Главная / Неформат

 

Хроника дня

«Плот Крым» и мыльные скульптуры Марии Куликовской: Одесская биеннале современного искусства рассказывает о перформансе

Боязнь телесности рука об руку с душевной ранимостью.

До 24 сентября галерея Invogue (Екатерининская, 25) проводит в рамках Пятой Одесской биеннале современного искусства «Зона турбулентности» проект Марии Куликовской «Плот Крым. Карты судьбы» и событийную программу, посвящённую перформансу.


«Плот Крым» и мыльные скульптуры Марии Куликовской: Одесская биеннале современного искусства рассказывает о перформансе

«Плот Крым» и мыльные скульптуры Марии Куликовской: Одесская биеннале современного искусства рассказывает о перформансе

Вся жизнь Марии Куликовской — представление, увлекательный перформанс, рассчитанный на встречу со зрителем хотя бы пост-фактум. В той же галерее одесситы уже видели ранее выставку её скульптурных работ «Складки времени» — художница делала оттиски с разных частей своего тела, а затем воплощала в полимерно–парафиновом слепке. В 2012 году Мария стала автором инсталляции Homo Bulla (Человек как мыльный пузырь) в Донецке, в которой были представлены гораздо более откровенные и подробные слепки её тела, выполненные из мыла. А в 2015 году художница провела перформанс Happy Birthday в галерее Saatchi Gallery в Лондоне. Обнажённая Мария, которую от аудитории отделяли только парик и солнцезащитные очки, разбила реплики мыльных скульптур Homo Bulla, выразив таким образом протест против уничтожения её работ в Донецке во время военных действий.

Воздвигая саморазрушающиеся соляные столбы в Центре Пинчука, демонстративно заключая брак с гражданкой Швеции (наличие бойфренда во время совершения художественного акта через брак не должно никого смущать: по концепции Марии, государство и общество не смеет контролировать её жизнь и тело, задавать ей слишком личные вопросы и препятствовать женитьбе), художница всегда предлагает зрителю нечто яркое, интересное и вызывающее ощущение попадания в зону турбулентности. Конечно, Мария не могла не попасть на биеннале с такой же направленностью. Для всех желающих она провела практические занятия по искусству перформанса, поделившись и теоретической частью.

«Плот Крым» и мыльные скульптуры Марии Куликовской: Одесская биеннале современного искусства рассказывает о перформансе

«Плот Крым» и мыльные скульптуры Марии Куликовской: Одесская биеннале современного искусства рассказывает о перформансе

«Мы заимствовали это слово, "перформанс", и поэтому происходит путаница, — говорит художница. — Искусство на самом деле не имеет какой–то границы. Марсель Дюшан любил играть в шахматы в обычной жизни, и играл со знаменитостями — это тоже был его перформанс. Художникам свойственно делать абсурдные вещи, конструировать другую реальность. Московские концептуалисты в девяностых выходили на Красную площадь с плакатом "Против всех". Что делает художественное произведение ценным? Танцы "Пусси Райот" в Храме Христа Спасителя многие расценили как святотатство, а этот перформанс вошёл в рейтинг самых влиятельных произведений искусства, они поставили под вопрос псевдоморальные принципов 80 процентов жителей России. Пикассо писал "Гернику", которая не соответствовала моральным ценностям нацистов, и был причислен ими к числу "дегенеративных художников".

Я тоже, по мнению многих, аморально поступаю, используя изображения неприкрытого женского тела. Знаю, что после того, как мои скульптуры были расстреляны, в Донецке появился закон, запрещающий женщинам после 21:00 выходить в публичное пространство, пить и курить, находиться в кафе. В "Изоляции" находились скульптуры из мыла, это заведомо хрупкий материал, и предполагалось, что они будут разрушаться естественным путём. Человек, который руководил "расстрелом", был постоянным слушателем и зрителем "Изоляции", бывал на моих лекциях. Так что речь идёт о подготовленном, спланированном действии. Финал максимально чётко артикулировал его позицию.

Не могу быть согласна с войной, финал моих работ там — это итог, к которому привела война, но это не мой выбор. Художник не убивает людей, он может обращать деструктивные действия лишь на самого себя».

«Плот Крым» и мыльные скульптуры Марии Куликовской: Одесская биеннале современного искусства рассказывает о перформансе

«Плот Крым» и мыльные скульптуры Марии Куликовской: Одесская биеннале современного искусства рассказывает о перформансе

«Плот Крым» и мыльные скульптуры Марии Куликовской: Одесская биеннале современного искусства рассказывает о перформансе

«Плот Крым» и мыльные скульптуры Марии Куликовской: Одесская биеннале современного искусства рассказывает о перформансе

Молодость и красота Марии, казалось бы, позволяют ей делать слепки со своего тела, не оскорбляя ничьей нравственности или чувства прекрасного. Однако не только в Донецке к её произведениям относились агрессивно — по словам Марии, «Правый сектор» буквально охотился на неё и других участниц перформанса «Цветы демократии» в Днепре, ведь на девушках были футболки с откровенным принтом в виде вагины. Но можно ли запугать женщину, которая оказалась настолько смела, что надела на себя такую одежду?

