Главная / Неформат

Хроника дня

Одесская «Ангина» против Фроси Бурлаковой: найди шесть отличий

В апреле 2014-го года на украинские телеэкраны вышел мини-сериал режиссера Владимира Нахабцева под названием «Я — Ангина!», действие которого разворачивается на улицах нашей любимой Одессы.

Сюжет фильма, который можно охарактеризовать как криминальную мелодраму, отдалённо напоминает комедию Евгения Ташкова «Приходите завтра», представленную на суд советских зрителей ровно 50 лет назад — в 1964-м году, и снятую, между прочим, на Одесской киностудии.

В рамках данной статьи я предлагаю читателям сравнить два этих фильма, так или иначе связанных с Одессой, проследить, как изменился мир и кинематограф за последние полвека, и попробовать найти шесть отличий между историей скромной и настойчивой певицы Фроси Бурлаковой и её находчивой и бесстрашной «внучки» — Маруси «Ангины».

Фабула

Сюжет фильма «Приходите завтра», думаю, знаком многим читателям с детства. Молодая девушка Фрося родом из глухой сибирской деревушки приезжает в Москву учиться на артистку. Останавливаясь у скульптора Николая Васильевича, с которым их «роднит» общий школьный завхоз, Фрося находит общий язык и с домработницей Марией Семёновной, и с невестой скульптора Наташей, забавляя всех своей провинциальностью и непосредственностью. Приём в институт имени Гнесиных уже закончен, но Фрося своей целеустремлённостью и сильным красивым голосом завоёвывает уважение знаменитого профессора Соколова, и при его содействии всё же пробивается в вуз и даже получает место в общежитии.

Тем временем, правдивость и искренность Бурлаковой глубоко трогают душу скульптора: в одну бессонную ночь он, видя пошлость и бездарность своих работ, он разрушает их почти все, за исключением одной-единственной, живой, «сделанной для людей», которая понравилась Фросе. Несколько месяцев спустя, случайно встретившись с начинающей певицей в трамвае, изменившийся Николай Васильевич говорит, что многое понял и переосмыслил, «долго искал... и, кажется, что-то нашёл». А Фрося дружит со студентом Костей — правда, молодые люди совсем разные, и не слишком интересуются проблемами и переживаниями друг друга.

В финале фильма Костя уезжает из Москвы, Фрося тщетно пытается его остановить, а затем возвращается к ежедневным занятиям по вокалу и всецело посвящает себя учёбе, вполне понимая, что это только начало большого и тернистого творческого пути. 

Главная героиня другого фильма — молодая трактористка Маруся по прозвищу «Ангина» — также приезжает из глубинки в большой город. Цель её визита в солнечную летнюю Одессу гораздо меркантильнее — она приехала спасать пропавшего где-то здесь любимого мужа. Останавливается Маруся у родной тётки, которая поначалу не хочет её даже видеть, но впоследствии сменяет гнев на милость и соглашается помочь ей в поисках. 

Так начинаются Марусины приключения. Регулярно напоминая всем встречным, что от ангины избавиться можно, а от неё — нет, и рассказывая направо и налево про своего Васю, Маруся-Ангина знакомится с двумя «операми» по кличке Чубарь и Глазырь, занимающимися крадеными иномарками, с пожилым полковником, который опасается интриг «блатного» сотрудника. Решив помочь Чубарю вызвать ревность у жены-истерички, Маруся производит настоящий фурор, появляясь в шикарном платье на юбилее начальника местной полиции.

Не зная преград в стремлении отыскать любимого, «Ангина» выдаёт себя за проститутку, и в конце концов попадает в грозные бандитские застенки, где и томится в неволе её Васька. Более того, отважной девушке даже удаётся поднять заточенных в плену мужиков на бунт и свергнуть власть бандитского произвола. Полковник же тем временем, благодаря советам Маруси жить по правде, «и чтоб всё было по закону», разоблачает своего «блатного» коллегу в «крышевании» преступности. В финале 4-серийного фильма Ангина наконец-то обнимает своего Ваську и обещает родить ему ребёночка, окончательно брошенного женой Чубаря ласкает сексапильная «капитанша» Марина, тётка Маруси посматривает на полковника и просит его «захаживать почаще», и даже холостой Глазырь обещает когда-нибудь жениться. 

Таким образом, у зрителя не остаётся ни малейших сомнений в том, что у всех без исключения главных героев картины абсолютно всё в дальнейшей жизни сложится просто замечательно. 

