Главная / Неформат

Хроника дня

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

«Каждая девушка имеет свой интерес в жизни…»

В Одесском театре кукол 8, 9 и 16 ноября пройдут премьерные показы спектакля «Бабы Бабеля» для зрителей от 16-ти и старше. Режиссёр из Минска Евгений Корняг данной постановкой заявляет попытку поиска театрального, пластического, музыкального языка, адекватного «библейски цветистому языку Исаака Бабеля».

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Покамест состоялась только сдача спектакля, но уже есть о чём поговорить, к тому же бабелевские тексты — это классика, из которой не убрано и не переиначено ни слова. Хотя к некоторым ударениям можно придраться. Например, в словосочетании «мужик ярИтся» со сцены почему-то звучит «мужик Ярится». Сюжеты взяты в работу давно известные, такие ошибки обращают на себя внимание и досадным образом уводят из особой реальности, которую небезуспешно создают на сцене постановщики.

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Судя по названию, можно было бы предположить, что авторы спектакля взялись подвергнуть анализу отношения писателя с его жёнами и другими близкими женщинами. К счастью, нехорошее предчувствие не оправдалось. Спектакль поставлен по рассказам Исаака Бабеля «Король», «Отец», «Иисусов грех». А героинями оказываются Двойра, Бася и Арина — три далеко не идеальные женщины, неистово жаждущие любви. Неважно, что у Двойры-куклы выпучены от базедовой болезни глаза, ну в чём её вина, страшноватая, но жалкая… Целиком этот кукольный персонаж не выполнен, видим бюст в фате и с тонкой ручкой, в которой зажат карикатурно щупленький жених (в предвкушении брачной ночи у Двойры жутко загорятся выпученные очи, а у женишка задрожат хлипкие ножки). Бася так огромна, что целиком на сцену и не выкатится — мы увидим её огромное лицо, гигантские руки и ступни с человечий рост, такая сильная, как же ей без пары, того гляди выполнит свою угрозу: «… или я сделаю конец моей жизни!».

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Беременная Арина в кукольном варианте — самая цельная и пригожая, всё при ней, кроме… лица. Есть ещё крохотная куколка, какой мы видим её в момент вымаливания жениха–ангела у Иисуса, куклёныш попадает за стекло киота, словно становясь персонажем вертепного действа.

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

И не только эти три страдалицы в центре внимания постановщиков, можно говорить о попытке понять и обнять весь женский пол в целом, ведь, как верно говорит Бася, «каждая девушка имеет свой интерес к жизни…». Евгений Корняг и его минская команда в составе художника–постановщика, лауреата «Золотой маски» Татьяны Нерсисян и композитора Никиты Золотаря прониклись бабьей долей.

Предыдущая работа этой команды в нашем театре кукол — «Интервью с ведьмами» — многим театралам пришлась не по вкусу: оправдывать зверства ведьм–детоубийц тяжёлыми условиями у постановщиков получилось, прямо скажем, не очень убедительно. Бабель — та рабочая лошадь, которая обязательно повезёт и вывезет, куда надо. И всё происходит без переигрывания, нарочитого акцента и навязших в зубах плясовых мелодий. Узнаваемо и в то же время непривычно.

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

С первых минут зрители видят хлопочущих по хозяйству женщин — одна моет пол, не забывая прикладываться к стаканчику (за неимением под рукой закуски может занюхать спиртное половой тряпкой), другая таскает с кухни аутентичные алюминиевые кастрюли и бидоны с яствами для какого–то важного пиршества, третья всё перестилает и перестилает скатерти, четвёртая протирает стаканы… Всё это происходит в ожидании мужчин, в первую очередь — Короля. Беню Крика, Короля Молдаванки, не представляет какая–то одна кукла, а порой за него говорит изменённым голосом актриса, этот образ ускользающий — режиссёр перед спектаклем признавался, что хотел передать ощущение Бени Крика, ведь видение этого образа у каждого своё.

Куклы выполнены виртуозно — где–то одна голова, где–то всё тело. Фроим полностью одет и так тонко выполнен, а этот прищур, делающий его просто живым! Эйхбаум сделан практически без костюма — лысая головка, грустное личико и тонкие, гибкие ручки и ножки — он бессилен против Короля.

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Если в персонаже важна его ненасытность — только голова и подушка–пузо, если он пьяница — достаточно и рта, контрабандистка Любка Казак с загребущими руками и пышной грудью явлена лишь до половины, но у проститутки Катюши, открывающей для Бени «свой расписной, свой русский и румяный рай», есть и длинные ноги, и руки, и блондинистая голова, просто всё это поочерёдно показывается из–за огромной простыни. Отрадно, что в нашем театре кукол уже и взрослым зрителям предлагают действительно кукольные спектакли, а не просто сажают одну куколку в кресло и произносят монологи. Мы как раз по этому и соскучились, по разным видам кукол, по изобретательности обращения с ними. Всё это в «Бабах Бабеля» есть. Большинство гротескных «бандитских» кукольных голов вылеплены в стиле Васи Ложкина: хищная улыбка и зубы в шахматном порядке.

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Актёры Александр Богданович, Евгения Глухова (вещает от имени заневестившейся Баськи из огромного кукольного рта), Вадим Горбанёв (бесподобный молодой человек от тёти Ханы с Костецкой, ангел Альфред и множество других персонажей), Марина Замчевская, заслуженная артистка Украины Нина Лукьянченко, заслуженные артисты Стас Михайленко и Валерий Стрелец, Александра Смирнова–Кошелева, Ирина Яцюк, Ольга Чабан (играет свою Арину актёрски, кукольная версия безвольна и неуправляема, ею тешатся мужские персонажи) сделали необычайно сложную и насыщенную работу. В этой реальности, где на ложе любви и на смертном одре можно перепутать кукол и людей, творится много такого, о чём можно размышлять и спорить. Похоже на то, что у нового спектакля будет немало поклонников. Это Бабель, господа, нерафинированный, чистый, без льда, как говорится. Бьёт в нос полузабытым запахом вымытого без химии деревянного пола, ударяет в голову постоянными сюрпризами и будоражит вечными строками.


Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Ощущение Бени Крика. Как в Одессе поставили Бабеля по-взрослому

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

30
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Видео



????????...