«Я — художник, ради создания перформанса готова жить на улице в картонной коробке, если это понадобится, — твёрдо заявляет Мария. — В Вилково меня даже арестовывали. Когда находишься на сцене, у тебя есть невидимая грань, за которой публика, хотя современные театры стараются эту грань стереть. Если бы Пётр Павленский прибивал свою мошонку в галерее, было бы это ценно? Или ценность такого действия становится очевидной, если оно произведено на определённой почве? Сам по себе контекст перформативен. Выходя на улицу, мы меняемся. Пётр Павленский стал обладать собственным телом и волей, он стал политическим телом только в публичном пространстве, где довлеют законы, защищающие мораль общества».

«Плот Крым» и мыльные скульптуры Марии Куликовской: Одесская биеннале современного искусства рассказывает о перформансе

В одесской галерее среди рассыпанного по полу песка и проблесков золотой фольги расположены не провокативные объекты, а карта мира без границ, засохшие цветы, плот с надписью «CrimeA», на котором Куликовская плавала в устье Днепра, а в итоге даже была задержана пограничниками. Уроженка Керчи, она восприняла смену власти в Крыму весьма болезненно.

«Я жила трое суток в публичном пространстве на плавсредстве, которое легко потопляемо, — рассказывает Мария. — Я никому не сделала ничего плохого, но многие люди отнеслись ко мне агрессивно, как и вдохновляюще и поддерживающе. Предполагалось, что вокруг этого явления современного искусства будут дискуссии, но ареста я не ожидала. Я всегда подчёркиваю, что являюсь женщиной, работаю со своей телесностью и со своим гендером. Это неотъемлемая часть того, что я делаю. Так, отправившись в плавание на "Плоту Крым", я очень страдала от обильных, начавшихся намного раньше срока месячных, вся одежда была в крови, я не могла даже спать нормально. Но это естественная часть проекта, перформанса. Вдобавок у меня открылась язва из–за того, что я не могла есть нормальную человеческую еду в тех условиях.

Тело женское само по себе несвободно, а в публичном пространстве его всегда обсуждают и осуждают, подвергая измерениям. Это диктует патриархальное сознание. Если ты обнажаешь своё тело, тебя объявят худой, толстой, красивой или некрасивой, а если это делает тот же Павленский, оценят только его политическое высказывание. Я уверена, что искусство нафиг никому не нужно, и художники — юродивые, некие отбросы, которые не живут какой–то ценной человеческой жизнью, особенно, если занимаются перформансом, работают с телесностью (это всегда травматично)», — говорит художница.

«Плот Крым» и мыльные скульптуры Марии Куликовской: Одесская биеннале современного искусства рассказывает о перформансе

«Плот Крым» и мыльные скульптуры Марии Куликовской: Одесская биеннале современного искусства рассказывает о перформансе

«Плот Крым» и мыльные скульптуры Марии Куликовской: Одесская биеннале современного искусства рассказывает о перформансе

В наших условиях трудно назвать материальным процветанием жизнь художника любого направления, тем более это касается современного искусства. Картина, скульптура могут существовать сколь угодно долго, но перформанс — вспышка, нечто воздушное, летучее, непредсказуемое в какой–то момент. Его не повторить, как спектакль, и, само собой, трудно продать.

«Художнику говорят: "Зачем тебе деньги, ты и так любишь это делать?". Если бы мы не научились мыслить абстрактно, были бы у нас айфоны? Были бы супертехнологии, не покажи искусство, как можно выходить на рамки? Контекст и производство дают дополнительный смысл произведению. Ай Вэйвэй считает, что любое искусство — политично. Он был вынужден покинуть Китай и живёт сейчас в Берлине, но продолжает делать свои политические акции, которые становятся платформой для производства новых артефактов (а те, в свою очередь, могут быть реализованы за огромные деньги). Он не видит разницы между акцией и перформансом. Художник, который выходит за рамки привычного, овладевая своим телом, концептуально обосновывает своё действие. Лежать и ничего не делать — тоже действие. Лозунги и программы необязательны: постоянное рисование цветов, живописное игнорирование реальности — это тоже политическая позиция художника. Мы должны понимать, что художник живёт не вне контекста, но при этом имеет особую привилегию — он может быть немного более свободен и имеет право смотреть со стороны».

«Плот Крым» и мыльные скульптуры Марии Куликовской: Одесская биеннале современного искусства рассказывает о перформансе

Звериные шкурки, сушёные травы — уголок экспозиции не лишён загадочного шаманства. Это дань уважения классику-предшественнику.