Стоит отметить, что если в начале 60-х тема самобытной девушки из провинции, приехавшей покорять большой город, была свежа и оригинальна, то на сегодняшний день, после таких всенародно любимых шедевров как «Девушка без адреса», «Москва слезам не верит» и «Ландыш серебристый», она выглядит пресной и заезженной. Ход событий в жизни Фроси Бурлаковой выглядит достаточно органичным и увлекательным, различные сюжетные повороты и смешные неожиданности подогревают интерес на протяжении всего фильма. В приключениях же Маруси-«Ангины» почти всё кажется надуманным и притянутым за уши, претенциозные режиссёрские замыслы представляются глупыми и нелепыми. 

Разумеется, магистральное развитие сюжета каждой картины во многом определяется сильным характером и эксцентричностью девушек, вокруг которых, собственно, и закручивается вся эта канитель людей и событий. 

Главная героиня 

Фрося Бурлакова — без сомнения, одна из самых колоритных и удачных ролей в трагической судьбе незабвенной актрисы Екатерины Савиновой. Будучи, как и её героиня, родом из сибирской деревни Ельцовка, Савинова вдохнула во Фросю море любви к жизни, передала в её образе всю твёрдость сибирского характера, нерушимость заложенных с детства моральных устоев, стойкость перед жизненными трудностями, упорство в достижении цели. При этом Фрося довольно мила, хотя наивна и необразованна, легко завоёвывает расположение людей своей простотой, порядочностью, трудолюбием. 

Екатерина Савинова, наделённая от природы необычайно мощным вокалом в четыре с половиной октавы, в фильме много поёт и даже танцует. Грубоватой провинциалке присуще не только удивительное чувство такта по отношению к окружающим, но способность чувствовать красоту, отделять талантливое от безобразного. 

Актриса Кристина Бабушкина родом тоже из Сибири, как, впрочем, и её героиня Маруся (правда, об этом неискушённый зритель может узнать разве что из эксклюзивного интервью режиссера, в самом фильме о сибирских корнях «Ангины» нет ни слова). 

Обладая, как и её кинопредшественница, довольно крепким, «видным» телосложением, Маруся заметно выделяется свежестью красоты на фоне «сушёных» городских девушек. В характере Ангины легко заметны всё те же сибирские черты — решительность, энергичность, настойчивость, даже напористость, уверенность в себе, самоотверженность, коммуникабельность. Несмотря на то, что на смену скромности девушки из 60-х пришло бесстрашие бабы XXI века, Маруся кажется более женственной, чаще плачет. 

Бабушкина тоже умеет петь и танцевать, и не стесняется демонстрировать свои таланты на протяжении всех четырёх серий мелодрамы. 

Разумеется, в силу более открытых сообразно изменившемуся духу времени нарядов, «Ангина» выглядит несколько эффектнее наглухо задрапированной в «мамино выходное» платье Фроси. Пожалуй, только в области грубоватого обаяния и непередаваемого простонародного колорита главных героинь между фильмами Нахабцева и Ташкова можно поставить, как в математике, знак примерного равенства — и та, и другая героини сыграли свои роли очень хорошо. 

Актёрский состав/второстепенные персонажи 

Практически все актёры, утверждённые на более-менее значительные роли в комедии «Приходите завтра», блестяще вжились в образы своих персонажей, представляющих, надо сказать, довольно яркую галерею городских архетипов тех лет, очень удачно собранных воедино в сценарии фильма. Тут и одухотворенный скульптор в блестящем исполнении молодого Анатолия Папанова —настоящий человек искусства, ищущий и сомневающийся, испытывающий творческий кризис, но успешно его преодолевший. 

И грубоватая деревенская домработница Марья Семёновна, и интеллигентная утончённая девушка Наташа — невеста скульптора, библиотекарь по профессии, и статный суровый профессор Соколов. Все они периодически размышляют на морально-этические и нравственные темы, замечают и исправляют собственные ошибки и просчёты, стремятся изменить окружающий мир к лучшему. Невыразительно и как-то невнятно, без огонька, играет разве что грустный студент Костя. Вместе с тем, все герои фильма смотрятся вполне органично, и вкупе замечательно дополняют брызжущий энергией и целеустремлённостью образ главной героини, по мере сил и возможностей помогая ей справляться с жизненными неурядицами. 

А вот персонажи фильма «Я — Ангина!», увы, не блещут ни оригинальностью, ни мастерством исполнения. Оперуполномоченные Игорь Чубарин и Николай Глазырин, активно помогающие Марусе в поисках пропавшего жениха, совершенно не похожи на настоящих «ментов»: один хорошо смотрелся бы в роли влюблённого студента, другой тянет максимум на роль пьющего сантехника. 

