Главная / Неформат

Хроника дня

Одесский Дэвид Боуи, дикие поросята и Красная Шапочка-мутант: в ТЮЗе открыли двери для молодых режиссёров

Приняли по-семейному.

Одесский Театр юного зрителя имени Юрия Олеши, Международная лаборатория молодой режиссуры Open Doors при поддержке Украинского культурного фонда и при содействии областного управления культуры и Одесского межрегионального отделения Союза театральных деятелей Украины провели Международную лабораторию для молодых режиссёров «Открытые двери». Состоялись мастер-классы и творческие встречи с профессионалами из разных стран. Финалом стал конкурс заявок на будущие постановки — каждый режиссёр показал эскиз, отрепетированный с актёрами ТЮЗа.

Одесский Дэвид Боуи, дикие поросята и Красная Шапочка-мутант: в ТЮЗе открыли двери для молодых режиссёров

«Я даже не предполагала, что эти 6 дней так наполнят меня и дадут столько же опыта, сколько дали годы обучения, — призналась студентка факультета театрального искусства КНУТКИТ имени Карпенко–Карого Анна Мотыка. — Приятно было попасть в компанию зрелых, по своему мышлению, режиссёров, где каждый работал абсолютно по–своему. Мне ни на минуту не хотелось останавливать процесс, хотелось набираться всё нового и нового, расширяя свой кругозор и выходя из зоны комфорта. Сейчас понимаю, как много ещё предстоит и как важно не растерять полученное и привнести это в свой собственный творческий поиск. Особую благодарность хочется выразить своим актёрам за включённость и доверие. Без них ничего бы не получилось. И, конечно, всему коллективу Одесского ТЮЗа за предоставленную возможность стать частью вашей творческой семьи. Здесь особо по–семейному приняли каждого из нас, сделав по максимуму для реализации наших задумок. Самое главное, что могло произойти для меня в процессе участия в лаборатории — это неутолимое желание работать, работать и ещё раз работать!»

Анна Мотыка показала отрывок из пьесы Беттины Вегенаст «Хочу быть волком», где действуют знакомые каждому ребёнку три поросёнка, утратившие собственное «я». Примеряя чужие маски, рискуешь растерять близких людей — такова мораль спектакля. Не исключено, что со временем такая постановка в нашем ТЮЗе появится.

Одесский Дэвид Боуи, дикие поросята и Красная Шапочка-мутант: в ТЮЗе открыли двери для молодых режиссёров

Но в первую очередь ТЮЗ планирует осуществить проект Александра Баркара, выпускника Луганского государственного института культуры и искусств, ныне работающего в Российском академическом молодёжном театре в Москве. Александр выбрал для постановки пьесу Керен Климовски «Красная Каска» о трогательной девочке–подростке (её сыграла Ирина Шинкаренко), её воображаемом друге Волке (Александр Ильвахин) и родителях, воспринимаемых ею в качестве клоунов (Инна Мешкова и Сергей Демченко). Только Бабушка (Валентина Гульченко) является неиллюзорным другом стесняющейся своей женственности и непопулярной в классе (дети зовут её мутантом) маленькой дикарки… Александр выбрал очень актуальную и яркую пьесу, был убедителен и последователен, отрывок выглядел законченным спектаклем, который буквально просится на сцену.

Одесский Дэвид Боуи, дикие поросята и Красная Шапочка-мутант: в ТЮЗе открыли двери для молодых режиссёров

Одесский Дэвид Боуи, дикие поросята и Красная Шапочка-мутант: в ТЮЗе открыли двери для молодых режиссёров

«Я в очередной раз понял, что я совсем не совершенен и надо много работать и учиться, — делится Александр Баркар своими впечатлениями от участия в лаборатории. — Определил для себя новые точки, по которым буду пробовать менять себя и своё понимание театра. Почувствовал, чего мне не хватает и увидел то, чем не владею. Снова на школьной скамье. И это здорово.

Увидел людей, работающих в очень непростых условиях, при огромной конкуренции, но ухитрившихся не стать равнодушными. Они продолжают любить наше бестолковое и временами бессмысленное (как кажется) дело. И за это ими невозможно не восхищаться. Познакомился с чудесными девчонками, которые дышат в спину "немолодой режиссуре" в моём лице. Они живые, огненные и очень красивые. Такие, какими должны быть театральные люди. Я хочу учиться у них, знаете? Познакомился с по–настоящему глубокими и умными театральными людьми, которые так тонко и точно разобрали наши работы. Обожаю критику, именно потому, что благодаря ей есть шанс стать лучше. Не чувствовать себя законченным, увитым лаврами, талантливым, сомневаться в себе и вкалывать, как будто ты совсем ничего не умеешь».

Приз зрительских симпатий и шанс на постановку в Одесском ТЮЗе получила эстонка Яника Коппел, создавшая особую реальность в инсценировке «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. Это просто удивительно, как много можно показать, манипулируя жёлтыми шарфиками…

Одесский Дэвид Боуи, дикие поросята и Красная Шапочка-мутант: в ТЮЗе открыли двери для молодых режиссёров

Останется только лабораторным опытом эскиз белоруски Анастасии Лаптинской «Охота на Снарка» по Льюису Кэрроллу — третьекурсница факультета режиссуры Белорусской государственной академии искусств поставила перед собой слишком сложную задачу трансформации пространства зрительного зала, убрать зрителей на балкон было неудачной идеей.

Одесский Дэвид Боуи, дикие поросята и Красная Шапочка-мутант: в ТЮЗе открыли двери для молодых режиссёров

Ну, а весьма оригинальная и провоцирующая на абсурдистские решения пьеса Дарьи Ларионовой «Бог Мишка» вдохновила выпускницу КНУТКИТ имени Карпенко–Карого Богдану Орлеанову на проект под названием «Как Дэвид Боуи в Одессе жил». Экспертная комиссия, в которую вошли профессионалы из Киева, Львова, Харькова, Хмельницкого и Минска, решила дать шанс на постановку и Богдане.

Одесский Дэвид Боуи, дикие поросята и Красная Шапочка-мутант: в ТЮЗе открыли двери для молодых режиссёров

Одесский Дэвид Боуи, дикие поросята и Красная Шапочка-мутант: в ТЮЗе открыли двери для молодых режиссёров

Одесский Дэвид Боуи, дикие поросята и Красная Шапочка-мутант: в ТЮЗе открыли двери для молодых режиссёров

«Лаборатория — это всегда новый опыт, новые знакомства, новые открытия, — говорит Орлеанова. — Поскольку подготовка к показу эскиза происходит в достаточно сжатые сроки, это отличный повод обратить внимание на то, над какими элементами профессии нужно работать более усиленно. Я благодарна за помощь всем цехам и службам театра, которые так ответственно подошли к подготовке».

В любом случае, лаборатория принесла огромную пользу одесским артистам и обнаружила интересную тенденцию: театр готов говорить с детьми о воображаемых друзьях и реальном буллинге, потере личности и поисках собственного «я». Это важно!

Фото предоставлены организаторами лаборатории

Автор: Мария Гудыма

9
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Видео



????????...