«Йозеф Бойс, очень важный художник двадцатого столетия — пацифист, во время Второй мировой войны воевал на стороне Германии, был сбит, согласно легенде, над Крымом. Его выхаживали татары в селе — поэтому в его творчестве так важны силуэты зайцев, войлок, мёд, средства, которые использовали местные шаманы, чтобы восстановить его жизнь и здоровье».

А этим летом Мария Куликовская была фасилитатором (распорядителем, членом команды, заботящимся о безопасности участников) во время перформанса Марины Абрамович «Генератор» в Центре Пинчука. Этот опыт много дал художнице.

«Марина Абрамович — художница, занявшая большое место в феминистском дискурсе, все свои действия она направляет в отношении самой себя, — рассказывает Мария. — Она концептуализировала, если так можно выразиться, своё тело. Жила в прозрачном кубе, смотрела в глаза людям, расставалась с любимым, выполняла ряд простых действий, которые становились классикой перформанса. Её перформанс "Балканское барокко", во время которого она мыла окровавленные кости, прогремел на Венецианской биеннале. Это было в первую очередь политическое высказывание. Марине уже 71 год, она прекратила свою карьерную деятельность, занимается кураторством в Институте Марины Абрамович».

«Плот Крым» и мыльные скульптуры Марии Куликовской: Одесская биеннале современного искусства рассказывает о перформансе

«Плот Крым» и мыльные скульптуры Марии Куликовской: Одесская биеннале современного искусства рассказывает о перформансе

Интерес к телесности часто бывает обусловлен, по словам художницы, боязнью оной. Хрупкое тело, ранимая душа — с такими данными чаще всего и бывают люди искусства.

«Искусство — очень сложный вид деятельности человека, тут нет никаких шаблонов, вместе с тем есть некая система сигналов, которой надо владеть, — признаётся Мария. — Бывает, перформанс похож на театральное представление, порой всё крутится вокруг персоны автора. Когда я делала "Плот Крым", со мной взаимодействовало множество людей и моя персона размывается в восприятии зрителей. Прошлой осенью я была во Вроцлаве, который на тот момент являлся культурной столицей Европы, на конференции по перформансу и театральному перформансу. И там я видела действо, во время которого четыре человека в белых костюмах с барабанами выступали — всюду кровь, все воют, пугают, но вот совсем не страшно. Было наигранно. Главная актриса играла свои мучения, а ведь мучиться нужно по–настоящему, без игры!

Йозеф Бойс в разгар вьетнамской войны провёл перформанс "Семь тысяч дубов", когда от Берлина до Касселя были высажены деревья, являющиеся символом Германии. Я ехала по этой аллее, которая стала одним из символов искусства двадцатого века, да ещё и трансформировала публичное пространство, этакий long-term performance. Время и институции всё расставят по местам. Конечно не всё, что делается художником, станет шедевром искусства. Произойдёт ли "щелчок" у зрителя или нет, я не знаю. Конечным результатом многих перформансов является видеодокументация. Если действо не вынесено в открытый доступ, его как бы и не существовало. С другой стороны, абсолютно любое действие может быть и является перформансом. Это может быть вашей медитативной практикой с использованием любых материалов».

«Плот Крым» и мыльные скульптуры Марии Куликовской: Одесская биеннале современного искусства рассказывает о перформансе

«Плот Крым» и мыльные скульптуры Марии Куликовской: Одесская биеннале современного искусства рассказывает о перформансе

Школа Политического Перформанса появилась в 2016 году. Девушка читала лекции вместе с Лесей Кульчинской, соосновательницей Школы и куратором «Плота Крым» в Центре визуальной культуры.

«Прошлой осенью я работала с несколькими группами в Киеве. И одна девушка, ничего не знавшая о перформансе, почитающая только классическое искусство, перестала считать современное искусство бредом, а "Чёрный квадрат" Малевича — чушью. Она стала, как и я, формовать своё тело, делать какие–то необычные работы, порой советуясь со мной в два часа ночи — я была терпелива к ней.

Какие–то трансформации с людьми происходят. В Мариуполе для детей из семей переселенцев планируется курс современного искусства, над которым работает ряд украинских художников во главе с Лесей Кульчинской, куратором Школы Политического Перформанса. Это очень круто, чтобы каждую неделю приезжать и пусть только за 45 минут доносить какую-то тему о современном искусстве подросткам в возрасте от 13 до 15 лет, многие из которых лишились дома», — резюмирует художница.

«Плот Крым» и мыльные скульптуры Марии Куликовской: Одесская биеннале современного искусства рассказывает о перформансе

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

19
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Новости партнёров:

Видео

Беспорядки в Горсаду: штурм ворот, стычки с полицией и ранение генерала

Хроника акции протеста в одесском Горсаду 18 ноября - в видеорепортаже ТАЙМЕРА.