Главная / Неформат

Хроника дня

Не стандартами едиными — Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам

Пока хватает сил…

Несколько дней Одесса от мала до велика жила джазом. 19-й Международный джазовый фестиваль Odessa Jazz Fest впервые провёл опен–эйр в Летнем театре Городского сада. Концерт начал польско–литовский проект Wojtek Pilichowski and Klaipeda Jazz Band во главе с бас-гитаристом Войтеком Пилиховски, далее подключились львовский проект Rockoko со скрипкой и виолончелями, турецкий гитарист Эркан Огюр и, конечно, одесситы, пианист Алексей Петухов и певицы Анна Ткач и Анастасия Букина. Здесь нашлось место и традиционному джазу, и колебаниям в различные музыкальные жанры, как то диктует безудержный полёт импровизации.

Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам

Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам
Rockoko

Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам
Эркан Огюр

Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам
Wojtek Pilichowski and Klaipeda Jazz Band

Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам
Алексей Петухов и Анна Ткач

Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам

В представлении многих слушателей джаз — это «вечнозелёные» стандарты, на которые импровизируют поколения музыкантов. Это не совсем так в современном мире, джаз питается идеями этники и барокко, пробует аутентичные инструменты народов Азии и Африки, что подстёгивает фантазию и добавляет свежих красок. Однако стройность всем этим поискам придают именно те, кто «привык свою джазуху по квадратам слушать», то есть музыканты классической джазовой выучки. В концертных фестивальных программах это наглядно подтвердилось.

Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам

Концерт-импровизация «Индийский эпос в джазовой обработке. Синтез Востока и Запада» в Urban Music Hall соединил гипнотизирующий голос Дрю Нанкое (Амстердам) и исполнительское искусство одесских музыкантов Геннадия Козмиди, Виталия Ткачука и Арсения Василенко. В ход пошли ханг (ударный инструмент в виде соединённых полусфер), гитара, электрогитара, бансури, африканский джембе, индийская табла, электроника и поющие чаши. Экзотику в Большом зале Одесской филармонии обеспечил балафонист Али Кейта, отлично сыгравшийся с рафинированными немецкими музыкантами, пианистом Хансом Людеманном и ударником Кристианом Томе. Резонаторами для балафона служат выдолбленные и высушенные тыквы — такого инструмента Одесса ещё не видела и не слышала, а слушать было приятно.

Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам

Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам

Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам

Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам
Али Кейта

Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам
Трио Ханса Людеманна

Ещё один «доработанный» инструмент — труба австрийского музыканта Марио Рома, лидера трио Interzone. Состав оказался импровизированным: Марио выступал с контрабасисткой Беатой Визингер, а вот ударник на фестиваль не попал, и его место любезно занял Кристиан Томе. Усовершенствованную трубу так и хотелось назвать «иерихонской» — очень яркий звук, архаичный. Впечатлил дуэт французской певицы Сары Ланкман и итальянского пианиста Джованни Мирабасси, разучивших специально для фестиваля песню его основателя и вдохновителя, известного одесского пианиста и композитора Юрия Кузнецова «Светит месяц». Эту же песню исполняли участники греческого дуэта, вибрафонист Кристос Рафалидес и контрабасист Петрос Клампанис. Вдова Кузнецова, генеральный продюсер фестиваля Наталья Эртнова, растроганная душевностью музыкантов и восторгами публики, пообещала продолжать организацию джазового форума, «пока хватает сил». Ловим на слове!

Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам
Марио Ром

Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам
Беата Визингер 


Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам
Сара Ланкман

Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам
Джованни Мирабасси

Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам
Джованни Мирабасси и Сара Ланкман

Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам

Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам
Кристос Рафалидес и Петрос Клампанис

Восторги — дело хорошее, но недостаток культуры наших слушателей всё же сказывается. Во время выступления трио из Люксембурга DOCK IN ABSOLUTE случился вполне предсказуемый казус. После одного концертного номера в абсолютной тишине прозвучал громкий звонок мобильного телефона, и густой мужской голос тут же ответил: «Алло!». Лидер коллектива, пианист и композитор Жан–Филипп Кош, разразился весёлым смехом и поднял вверх большой палец. Вернётся в Европу и наверняка будет рассказывать, что выступал для дикарей…

Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам
DOCK IN ABSOLUTE 

Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам
Жан–Филипп Кош

Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам

Были и другие звонки, просто не столь громкие, и не в паузе, а во время звучащей музыки. Кроме телефонных звонков музыкантам и слушателям досаждали шумевшие малолетние дети. На замечания охранников мамаши–меломанки реагируют слабо. Может, проще не впускать в зал? Если бы публика хотела слушать крики заскучавших малышей, пошла бы не в филармонию, а в детский сад...

Последним коллективом, поднявшимся на филармоническую сцену, оказалось фьюжн–трио французского гитариста Грега Лами, но это был далеко не конец фестиваля, ведь после каждого концерта все музыканты устремлялись на джем–сейшны в баре «Ай лав ю, Петрович», и одесситы импровизировали наравне с зарубежными звёздами, это очень хорошая школа.

Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам
Трио Грега Лами

Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам
Грег Лами

Танцорам–степистам удалось отлично «постучать» под спонтанную импровизацию музыкантов из разных стран, стихийно объединяющимися в новые составы. И в такие моменты маленький одесский бар волшебным образом превращался в джаз–клуб «золотой поры». Когда в далёкие восьмидесятые возрождалось в городе джазовое движение, казалось, что танцы под джаз — это уже архаизм, это не будет принято. Но некоторым традициям свойственно возрождаться...

Не стандартами едиными - Одесский джазовый фестиваль пригласил в путешествие по разным континентам
Дэвид Кинтцингер

Автор: Мария Гудыма
Фото: Лев Райзман и Пётр Катин

26
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Видео

Опрос: что такое формула Штайнмайера и как уладить ситуацию в Донбассе?

ТАЙМЕР продолжает узнавать мнение рядовых одесситов по поводу наиболее обсуждаемых политических вопросов.

Инфографика



????????...