Главная / Неформат

Хроника дня

Одесские кинопремьеры: Чёрное море

Совместная британско-российская картина с таким родным для одесситов названием «Чёрное море» вышла в прокат

У современного зрителя, закалённого самыми разнообразными сценами насилия, смерть киношных персонажей давно перестала вызывать особые переживания. К тому же она чаще всего приходит к плохим парням в качестве заслуженной расплаты. Но что, если в фильме нет «хороших» и «плохих», а есть просто люди, стремящиеся выжить?

Кевин Макдональд, режиссёр-документалист, решил снять художественный фильм про таких людей. Трагические события гибели подводной лодки «Курск» легли в основу замысла картины, которая должна была показать, как ужас и безумие безвыходного положения коверкает или наоборот раскрывает человеческие души. На этом связь фильма с затонувшей русской субмариной заканчивается. Сюжет рассказывает нам совершенно другую историю.

Опытный капитан подводной лодки остаётся без работы, которая, в свою очередь, лишила его семьи. Всё кажется потерянным. Однако выпадает уникальная возможность повернуть жизнь в другое русло и капитан Робинсон крепко хватается за этот шанс. Ему предстоит организовать и возглавить опасную подводную экспедицию, цель которой – несметное состояние. Но где деньги, там алчность, способная завести очень далеко. Даже тогда, когда идти некуда.

Во многих интервью Макдональд заявлял, что снятый им приключенческий триллер хоть и напряжённый, но в первую очередь развлекательный фильм. Развлечение вышло, скажем откровенно, сомнительное. Из «Чёрного моря» получилось серьёзное, мрачное и жёстокое мужское кино. Как в отсеках военной подлодки, так и в самом фильме не нашлось места сантиментам. На экране мы видим закалённых суровой жизнью мужчин в замкнутом пространстве, чьи характеры оголяются перед лицом смертельной опасности. Среди них нет супер-героев и рыцарей без страха и упрёка. Персонажи фильма – обычные бывалые парни с брутальными манерами, нелицеприятными поступками и у каждого своё на уме.

По сценарию фильма экипаж субмарины на одну половину состоит из британских, а на вторую из русских подводников. Изначально было принято решение пригласить для съёмок не англоязычных выходцев из России и не сербов, как часто делают в американских фильмах, а действующих российских актёров. «Мы не хотели, чтоб в фильме были карикатурные русские, хотели настоящих», – говорит режиссёр. И тут Макдональду надо отдать должное. В зарубежном кинематографе редко кто уделяет столь пристальное внимание национальному соответствию персонажей, когда дело касается славян.

Для кастинга Кевин Макдональд лично поехал в Россию. Несколько имён у него уже было на примете. Посмотрев работы с участием Григория Добрыгина и Сергея Пускепалиса, он сразу решает пригласить их в проект. Константин Хабенский, прекрасно зарекомендовавший себя как актёр российского кино, в отличие от своих коллег, к тому же имел опыт съёмок в иностранных фильмах. Но получив приглашение на кастинг, к удивлению режиссёра, Хабенский поначалу не выразил особого энтузиазма. При личной встрече он заявил мистеру Макдональду, что не одобряет общепринятой традиции делать из русских злодеев, пытающихся подорвать мировую экономику. Только внимательно изучив сценарий и убедившись, что на сей раз персонажи из России не представляют собой угрозы мировому сообществу, он дал согласие на участие в проекте.

Сам режиссёр называет свою картину уникальной комбинацией британского кинопроизводства и русской актёрской школы. С последней ему пришлось столкнуться впервые, и Макдональд был удивлён, увидев, с какой тщательностью российские актёры подошли к проработке своих персонажей. «Британцы молча слушают замечания и учитывают их в работе, а русские всё время задают вопросы по каждой мелочи, – сетовал по окончании съёмок режиссёр. – Если они с чем-то не согласны, то говорят: «Нет, мой персонаж так бы не поступил» и делают по-своему. Приходилось соглашаться, и в итоге фильм становился от этого только лучше». Так и есть, все персонажи получились очень реалистичные, как будто актёры играли самих себя.

