Главная / Неформат

 

Хроника дня

Одесские кинопремьеры: «Восхождение Юпитер»

Сказочный славянский пантеон и человек-слон: Вачовски сделали перерыв в съёмках интеллектуального кино.

От создателей «Матрицы». Эта фраза магическим образом действует на киноманов всего мира. И вполне заслуженно — трилогия носит печать несомненной талантливости своих авторов, предоставляя последним кредит зрительского доверия на много лет вперёд. Однако Вачовски не слишком трепетно относятся к этому драгоценному ресурсу, о чём свидетельствует их последнее творение про девушку с астрологическим именем Юпитер.


В отличие от предыдущей своей работы, «Облачного атласа», снятого по одноимённому роману Дэвида Митчелла, «Восхождение Юпитер», как и трилогия «Матрица», всецело является детищем Энди и Ланы Вачовски. Несколько раз переписав сценарий, насчитывающий более шестисот страниц, режиссёрский дуэт принялся за съёмки. Фильм был полностью готов к лету 2014-го. Даже не знаю, в каком виде предстало бы перед нами пресловутое «Восхождение», посмотри мы его год назад. Однако выпускающая компания в тот момент не рискнула запускать проект, отправив его на доработку. Полгода параллельно с работой над спецэффектами проходила развёрнутая и весьма дорогостоящая рекламная кампания, которая в итоге сыграла решающую роль в относительном успехе фильма. Трейлеры сообщали невероятный пафос всем, имеющим глаза. Немного забегая вперёд, скажу, что преимущественно для этого органа чувств и снят фильм.

Но доработанную версию «Восхождения Юпитер», выходившую зимой 2015 года, как многие, наверно, помнят, украинскому зрителю посмотреть не удалось. На этот раз из-за внутрикорпоративных разногласий прокатчика, подложившего самому себе свинью невиданных размеров. И вот, наконец, в июне, когда все конфликты разрешены, на экраны отечественных кинотеатров выходит нашумевший блокбастер, премьеру которого весь мир посмотрел полгода назад, а оставшиеся обделёнными украинцы — несколькими месяцами позже в интернете в хорошем качестве.


Если говорить непосредственно о фильме, то он, безусловно, вызывает чувство лёгкого недоумения. Точнее, степень недоумения у всех разная и зависит, как правило, от ожиданий, возлагаемых зрителями на этот фантастический боевик. Хуже всего пришлось тем, кто рассчитывал увидеть четвёртую «Матрицу». «Как Вачовски могли снять такое?!», вопрошают они тысячами голосов и утирают слёзы глубокого разочарования. Однако подготовленный зритель сможет не только избежать сожаления, но и получит от фильма своеобразное удовольствие. Стоит отметить уже хотя бы то, что сами создатели заявили жанр «Восхождения Юпитер» как космическую оперу, для краткости опустив слово «мыльную». Поклонники творчества Вачовски, в свою очередь, должны помнить, что эти господа — пардон, теперь уже господамы — всегда отличались склонностью к свободомыслию и лёгкому эпатажу, за что, собственно, и любимы. И наконец, вряд ли найдётся кто-то, кто в здравом уме станет утверждать, что Вачовски целиком и полностью бездарны.

А теперь присмотримся к фильму внимательнее. Опытный киноман заметит в нём большое количество аллюзий на другие картины. «Восхождение Юпитер» просто кишит меткими отсылками к известным блокбастерам. «Звёздные войны», «Стартрек», «Сумерки», «Золушка», бесконечные боевики в стиле «Заложницы», «Красавица и чудовище» — вот далеко не полный список фильмов, приходящих на ум во время просмотра «Восхождения Юпитер». К тому же в фильме прослеживается очень популярный ныне стараниями MARVEL комикс-стайл, хорошо знакомый Вачовски по начальным этапам своей шоу-карьеры. В этот киновинегрет органично вплетается китч, кэмп, классические пассажи и интригующие детали вроде камео одиозного Терри Гиллиама в образе рядового клерка огромной бюрократической системы. Кроме того, не является ли приторный хеппи-енд и предшествующий ему плоский примитивный сюжет неотъемлемыми атрибутами большинства современных кинематографических продуктов?


Ввиду всего выше сказанногоневольно напрашивается мысль, что фильм «Восхождение Юпитер» не что иное, как тонкая ирония авторов на предмет бессмысленности и беспощадности современного американского коммерческого кино. Тот факт, что часть зрителей вознесла фильму хвалебные отзывы, лишь подтверждает это предположение. Официальных заявлений, конечно, не было и быть не может, так что тем, кто ценит и уважает творческий талант Вачовски, осталось полагаться в этом вопросе только на интуицию.

Но при всех своих случайных или преднамеренных сюжетных недостатках картина получается далеко не безынтересная. Чего стоит только русский фольклорный колорит, которым Вачовски наделили свой фильм в гораздо большей степени, чем сами того ожидали. Первые кадры переносят нас в культурную столицу России, где непонятно откуда взявшийся ночью на берегу Невы американец Максимилиан Джонс с телескопом встречает простую советскую девушку в песцовой шапке с нетипичным для россиянки именем Алекса Болотникова. Алекса пошла дальше своих родителей и назвала дочь Юпитер, слишком серьёзно восприняв предсмертную шутку своего новоиспечённого американского мужа.

