Главная / Неформат

Хроника дня

Почему «Клятвенные девы» становятся мужчинами, или Албанская трагедия в Одесском ТЮЗе

«Нету у вас прав в этом доме. Всё никак не запомните, да?»

Какие уж тут права, по этому дому передвигаются не женщины, но тени с опущенными плечами. В зеркало и то смотрятся украдкой — не приведи Господь заметит хозяин дома, обругает, унизит, а то и прибьёт. Примерить свои же украшения — тоже украдкой, а подержать в руках собственный паспорт вообще нереально, в сейфе заперт… Два премьерных показа спектакля «Клятвенные девы» прошли на сцене Одесского театра юного зрителя имени Юрия Олеши нервно, эмоционально. В спектакль погружаешься с головой, как говорится, всё остальное перестаёт существовать. И даже актрисы на поклоне украдкой вытирают слёзы, что уж говорить о зрителях. С этой пьесой Олега Михайлова театр уже работал в форме открытых читок. Модная тема гендера становится метафорой мира, в котором мужчины либо перебили друг друга, либо просто повымерли, либо деградировали. Младенец в животе одной из героинь, Розафы — и тот девочка. Но… «в этом доме нужен мужчина», того требует старинный обычай, суровый албанский Канун, и кто–то должен мужчиной хотя бы притвориться.

Почему «Клятвенные девы» становятся мужчинами, или Албанская трагедия в Одесском ТЮЗе

Почему «Клятвенные девы» становятся мужчинами, или Албанская трагедия в Одесском ТЮЗе

«Во всех местах, где женщины пытаются заявить о своих правах, мужчины не хотят их слушать, — рассказал перед премьерой Олег Михайлов. — В одной другой моей пьесе герой говорит фразу: "Легко быть человеком, когда это легко"».

Автор отметил, что для него важен момент православия, которое исповедуют герои пьесы. Но режиссёр Наталья Прокопенко не стала настаивать именно на православии, так как 63 процента жителей Албании исповедуют ислам, 22 процента — протестанты, а православные — в очень незначительном проценте.

«Мне эта пьеса виделась шире, — призналась Наталья. — Вне албанского контекста. Я увидела другое: что человек не может оставаться человеком в нечеловеческих условиях. Вынужденные выживать, мы теряем что–то главное, что делает нас людьми — мужчинами, женщинами, детьми. О проблемах прав женщин хорошо рассуждать в комфорте. Герои пьесы не рассуждают о своих правах, они просто выживают… Мне хотелось бы отметить музыкальное оформление Геннадия Бойченко — где на сцене двое, там третьим персонажем становится музыка».

Начинается действие появлением печальной фигуры (потом мы узнаем, что это Эдона, переставшая разговаривать после того, как её мужа убили, над ней, беременной, надругались, и родился неполноценный сын) — она достаёт из коробки зеркало, оттягивает ворот платья, чтобы рассмотреть шею, плечи, захлёбывается слезами и тут же убегает. А за пределами дома, оказывается, праздновали свадьбу, которую можно назвать кровавой…

Почему «Клятвенные девы» становятся мужчинами, или Албанская трагедия в Одесском ТЮЗе
Эдона

ТЕУТА. Я так мечтала об этой свадьбе.

КЕКИ. Заплачь ещё, дура. Мало мне, что Эдона с утра до ночи слёзы льёт, будто я нашего Сали на бойню отправляю.

ТЕУТА. Сына женит — имеет право.

КЕКИ. Нету у вас прав в этом доме. Всё никак не запомните, да?

ТЕУТА. Не злись, Кеки, праздник–то какой! И ты был такой красивый на месте жениха.

КЕКИ. Не болтай. Вот не болтай, не жужжи, столько раз тебе говорить. И без того стыдно людям в глаза смотреть: жениха родне предъявить не могли, заочно поженили, по доверенности.

ТЕУТА. Так ведь на свадебном пиру жениху не место. Или они обычаев не знают?

КЕКИ. Да при чём тут застолье? Мы его вообще им не показали. Вообще! Чувствуешь разницу?!

Почему «Клятвенные девы» становятся мужчинами, или Албанская трагедия в Одесском ТЮЗе

Почему «Клятвенные девы» становятся мужчинами, или Албанская трагедия в Одесском ТЮЗе
Кеки и Теута

Чтобы вы понимали — на месте жениха сидела женщина Кекилия, живущая под именем Кеки. Однажды она приняла мужское имя, чтобы избежать нежеланного навязанного брака и осталась девственницей. Другие албанки–горянки приносят соответствующую клятву, если мужчин в семье не остаётся, а без них попросту нельзя. Они занимаются тяжким трудом, курят и пьют, общаются с мужчинами наравне, только личной жизни у них по условию быть не может. В Албании так называемых «бурнешей» сегодня проживает от трёх до пяти тысяч. Может быть, их жизнь относительно спокойна, но волей драматурга конфликт обостряется и приводит к трагической развязке. Ибо так жить нельзя.

