Главная / Неформат

Хроника дня

Поговорили на чудесном языке. Одесских театралов пригласили на дачу

«Слышно было всё!»

Антрепризную постановку в жанре «комедия за одесскую жизнь» по книге Михаила Жванецкого «Одесские дачи» штатная дачница ТАЙМЕРА Мария Гудыма увидела в Еврейском культурном центре «Бейт Гранд», и всем советует.

Приятно, что молодой режиссёр и уже опытный актёр украинского музыкально–драматического театра Евгений Юхновец не стремится педалировать тему одесского мифа, пересаливать жаргонов и, образно говоря, «доить корову» этой благодатной и кассовой темы. На самом деле спектакль воспринимается как нежное прикосновение дружеской руки к плечу, сладкое воспоминание о временах, когда человек человеку был друг.

И сценическое пространство, ограниченное ширмой увитого всяческого зелёной прелестью забора, обставлено раскладушкой и стопками книг, на которых сидят, становится уютным дачным пространством, столь же тесным, как коммуналка, зато воздуха гораздо больше… И бывшая красавица Вера (Юлия Скарга), и её ревнивый ходок–муженёк Изя–Изюмчик (Сергей Олех), и роскошная блондинка Людмила (Елена Головина), и продавливающий раскладушку холостяк с горящим глазом (Александр Самусенко), и спортивная Мариночка (Наталья Шевченко) – очень милые люди. Конечно, их шумное существование в тесном пространстве с писателем Мишей (Алексей Агопьян) имеет массу издержек. Но ведь и вдохновляет же…

«В Москве не могли понять, когда я говорил, что мы с мамой снимали на Десятой станции дачу в сарае, — вспоминал в одном из интервью Михаил Михайлович. — Они не могли понять, что такое: снимать дачу в сарае. Но мы снимали такую дачу, там было одно окошечко, такое, для лошадей, вот это то, что нас освещало, больше ни одного окна видно не было… Ну, снимали… Жили… Слышно было всё!.. Чёрт его знает, мы попали в такое время, очень странное время, попали в эту жизнь, где мы же сами царствуем, мы же, вроде бы мы, такие, как мы, вокруг строят дома… И я в том числе. Посмотрите, всё–таки что–то с Одессой происходит, как–то, невзирая ни на что, мы становимся обладателями… Земля дорожает, квартиры дорожают, кто–то начинает этот город ценить! Со стороны. Может быть, ценить вместе с теми, кто здесь живёт. Может, и нас оценят когда–нибудь. Приезжают люди, и всё здесь дорожает. Ну что ж, прекрасно, жаль только, что нет тех, кто так разговаривал на этом чудесном языке. Они там потерялись, где сейчас живут, мы здесь потерялись… Кто–то, может, остался, но они уже так не разговаривают, они уже там не живут, и ты это уже не услышишь ни во дворе, ни на Фонтане, воздух уже не доносит…».

Да уж. Хороший вопрос: когда нашу территорию начнут ценить вместе с нами, такими как есть, милыми, несовершенными, дружелюбными, шумными (зато музыкальными, вот ведь звучат в спектакле и «Мне бить китов у кромки льдов, рыбьим жиром детей обеспечивать», и многие другие знаковые для Одессы песни).

Конфликт? А нет тут особого конфликта. Нет, писатель, конечно, хотел бы, чтобы они все заткнулись, ушли на пляж, на кухню, «в кино, на танцы, в ресторан» и не мешали работать, не просили «что–нибудь почитать вслух» и включить телевизор, чтобы совпало, наконец, соседское изображение с собственными звуком… Агопьян манерой говорить в чём–то напоминает молодого Жванецкого, а все эти бойкие мужчины и знойные женщины, отвлекающие писателя Мишу от творчества и вступающие то и дело с ним в беззлобные перебранки, становятся персонажами будущей книги, маленькой, такой, что ветер легко рассыплет по листочку, по страничке…

Аплодисментами награждают колоритнейшую Юлию Скаргу, когда её героиня садится на своего конька, то есть гоняет полотенцем муженька и непроизвольно начинает отплясывать чарльстон – корпус неподвижен, а ножки–то, ножки такое выделывают, такие коленца отбрасывают… Людмила – дачная гейша в алом кимоно, прелестница, спортивная Мариночка – сгусток энергии… Убери этих муз – о чём писать писателям?!

Теснота, конечно, дискомфортна. Но совсем друг без друга нам не прожить, так ведь? Сойти с ума можно в отсутствие близкого человека, для которого интонационный словарь твоей эпохи не является китайской грамотой, для которого твои шутки внятны, твои «приколы» забавны, твои ценности – не пустой звук. В таком случае соседская раскладушка на твоём участке вполне уместна, и включить телевизор не в напряг.

«Спокойно, неспешно, легко и тонко, — пишет один из зрителей на театральном форуме. — Лето в Одессе. Дачи. Михаил Жванецкий. Прекрасная атмосфера, хорошо подобрано музыкальное сопровождение, игра актёров на уровне. Есть место и ностальгии, и юмору. Да, там нет сумасшедшего фейерверка эмоций и невиданных сюжетных поворотов, но есть люди. Яркие, забавные, наши интересные люди. Спектакль легко смотрелся и оставил приятное послевкусие». Как дорога должна быть такая зрительская оценка.

 

Фото: Снежана Павлова

10
Скачивайте мобильное приложение ТАЙМЕРА для вашего мобильного телефона на iOS или Android!

Новости партнёров:

Видео

«Нулевой тайм»: одесские футбольные фанаты атаковали болельщиков «Манчестер Юнайтед»

Вечером 8 декабря перед матчем луганской «Зари» и «Манчестер Юнайтед» на одесском стадионе «Черноморец», в парке Шевченко колонну британских болельщиков атаковали местные футбольные хулиганы.