Главная / Неформат

Хроника дня

Переполох в доме сумасшедших, ожившая бабушка и сбежавшая служанка: гастроли киевлян в Одессе

Не будем отрываться от корней и личной биографии.

«В этом доме всё возможно» — так называется антрепризный спектакль, который привезли из столицы, чтобы показать в Одесском украинском академическом музыкально–драматическом театре. Звёзды отечественной сцены и молодые исполнители сорвали овации, честно заработав восторги публики и букеты цветов. Даже обидно стало: как это ни один одесский театр до сих пор не сделал постановку этой комедии, временами переходящей в драму? Даже Кшиштоф Занусси — режиссёр с большим вкусом — поставил её в Санкт-Петербурге.

Переполох в доме сумасшедших, ожившая бабушка и сбежавшая служанка: гастроли киевлян в Одессе

Переполох в доме сумасшедших, ожившая бабушка и сбежавшая служанка: гастроли киевлян в Одессе

Хорошая, крепко сделанная пьеса, высокий класс актёрской игры, и, хотя проблематика затрагивает весьма драматичные и необратимые события, нет этого: все мы прокляты, земля наша поганая, давайте поскорее умрём и так далее. Подобное считается хорошим тоном в отечественной драматургии, но не в американской, а это именно тот случай.

Режиссёр-постановщик Ирина Зильберман взяла в работу пьесу современного американского драматурга Майкла Мак Кивера «37 открыток», чрезвычайно популярную на постсоветском пространстве. Пьесу ставили под этим названием, а также «37 открыток, или Та ещё семейка», «37 открыток, или Всё же это любовь». Киевляне, видимо, старались подобрать более кассовое название, дескать, в этом доме ну вот буквально всё возможно. И пусть зритель рассуждает, всё по себе, по своему аршину измерив… Ну, с кассой действительно не поспоришь. Открытки обозначают поворотный момент в пьесе. Когда зритель понимает, что никаких открыток из разных уголков Европы сын матери за восемь лет не присылал, вот тут и возникает вопрос: а что же она тогда хранит? Неужели сама себе подписала, чтобы хвастаться друзьям и родным? Но тогда сыну зачем говорить о них?

Странная, призрачная среда обозначена сценографическим ходом: проекция входа в уютный дом–усадьбу сначала падает на плотный занавес, а затем на нитяной (такие стали уже использовать в Одесской опере для балета «Маскарад»). Из этой иллюзии постепенно проступают реальные герои. Но каждый из них в своём мире, и вот потому-то дом, где живёт сразу несколько чуть эксцентричных обитателей, порой напоминает театр. А какое травмирующее событие может нанести удар психике целой семьи? Разумеется, чья–то безвременная смерть, и порой зритель заподозрит, что имело место убийство. И далеко не сразу поймёт: убийства не было, просто у каждого своя судьба, свой срок, но как же это больно для остающихся…

Переполох в доме сумасшедших, ожившая бабушка и сбежавшая служанка: гастроли киевлян в Одессе

Приезжая в родной дом после восьмилетней отлучки, Айвери Саттон (Артём Емцов), держится слегка настороженно, только ему свежим взглядом видно, что старый дом дал крен (проекция клонится вправо, едет крыша, едут стены, но обитатели дома ничего не в состоянии заметить, не до того им). Красавчик–наследник привёз с собой миниатюрную невесту-куколку, Джиллиан (Анастасия Блажчук), поначалу приходящую в восторг от богатой усадьбы, полной антиквариата. Девушка перебирает пальчиками нитяной занавес, словно арфу, мечтательно закрывая глаза: вот где свить бы семейное гнездо!

Переполох в доме сумасшедших, ожившая бабушка и сбежавшая служанка: гастроли киевлян в Одессе
Айвери

Но чокнутые родственнички едва не разбивают молодую пару.

Это можно выдержать, когда бабушка Нана (народная артистка Украины Тамара Яценко), о чьей смерти мама сообщила Айвери, как ни в чём не бывало слоняется по дому и зовёт какого–то невидимого Фрэнка, попутно величая невесту внука «привокзальной шлюшкой»?! В устах Тамары Яценко крепкие простонародные выражения со сцены всегда звучат органично. Шальной взгляд, хулиганские манеры — и как это её дочерьми оказались две рафинированные дамочки, способные в светском салоне вести себя спокойно и респектабельно?