  

Умудрённый опытом полковник Горчаков, яростно сражающийся с «кумовством» и коррупцией, органичен только в четвёртой серии — с авоськой яблок и бутылкой кефира, а-ля интеллигентный советский пенсионер, а вот полицейская форма ему — как корове седло. Эти и другие герои в свободное от дел время заняты исключительно приземлённо-бытовыми, сиюминутными проблемами, периодически разбавляя их примитивными псевдофилософскими изысканиями на избитую тему «Чего хотят женщины?» или же дискутируя о страхе и правде. Хорошо прописана в сценарии фильма разве что роль Зины Григорьевны, пожилой одесситки со связями, которую довольно удачно сыграла актриса Людмила Полякова. Симпатично смотрится и маленькая полненькая «сутенёрша» Нелли по прозвищу «тётя Клара», случайно встреченная Марусей на пути к любимому подруга детства. 

Однако вытянуть весь фильм своей игрой на фоне явной «пробуксовки» остальных персонажей троим главным героиням явно не хватило сил. 

 

 

Замеченные в эпизодических ролях одесские актеры Михаил Волошин и Ирина Токарчук в роли продавцов на строительном рынке, и Алексей Агопьян в роли капитана полиции, увы, ни одесским колоритом, ни выдающейся актёрской игрой фильм не украсили. А могли бы...

Юмор 

Юмор в комедии «Приходите завтра» — лёгкий, искрометный, непринуждённый. Чего стоит, к примеру, мощный удар Фроси кулаком по роялю в итоге виртуозного исполнения русской народной песни, который заставляет подпрыгнуть от неожиданности женщину-аккомпаниатора... Строгость и академическую суровость пожилого профессора пения прекрасно оттеняют студенты Вадим (Александр Ширвиндт) и Володя (Юрий Белов), решившие разыграть провинциалку Фросю, представившись Станиславским и Немеровичем-Данченко, и пригласив её на «прослушивание».

А маленькая девочка, сидящая за роялем с огромным бутербродом, перед которой подчёркнуто вежливо извиняется сам профессор: «Занимайтесь, занимайтесь! Извините». И, закрыв двери, добавляет: «Обеденный перерыв!». Ну и, конечно, сама Фрося, заказывающая в ресторане шесть стаканов чая, выпивающая вместо сухого вина рюмку коньяку — «эта поменьше!», и собирающаяся ехать в институт к шести утра... 

Юмор в мелодраме «Я — Ангина!»... вы будете смеяться, но его там, как ни странно, практически нет! И это при том, что фильм снимался в общепризнанной мировой столице юмора. Главные герои картины если и шутят, то как-то совсем убого и не смешно. Порой вызывает улыбку воинствующая непосредственность Маруси — но на этом, как говорится, и всё. Упоминавшиеся выше одесские актёры, возможно, в силу своих очень эпизодичных ролей, тоже не говорят и не делают ничего забавного. 

А ведь этот кинофильм если и не позиционируется как комедия, то, во всяком случае, благодаря авантюрности похождений главной героини выступает как сатирическая или хотя бы ироническая мелодрама. 

Единственный проблеск настоящего одесского юмора и колорита наблюдается в конце второй серии «Ангины», когда две пожилые модельерши шьют Марусе платье для банкета. Да, действительно, менее шести минут из трех часов суммарной продолжительности фильма зритель может наслаждаться обаятельными бабушками Капочкой и Зоей, их специфическим говором и одесскими выражениями. 

 

«Капочка, как печень? — Зина, крошка, ты ещё про зубы спроси! У меня много чего уже нет!»; «Ой, шо такое ты можешь снять, чего я не видела? Вот шо ты можешь надеть — это вопрос!»; «Ещё раз рот откроешь — я велю Зое, она пришьёт тебе коленку к уху! Она это умеет!»; «И что я буду делать, когда ты помрёшь? — Ой, не морочь мне голову! Куда ж я без тебя! Таки с собой возьму!». Очень жаль, что режиссёр, похоже, вспомнил, в каком именно городе он снимает свой «шедевр» всего на пару минут экранного времени... 

Натура 

В фильме «Приходите завтра» показана чёрно-белая Москва эпохи хрущёвской «оттепели»  — шумная, многолюдная, закованная в бетон и асфальт, поражающая приехавшую из глубинки Фросю обилием машин, огнями реклам и высотой зданий, но в то же время красивая, благородная, обновляющаяся. Люди на улицах вежливы и культурны, всегда готовы помочь, молодёжь в трамвае — весёлая и задорная, посетители ресторана — интеллигентные и даже изысканные, студенты в консерватории — трудолюбивые и целеустремлённые. В лучших традициях прошлых лет в кинофильме отображен идеализированный срез радостной трудовой жизни советского народа, наполненной мечтаниями и свершениями. 

