Главная / Неформат

Хроника дня

Одесские кинопремьеры: «Марсианин»

Робинзон Крузо XXI века, скотч и космический кабриолет. Мэтт Деймон выходит на орбиту Марса.

После перерыва на библейский эпос «Исход: Цари и боги» великий голливудский мэтр Ридли Скотт вновь вернулся к прославившему его жанру – научной фантастике. Новая космическая драма «Марсианин» пробудила у зрителей единодушный интерес, по опросам войдя в десятку самых ожидаемых фильмов 2015 года.

Автором истории об астронавте, вынужденном осваивать жизнь на Марсе, является программист Энди Уир. В сорок лет Энди решил опубликовать свою первую книгу, да не какую-нибудь, а роман с поистине космическим масштабом. Ни на что особо не претендуя, молодой автор выложил своё произведение в социальную сеть. Однако вскоре заинтересованные читатели всё чаще стали обращаться к Уиру с просьбой разместить роман на каком–либо ресурсе для скачивания. Так «Марсианин» переехал на Амазон и любой желающий мог ознакомиться с ним всего за 99 центов – столько составляет минимальная цена скачивания на этом сайте.

Читатели, хорошо подкованные в астрофизике, с удивлением подчеркнули научную обоснованность изложенного в книге материала. Толковый научный подход, возможно, объясняется тем, что Энди вырос в семье физика–ядерщика и с детства изучал физику частиц. Кроме того, несмотря на драматичность описываемой ситуации, подаётся она с большой долей оптимизма и живым нетривиальным юмором. Понадобилось немного времени и роман стал настолько популярен, что им заинтересовалась одна из ведущих мировых кинокомпаний 20h Century Fox.

Адаптировать роман к съёмкам было поручено Дрю Годдарду, автору сценариев к фильмам «Монстро», «Война миров Z» и «Хижина в лесу». Последняя картина стала заодно и режиссёрским дебютом Эндрю. «Марсианин» был бы его вторым постановочным проектом, если бы не обязательства перед компанией Sony Pictures, для которых Дрю планирует снять «Зловещую шестёрку» по мотивам комиксов Marvel. После отказа Годдарда пригласили Ридли Скотта. Последний признался, что давно мечтал снять фильм о Робинзоне Крузо. Прочитав сценарий, именитый режиссёр проникся таким энтузиазмом, что даже не стал читать первоисточник, чтобы не испортить впечатления от адаптированной Годдардом версии. А ещё нарисовал к ней титульную страницу, положил её в контейнер и отправил в космос на борту космического корабля Orion, совершавшего тестовый полет зимой 2014 года.

Съёмки «марсианских» сцен проходили в пустыне Иордании, именуемой Лунной долиной. Благодаря красному оттенку песка эта местность не впервые исполняет роль Марса. В 2000 году здесь же снимался фильм «Красная планета» с Вэлом Килмером. Продолжительность съёмок «Марсианина» составила десять недель, пять из которых ушло на соло–сцены с Мэттом Деймоном, исполнившим в фильме главную роль. Его кандидатура была утверждена ещё до прихода в проект Ридли Скотта. Однако новоприбывший режиссёр не имел по этому поводу никаких возражений. Он отметил, что не сомневается в способностях актёра, имеющего такой послужной список.

Научно–популярный подход, используемый в книге, создатели фильма постарались перенести на экран. Для этого в процессе съёмок Ридли Скотт регулярно консультировался со специалистами NASA. Если тот или иной эпизод не соответствовал реальности, в сценарий вносились изменения.

Миссии серии «Арес», о которых идёт речь в фильме, имеют прототип – ещё не запущенный, находящийся в разработке проект NASA. Ракеты с плазменными двигателями, на которых герои картины бороздят космические пространства, также не выдумка фантастов, а реально существующая и уже внедрённая в жизнь технология. При написании книги Энди Уир применил свой профессиональный опыт и создал программу, вычислившую точное время пребывания астронавтов в полёте и моменты их прибытия с Марса на Землю и обратно. Даже импровизированное поле с картошкой, показанное в трейлере, тоже было настоящее, выращенное агрономом прямо в съёмочном павильоне.

Но при всей скрупулёзности режиссёр не забыл, что снимает не научно–документальную хронику, а голливудский блокбастер. Множество моментов в фильме может покоробить своей неправдоподобностью даже не особо образованного в области физики зрителя. Однако последнему не стоит жаловаться, поскольку все антинаучные реверансы были сделаны именно ради него. Облегчённые космические костюмы, технические неточности и обобщения, некоторые принципы работы NASA, игнорирование отдельных свойств марсианского климата – жертвы, положенные на алтарь зрелищности. А посмотреть есть на что. Оператором фильма стал Дариуш Вольский, на счету которого все фильмы серии «Пираты карибского моря», «Тёмный город», «Прометей», «Исход», «Суини Тодд», «Алиса в стране чудес», а также «Прогулка», вышедшая в отечественный прокат в один день с «Марсианином». Поляк по происхождению, пан Вольский имеет неоспоримый талант. Не зря с ним постоянно работают самые «зрелищные» голливудские режиссёры, такие, как Тим Бёртон, Гор Вербински и, собственно, Ридли Скотт.