Аскетичный быт с фольклорными элементами выстроила на сцене художник Ольга Смагина, а за окнами этого дома–тюрьмы время от времени грохочут то ли раскаты грома, то ли отзвуки войны, затеянной в мире мужчин (ведь где–то они существуют?). Актёрский ансамбль сложился как нельзя лучше. Брутальный дядя Кеки (Надежда Марченко), искренне полагающий, будто распростёр ангельские крылья над своим семейством — сложнейший образ, сотканный из злобы и любви. Свои счёты к брату-сестре имеет Теута (Оксана Бурлай), в чьих бездонных глазах — горе и затаённый гнев. Не роняет ни слова измученная Эдона (Виктория Алексеева), искупает свой грех в инвалидной коляске юная Лири (Ирина Шинкаренко), скрывает неблагодарную душу за красивым личиком Розафа (Иванна Ницак), та самая, выданная замуж по доверенности. И только приходящая со стороны в этот дом соседка, Старуха (Ляна Карева), не запятнана грехом — кстати, в её доме тоже нет мужчин, но она же не играет в игру с переодеваниями, навязанную средневековыми прапрадедушками, не ищет покровителей в штанах, просто живёт, пусть в основном и прошлым, обозначая своё отношение к настоящему каркающим смехом…

Почему «Клятвенные девы» становятся мужчинами, или Албанская трагедия в Одесском ТЮЗе
Лири

Почему «Клятвенные девы» становятся мужчинами, или Албанская трагедия в Одесском ТЮЗе
Розафа

Почему «Клятвенные девы» становятся мужчинами, или Албанская трагедия в Одесском ТЮЗе
Старуха

Почему «Клятвенные девы» становятся мужчинами, или Албанская трагедия в Одесском ТЮЗе

Почему «Клятвенные девы» становятся мужчинами, или Албанская трагедия в Одесском ТЮЗе

Почему «Клятвенные девы» становятся мужчинами, или Албанская трагедия в Одесском ТЮЗе

Драматург не скрыл: «Клятвенным девам» рады театры, мечтающие занять актрис разного возраста (и есть чем занять!). Но вот другая его пьеса, о жёнах декабристов, «Дамская улица», написана только для молоденьких актрис, и оказалось — не во всяком театре есть нужное количество исполнительниц нежного возраста… Та же Надежда Марченко великолепно играла на камерных площадках моноспектакль «Подлинная история фрёкен Хильдур Бок, ровесницы века», а для ещё одной монопьесы Михайлова, «Нави Волырк», в Одессе, пожалуй, актёра и не сыщешь — речь о великом русском баснописце Иване Андреевиче Крылове, а там фактура нужна и важна!.. Как бы там ни было, процесс пошёл, глубокие и сложные пьесы Олега Михайлова вошли в одесский репертуар, будет и продолжение, не может не быть.

Почему «Клятвенные девы» становятся мужчинами, или Албанская трагедия в Одесском ТЮЗе

Почему «Клятвенные девы» становятся мужчинами, или Албанская трагедия в Одесском ТЮЗе

Почему «Клятвенные девы» становятся мужчинами, или Албанская трагедия в Одесском ТЮЗе

Почему «Клятвенные девы» становятся мужчинами, или Албанская трагедия в Одесском ТЮЗе

Почему «Клятвенные девы» становятся мужчинами, или Албанская трагедия в Одесском ТЮЗе

Почему «Клятвенные девы» становятся мужчинами, или Албанская трагедия в Одесском ТЮЗе

Почему «Клятвенные девы» становятся мужчинами, или Албанская трагедия в Одесском ТЮЗе

Почему «Клятвенные девы» становятся мужчинами, или Албанская трагедия в Одесском ТЮЗе

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

19
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Одесские Рождественские вечера объявили программу: ледовое шоу, «Праздночтения» и «Атака века»

Одесский областной совет мира, Одесская епархия, Литературный музей и литературно-мемориальный музей А. С. Пушкина представляют ежегодную благотворительную культурно-просветительскую программу «Рождественские вечера 2019-2020».

Видео

Видеовзгляд: новогодний салют на Думской площади

Наступление 2020 года в Одессе по традиции встретили масштабным фейерверком; те, кто не наблюдали его лично, могут сделать это на видеозаписи ТАЙМЕРА.

Инфографика



????????...