Затем события переносят нас в США, где уже повзрослевшая русская иммигрантка Юпитер Джонс встаёт каждое утро без четверти пять лишь для того, чтоб до блеска начистить пару-тройку чужих унитазов да тайком от хозяйки примерить её бриллиантовые серёжки. И, казалось бы, всё плохо, родина далеко, но не покидает русский дух нашу героиню.


В тридевятом царстве, в тридесятом государстве стало ведомо, что Юпитер не простая девица, а владычица над землями, водами и пчёлами.Увязалась тогда за ней нечиста сила: Баба-Яга на ступе да с шапкою-невидимкою, а с нею лешии и всякая иная пакость. Но тут, словно с полотна Васнецова, сходит к ней на подмогу Иван-царевич на Сером Волке… точнее Серый Волк в образе Ивана-царевича. Ивана на американский манер Кейном кличут, на нём чёрны латы да сапоги-скороходы, а в руках-то силища богатырская. Порешил добрый молодец нечисть окаянную. Но только сказка быстро сказывается, да дело долго делается.


Захотел Кощей Бессмертный, что по-ихнему Балемом Абрасаксом зовётся, смерти Юпитеровой. А всё чтоб до живой воды добраться. Та чудотворная живая вода силу даёт великую да цену имеет высокую. Помогают Балему Змей Горыныч крылатый, кикиморы болотные и злыдни, ростом малые да глазу не видимые и по всем углам вездесущие. Да только Кейн, богатырь, каких свет не видывал, всех одолел. В одиночку. А затем подарил суженой черевички, вернее, сапоги-скороходы, что по совместительству ещё и ковёр-самолёт. Тут и сказочке конец.


Ну, кто же ещё, как не широкая славянская душа, смог бы после обретения титула хозяйки миров с утроенным энтузиазмом вернуться к чистке унитазов?

И кто ещё, как не Мила Кунис, смог бы так хорошо сыграть советскую иммигрантку Юпитер Джонс, попавшую из грязи в князи? Уж точно не Натали Портман и не Руни Мара, претендовавшие на эту роль. Ведь когда-то давно Милена Марковна, дочь скромной еврейской четы инженера и школьной учительницы, покинула родные Черновцы и переехала с родителями в Лос-Анджелес. Драить чужие унитазы Миле, конечно, не довелось, но первые годы американской жизни актриса вспоминает с содроганием. В каком-то смысле Мила Кунис играла практически саму себя.


Её напарник по съёмкам Ченнинг Татум также прекрасно вписался в свою роль. Что бы там ни говорили, а драматический актёр из танцора, модели и стриптизёра Татума, несмотря на свой уже довольно богатый опыт в кино, пока что очень так себе. Зато скупой на эмоции солдат Кейн просто прямое попадание. Строгий взгляд, обнажённый торс — и большая часть женской аудитории в нокауте.


А кому не по нраву игра мышц, может полюбоваться игрой новоиспечённого обладателя Оскара Эдди Редмэйна(»Вселенная Стивена Хокинга») в образе пресытившегося жизнью утончённого и коварного Балема Абрасакса. Вот где истинный драматизм!


Ну и Шон Бин, конечно же. Образ генно-модифицированного капитана Стингера актёру тесноват. Но профессионал всегда блестяще исполняет свою работу, какой бы она ни была. К тому же, персонажу Бина каким-то образом удалось выжить к концу фильма, что само собой примечательно.

Прекрасно справился со своей работой и талантливый оператор Джон Толл, не пожелавший расставаться с дуэтом Вачовски после съёмок «Облачного атласа». На счету мэтра, среди прочих, такие фильмы, как «Храброе сердце» с Мелом Гибсоном, «Ванильное небо» и «Последний самурай» с Томом Крузом и третий «Железный человек». Операторская работа действительно впечатляет. Собственно, визуальная составляющая фильма является главным критерием, по которому эта картина рекомендуется к просмотру в кинотеатре.


Первая работа Вачовски в формате 3D удалась выше всяких похвал. Объёмные космические пейзажи, грандиозные батальные панорамы, удивительные персонажи, феерические костюмы, необычные ракурсы, взлёты и падения: в визуальном смысле «Восхождение Юпитер» — образец качества, вкуса и изощрённой фантазии.

Ну а смысл фильма в очередной раз подтверждает старую житейскую мудрость: всё фигня, кроме пчёл. Да и пчёлы фигня.

Автор: Оксана Солопова

10
Скачивайте мобильное приложение ТАЙМЕРА для вашего мобильного телефона на iOS или Android!

Новости партнёров:

Видео

Лузановка с высоты птичьего полёта

На YouTube-канале «Fly od wings», где выкладываются виды Одессы с воздуха, появился ролик, посвящённый Лузановке и району «Молодой гвардии».