Помимо научной обоснованности из книги в фильм перекочевал не всегда тонкий, но довольно умный и незаезженный до заикания юмор. «Марсианин», безусловно, не комедия, но при таком обилии хороших шуток драмой его уже трудно назвать. В центре сюжета находится астронавт Марк Уотни, покинутый своей командой на Марсе и, по сути, обречённый на неминуемую смерть. При такой постановке вопроса невольно ожидаешь, что на экране в течение всего двухчасового хронометража перед нами в полном формате развернётся картина морально–нравственных терзаний оставшегося наедине с собой человека.

Вместо этого наш герой говорит: «Я не сдохну на этой планете» и повыше засучивает рукава. На своё счастье, Уотни оказывается ботаником. В хорошем смысле этого слова. Оптимизм его настолько велик, что картошка растёт даже из радиоактивной марсианской почвы, смешанной с фекалиями. Большую часть фильма главный герой бодр и весел, отчего его вынужденное пребывание на Марсе под конец начинает напоминать одиночную скаутскую вылазку. А пока Марк на Красной планете лопает картошку с кетчупом, настоящая драма разыгрывается на Земле. Сотрудники NASA сначала торжественно хоронят, а затем в панике пытаются «откопать» из марсианского песка своего астронавта разными изощрёнными способами.

Да, снова Марс. Снова NASA. Снова невыполнимые задачи в невозможных условиях. Однако широко укоренившееся среди критиков сравнение «Марсианина» с «Гравитацией» и «Интерстелларом» совершенно неуместно. Действительно, Мэтт Деймон и Джессика Честейн перекочевали из последнего в первый, практически не переодевая скафандры. Но этот факт не более чем забавное совпадение. Заявления других критиков о том, что фильм выиграл только от присутствия Деймона, и ни один актёр так бы не сыграл, тоже несколько преувеличены. Хотя Мэтт, безусловно, прекрасно справился со своей ролью. Очарование и харизма, исходящие от неунывающего Марка Уотни, бесспорно являются движущей силой этой картины. Но помогают Мэтту толкать этот «космический модуль», между прочим, звёзды не последней величины.

Роль солидного и предусмотрительного директора NASA досталась главному исполнителю фильма «Тупой и ещё тупее» Джеффу Дэниэлсу. Такой контраст пришёлся актёру к лицу. Шон Бин сыграл директора управления полётами. Примечательно, что персонаж Бина снова остался жив, как и в его предыдущей картине «Восхождение Юпитер». Упомянутая выше Джессика Честейн опять сыграла сильную женщину, жизнь которой связана с космосом. Только кресло руководителя научной станцией она сменила на кресло командира космического корабля.

Честь пилотировать этот корабль досталась персонажу Майкла Пенья. Если в своём предыдущем фильме ему доводилось развлекать шутками Человека–муравья, то в этом он взялся за «марсианина» Марка. И хотя актёр играл самые разные роли от учителя средней школы до агента ФБР, комедийное амплуа ему явно идёт больше всего.

Присутствует в титрах ещё одно известное имя – Кейт Мара. Актриса сыграла астронавта, члена экипажа миссии «Арес-3». Съёмки в картине «Марсианин» для Кейт являются шансом реабилитироваться после своего предыдущего провального фильма «Фантастическая четвёрка», в котором она исполнила Сьюзан Шторм.

Комедийная актриса Кристен Уиг сыграла роль директора пресс-службы NASA. Хотя персонаж у неё был достаточно серьёзный, повод улыбнуться обаятельная исполнительница всё же зрителю предоставит.

Американский кинематограф так часто обращается к теме псевдонаучного освоения космоса, что сказать в этом деле новое слово довольно трудно. Похоже, Ридли Скотт к этому и не стремился. Основной акцент фильма сделан скорее на том, с какой интонацией зрителям расскажут старую сказку. Зато в очередной раз раскрыт риторический вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?». Теперь можно быть спокойным – в случае экологической катастрофы на Земле, наш народ не пропадёт, если на Марсе можно выращивать картошку.

Автор: Оксана Солопова

11
Скачивайте мобильное приложение ТАЙМЕРА для вашего мобильного телефона на iOS или Android!

Новости партнёров:

Видео

Лузановка с высоты птичьего полёта

На YouTube-канале «Fly od wings», где выкладываются виды Одессы с воздуха, появился ролик, посвящённый Лузановке и району «Молодой гвардии».