Обрисованная здесь картина мира выглядит, понятное дело, несколько нереалистично — чувствуется, что желаемое выдается за действительное. Но такова была общепринятая практика строгого надзора за советской киноиндустрией тех времён — показывать «страну героев» только в таком вот бравурном, чересчур светлом ключе. Киноленты, отображающие изнанку советской действительности, начнут снимать только во второй половине 80-х. 

Но что же мы видим на экране по прошествии 50 лет с момента съёмок комедии про Фросю? Казалось бы, логично предположить новый уровень нравственности и достоинства, раскованность взглядов и суждений, уже не связанных идеологическими рамками, свободных людей, выбирающих цель в жизни по собственному вкусу. Ан нет. 

Второстепенные герои фильма «Я — Ангина!» мелочны и себялюбивы, торговцы на рынке — неприветливы и меркантильны, барышни на банкете — откровенно глупы, чванливы и завистливы, продавщицы в бутике — заносчивые и самовлюблённые. Ну и плюс классический набор чуть ли не любого современного фильма о городской жизни: секс, насилие, проституция, разгул преступности, коррумпированность «органов». 

Единственной удачной находкой режиссёра можно с полным правом считать замечательно выбранную натуру для съёмок — исторический центр Одессы, ставший местом действия огромного количества наших и зарубежных фильмов, приютил и «Ангину», и её малосимпатичных знакомых. Так, например, тётка Маруси-«Ангины» живёт в милом одесском дворике-колодце, расположенном на улице Пироговской. Причём Маруся добирается туда с Ж/д вокзала каким-то очень окружным путём — через Греческую, мимо бизнес центра «Морской». Вопрос о том, как «Ангине» удалось за одну ночь добраться из сибирской глубинки аж до летней Одессы вынесен в этой истории за скобки. 

В поисках пропавшего мужа Маруся перво-наперво отправляется на Малиновский строительный рынок. В роли полицейского участка, где трудятся Чубарь и Глазырь, выступает Портофранковское отделение милиции на углу Градоначальницкой и Косвенной. Точкой, где «тусуются» проститутки, обозначенной в фильме как «пятый километр Южного тракта», выступает разрисованный всевозможными граффити и донельзя загаженный Деволановский спуск. Ну а сцену бунта рабов под предводительством Маруси против бандитов-уголовников снимали где-то в окрестностях Ильичёвска.

То здесь, то там на протяжении четырех серий киноленты мелькают и другие, вроде бы легко узнаваемые, но не поддающиеся идентификации одесские улицы и перекрёстки. Как удалось вычитать на просторах Интернета, уличные сцены фильма сняты с применением светосильной оптики с малой глубиной резкости — в результате место съёмки довольно трудно узнать, а вывески и номера домов в кадр вообще не попадают. 

Достаточно неказистым выглядит общий «закос» истории про «Ангину» под стилистику 60-х: советские спортивные костюмы, архаичные кофточки и платья, старинная мебель, стационарные дисковые телефоны в домах одних героев совершенно не сочетаются с дорогими иномарками, компьютерами и «мобильниками» других персонажей. Впрочем, нелепостей в фильме и без того хватает... 

Нелепицы и несуразности сюжета 

Нужно признать, что и в комедии «Приходите завтра» есть свои спорные моменты. Ну, например, легковерность скульптора, приютившего под своей московской крышей совершенно незнакомую девушку с потерянным рекомендательным письмом от школьного завхоза. Или всё-таки удавшееся поступление Фроси в институт — в обход всех сроков приёма, без денег и «блата». Согласно логике режиссера-сценариста, упор и в том, и в другом случае, по-видимому, делается на великодушие и доброту главных героев, идущих навстречу чистоте и искренности сибирской провинциалки. Но это, так сказать, отдельные, не совсем удачные штрихи к портрету замечательной советской комедии. 

В фильме же про «Ангину» весь сюжет при более детальном рассмотрении выглядит как сплошная череда нелепостей и несуразиц, противоречащих не только реалиям обыденной жизни, но и здравому смыслу. Начнём с завязки. Маруся получает от своего благоверного письмо, в котором он пишет, что устроился на работу, скоро разбогатеет и вышлет денег. Казалось бы, всё хорошо — но нет, Маруся решает, что письмо написано для отвода глаз, а на самом деле любимый попал в беду, и его надо срочно спасать. Абсолютно логичное умозаключение, не находите? Ну да ладно, спишем всё на женскую прозорливость и интуицию, тем более, что впоследствии Марусины опасения оправдаются. 