Переполох в доме сумасшедших, ожившая бабушка и сбежавшая служанка: гастроли киевлян в Одессе

Переполох в доме сумасшедших, ожившая бабушка и сбежавшая служанка: гастроли киевлян в Одессе
Нана

Хотя респектабельность тётушки Эстер (Леся Самаева) тут же оказывается под вопросом: она просит невесту племянника произнести своим «эротичным голоском» вслух некую двусмысленность. Потом мы узнаем, что дородная красотка не только вкусно готовит, но ещё и подрабатывает «телефонным театром для джентльменов за восемьдесят». Нана случайно возьмёт трубку, вообразит, будто говорит с Фрэнком, и это сделает старушку гораздо добрее и веселее!

Переполох в доме сумасшедших, ожившая бабушка и сбежавшая служанка: гастроли киевлян в Одессе
Эстер

Матушка Эвелин (Анжелика Гирич), хоть и смотрится старшей сестрой собственного сына, травмирована больше остальных: Джиллиан ей кажется служанкой Шеридан (та на сцене так и не появится, сбежала из этого сумасшедшего дома неделю назад), которой нужно отдавать приказы. Об открытках мы уже упоминали, иных странностей не счесть, и всегда эта леди хрупка и трогательна, а назвать всё своими именами просто выше её сил. Фарфоровое личико не дрогнет, даже когда ваза выпадет из рук и разобьётся, как разбилось материнское сердце восемь лет назад. Многие матери, потерявшие своих детей, твердят, будто те живут где–то далеко, иначе могли бы совсем свихнуться.

Переполох в доме сумасшедших, ожившая бабушка и сбежавшая служанка: гастроли киевлян в Одессе
Эвелин

Воображаемый мир помогает перенести утрату и отцу семейства, обаятельнейшему Стенфорду (Алексей Богданович), а ведь и за его плечами уже смертушка стоит, но даже корчась от боли посреди светской беседы, он будет бархатным голосом уверять: сейчас пойдёт к себе в комнату и сделает несколько приседаний… Джиллиан яростной стрекозой скачет по сцене, она не может находиться в этом бедламе, антиквариат уже не интересен! Правда кажется ей важнее показного благополучия.

Переполох в доме сумасшедших, ожившая бабушка и сбежавшая служанка: гастроли киевлян в Одессе

И всё же это не мрачная трагедия на сцене, а смешной со слезами пополам, лёгкий и динамичный спектакль о любви, о семье, о способах справляться с болью. Айвери, конечно, никуда больше не уедет, тем более, он точно знает, что нужно сделать, чтобы дом перестал крениться. А сумасбродства… Иногда они помогают выжить. В конце концов, попытка Айвери сбежать от горя, тоже является признаком душевного расстройства, только эскапизм больше не будет его лекарством: дома столько дел накопилось!

Переполох в доме сумасшедших, ожившая бабушка и сбежавшая служанка: гастроли киевлян в Одессе

Переполох в доме сумасшедших, ожившая бабушка и сбежавшая служанка: гастроли киевлян в Одессе

Переполох в доме сумасшедших, ожившая бабушка и сбежавшая служанка: гастроли киевлян в Одессе

Переполох в доме сумасшедших, ожившая бабушка и сбежавшая служанка: гастроли киевлян в Одессе

Переполох в доме сумасшедших, ожившая бабушка и сбежавшая служанка: гастроли киевлян в Одессе

Переполох в доме сумасшедших, ожившая бабушка и сбежавшая служанка: гастроли киевлян в Одессе

Переполох в доме сумасшедших, ожившая бабушка и сбежавшая служанка: гастроли киевлян в Одессе

Переполох в доме сумасшедших, ожившая бабушка и сбежавшая служанка: гастроли киевлян в Одессе

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

17
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Одесситам покажут «Ночь накануне Рождества» на льду

Ледовая арена во Дворце спорта (проспект Шевченко 31) приглашает 12 января на премьеру мюзикла на льду «Ночь накануне Рождества» по мотивам известной повести Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1

Видео

Что грозит жителям Одесской области из-за военного положения?

28 ноября, в первый день действия в Одесской области режима военного положения, губернатор Максим Степанов на специальной пресс-конференции рассказал, как это будет работать.

Военное положение


????????...