–то когда цветёт? Мы ведь знаем, что никогда, из курса советской средней школы усвоили: папоротники, хвощи и плауны вообще не цветут, поиск цветка папоротника — лишь благовидный предлог, чтобы выманить наивную сельскую девушку в лес в купальскую ночь и склонить там ко греху. Собственно цветения папоротника внимательный зритель на сцене может и не заметить — оно мгновенно, как и страсть, окрашивающая человеческую жизнь в яркие цвета. Наверное, цвет папоротника — это всё же наши дети, цветы жизни, которые появляются на свет не для того, чтобы их приносили кому-то в жертву или учили булыжниками бросаться. И за эту светлую мысль и финал на оптимистической ноте спектакль львовян достоин особого одобрения. Что в нынешней постановке увидели бы сегодняшние французы — вопрос, конечно, но внутри страны она обречена на зрительское внимание.

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный  львовский спектакль

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный  львовский спектакль

Намайданили, но «схамэнулыся»: в Одесской опере показали уникальный  львовский спектакль

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

27
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Автогонщики из Украины, Молдовы, Турции и Германии будут бороться за престижный «Кубок Лиманов»

22-23 сентября на трассе вблизи города Дергачи (Харьковская область) состоится ралли «XADO DRC», которое является 5-м этапом чемпионата Украины по мини-ралли «Кубок Лиманов».

Видео



????????...