В квартиру поначалу враждебно настроенной тётки Маруся влезает по стремянке через балкон — тоже вполне обычная вещь. Дважды срывая доблестным милиционерам операцию по ловле бандитов, «Ангина» сутки проводит за решёткой, но так быстро отходит, что даже решает помочь Чубарю вернуть сбежавшую жену. 

Вооружившись словами подруги-«сутенерши» о том, что, дескать, мужики снимают проституток не для секса, а чтобы поплакаться, Маруся под видом путаны пробирается в логово бандитов, похитивших её Васю. И надо же, какой неожиданный поворот: овладеть Марусей пытается всего лишь один негодяй, которого она благополучно сталкивает в бассейн, а затем ещё и публично высмеивает. И... отделывается легким испугом: больше никто из злодеев её не то что не насилует, но даже не бьёт. Безудержную влюблённую аккуратно укладывают в багажник и везут дальше — к «голодным» рабам.

Тут нужно сделать небольшое отступление: дело в том, что любимый Васька действительно влип, и не просто так, а попал в трудовое рабство, и содержится в каких-то припортовых бараках на окраине города, без возможности когда-нибудь выйти на волю. Не правда ли, совершенно обыденная и естественная ситуация? Такое ведь случается сплошь и рядом. В фильме есть несколько персонажей, цель появления которых на экране вообще выше человеческого понимания. Так, например, в сокамерники к Марусе попадает какой-то странный немолодой тип — бывший лётчик и главарь бандитов, а ныне отодвинутый от дел, избиваемый своими же неудачник. Маруся ему так ни в чём и не помогает, он ей — тоже, даже спонтанной любви между ними не возникает. 

Другая атипичная героиня — сексапильный капитан полиции Марина, имеющая внешность модели, зачем-то польстившаяся на невзрачного и испуганного, затюканного женой Чубаря. 

Но вернёмся к сюжету. В финальной части картины Маруся пишет неизвестно кому письмо о себе и Васе, и выбрасывает его через окно каземата. И, о чудо, письмо попадает в руки тех самых «рабов», имеющих внешность восставших из ада грешников. Вместо того, чтобы изнасиловать специально привезенную к ним для этого Марусю, они решаются на бунт. Всё это время отважный Чубарь, начисто позабывший о своей спутнице после примирения с женой на банкете, и лишь на следующий день узнавший, что Маруся в плену, собирает какие-то доказательства, советуется с начальством и, наконец, решает тайком пробраться на бандитскую территорию. 

По-видимому, ему и в голову не приходит, что к бандитам можно нагрянуть с обыском, в конце концов, с «ОМОНом». «Визит» находчивого Чубаря в рабскую колонию удивительно совпадает по времени с началом бунта, когда вооружённые монтировкой восставшие во главе с Марусей отчаянно наступают на бандитов с пистолетами. Прямо какой-то Майдан... 

Завязывается трёхминутная драка, на протяжении которой связанный Чубарь лежит в сторонке, а нежно любимый Ангиной Васька вообще сидит взаперти, до последнего не показываясь возбуждённым зрителям. От неминуемой смерти всех спасает нагрянувший-таки «ОМОН». Последние минут пять фильма мы имеем удовольствие лицезреть спасенного Василия: он откровенно страшноват, и даже близко не напоминает образы, навеваемые рассказами Маруси.

Освобождённые рабы вяло аплодируют долгожданному поцелую «Ангины» и Васи на фоне уложенных на землю бандитов и суровых «омоновцев» с автоматами... Согласитесь, довольно банальный «хеппи энд» для такого остросюжетного, напряжённого и, не побоюсь этого слова, захватывающего мелодраматичного боевика. 

Полвека назад режиссер Евгений Ташков снял лёгкую и эксцентричную комедию о любви к жизни и упорстве в преодолении трудностей на пути к высокой цели. Два года назад режиссер Владимир Нахабцев снял глуповатую криминальную мелодраму о всепоглощающей любви, которой не страшны никакие напасти. Какому из этих двух фильмов отдавать предпочтение — решать только нам с вами, уважаемые читатели. Кому что нравится... Мой выбор — за Фросей Бурлаковой. А ваш?

Дмитрий Остапов

21
Скачивайте мобильное приложение ТАЙМЕРА для вашего мобильного телефона на iOS или Android!

Новости партнёров:

Видео

Лузановка с высоты птичьего полёта

На YouTube-канале «Fly od wings», где выкладываются виды Одессы с воздуха, появился ролик, посвящённый Лузановке и району «Молодой гвардии».