Хотя поиски сокровищ и подводные путешествия сами по себе темы не новые, их объединение даёт довольно интересный и свежий результат. К тому же такая плотность русских актёров в британской картине, – а всего в фильме снялись шестеро россиян, – выделяет «Чёрное море» из множества других. По замыслу создателей одной из ведущих тем фильма является конфликт национальностей, хорошо разыгранный британскими и русскими актёрами. Как ни крути, а русские моряки показаны хоть и прекрасными специалистами, но людьми более грубыми и простодушными по сравнению со своими иностранными коллегами. Что, впрочем, вполне соответствует действительности. Несмотря на свою толерантность, отношение европейцев к жителям бывшего Союза всё ещё остаётся весьма прохладным.

Отражение этого момента  приобретает в фильме форму жёстокой конфронтации и нежелания некоторых английских подводников признать русских моряков за полноправных участников экспедиции.

В рамках подготовки к съёмкам Кевин Макдональд посетил также и Крым. Виды Севастополя, сделанные в тот визит, вошли в фильм. Это единственные кадры настоящего Чёрного моря, присутствующие в картине с одноимённым названием. В 2014-м году планировались и другие поездки на полуостров, но в силу известных событий они не состоялись.

Многие сцены фильма сняты на настоящей советской подводной лодке. К счастью съёмочной группы, такая обнаружилась в самой Англии. В начале 90-х годов один состоятельный коллекционер, увлекающийся историей военно-морского флота, приобрёл её в качестве артефакта.

Интересным во всех отношениях моментом является участие в фильме Джуда Лоу. Утончённый интеллектуал с аристократической внешностью никак не подходил на роль побитого жизнью старого морского волка. Для соответствия своему персонажу Джуд Лоу не только подстригся, накачался и набрал в весе – он некоторое время провёл на британской подводной лодке в качестве рядового матроса, ночуя в общей каюте на 18 человек, питаясь простой солдатской пищей и вдыхая запахи машинного масла и крепкого мужского пота. В итоге актёр, кандидатуру которого даже не рассматривали при кастинге, сочетая исключительный талант с полученным опытом, блестяще воплощает на экране образ капитана подводной лодки.

Персонаж Джуда Лоу неоднозначный, как и все члены экипажа, но будучи главным героем, он проработан более детально. Сквозь внешнюю строгость властного командира прорываются живые эмоции надломленной личности. Капитан Робинсон отправляется в этот поход обуреваемый чувством ненависти к системе, которой служил долгие годы, и которая за ненадобностью вышвырнула его, как мусор. Он тяжело переживает разлуку с семьёй и собственную беспомощность что-либо изменить. Своё стремление быть рядом с сыном капитан компенсирует заботой о самом молодом члене экипажа, восемнадцатилетнем парнишке Тобине. Именно он становится для Робинсона спасательным кругом, не позволившим ему утонуть в море низменных страстей.

После просмотра фильма «Чёрное море» кажется, что в имени картины заложено не географическое название, а сама суть морской пучины, которая ставит ловушки и бесстрастно поглощает попавшихся в них неудачников.

Кино не радостное, но жизнеутверждающее, с нетипичной острой концовкой. Оно показывает, как механический организм подводной лодки переваривает характеры самых сильных духом людей своими серыми металлическими внутренностями. Как личные потери и экстремальные обстоятельства влияют на шкалу жизненных ориентиров.

И как велико становится различие материальных и духовных ценностей на стометровой глубине.

Автор: Оксана Солопова

11
Скачивайте мобильное приложение ТАЙМЕРА для вашего мобильного телефона на iOS или Android!

Новости партнёров:

Видео

Лузановка с высоты птичьего полёта

На YouTube-канале «Fly od wings», где выкладываются виды Одессы с воздуха, появился ролик, посвящённый Лузановке и району «Молодой гвардии».