Главная / Неформат

Хроника дня

Полулюди, полукуклы: одесский театр поставил «Олесю» Куприна

Гибридный спектакль о страсти.

В Одесском театре кукол состоялась премьера спектакля для взрослых «Олеся. Мистификация», являющегося копродукцией с украинским музыкально–драматическим театром имени Васыля Васылька. Штатный мистификатор ТАЙМЕРА Мария Гудыма сидела в четвёртом ряду.

Анонсы и первые отклики, как и предыдущие режиссёрские работы Урывского, настраивали на зрелище мрачное, финал безысходный — независимо от первоисточника, «все умрут». Этим вроде бы и кончилось, но нет — в своей системе координат молодой режиссёр сделал мощнейший рывок вперёд, впору принимать поздравления!


Полулюди, полукуклы: одесский театр поставил «Олесю» Куприна

Полулюди, полукуклы: одесский театр поставил «Олесю» Куприна

Эротический балет (хореограф Павел Ивлюшкин), где крепенькие ножки молодой ведьмы пляшут главную партию (то хлопнет ножка по руке собеседника, а то и вовсе на его плече окажется, привет от гоголевской Панночки!), впечатляет как деталями, так и целостностью. «Олеся. Мистификация» пролетает быстро, на одном дыхании, зрителю остаётся вспоминать-смаковать и сожалеть, что невозможно подзадержаться в пространстве спектакля. Неудачные постановки длятся себе и длятся, а шедевры вот именно так хлопают зрителя по макушке, сильно и хлёстко.

Здесь стреляет не ружьё, а два приставленных друг к другу пальца, как в детской игре. Порхающая в ветвях птица не падает, а скрывается, и главный герой вначале вылупится из пушистой, напоминающей траву, шубы, а в финале спрячется в неё, словно в могилу, в землю, на поверхности которой нет места любви — он это уже точно знает…

Полулюди, полукуклы: одесский театр поставил «Олесю» Куприна

Полулюди, полукуклы: одесский театр поставил «Олесю» Куприна

Сюжет повести «Олеся» русского классика Александра Куприна, впервые опубликованной в 1898 году в журнале «Киевлянин», преобразился в трактовке режиссёра Ивана Урывского. Мрачная эротико–мистическая история, где все герои, кроме главного, имеют кукольный аналог, по замыслу авторов спектакля, стала картиной борьбы двух миров, языческого и христианского. Молодого барина Ивана Тимофеевича играет актёр украинского театра Вадим Головко, а лесную жительницу Олесю — актриса театра кукол Ангелина Смиян. В роли обаятельного, хотя и недалёкого полесовщика Ярмолы Попружука — артист театра кукол Иван Цуркан. Старую ведьму Мануйлиху играет заслуженная артистка Украины Нина Лукьянченко, урядника — заслуженный артист Игорь Геращенко (хоть из украинского театра, а сумел научиться управляться с куклой не хуже привычных к этому делу коллег).

Полулюди, полукуклы: одесский театр поставил «Олесю» Куприна

Полулюди, полукуклы: одесский театр поставил «Олесю» Куприна

Чтобы подчеркнуть природную среду, на фоне которой разворачивается драма, театр использовал натуральные материалы в костюмах и сценографии. Текст очень органично переведён на украинский язык, в чём нет противоречия, ведь действие происходит в глухой деревне Малороссии на краю Волынского Полесья. Видимо, именно так и могли разговаривать участники этой истории в жизни, рассказ писателя всё же был адаптирован для великорусского читателя, не будем об этом забывать.

Итак, ведьминские ножки на всём виду, как сказал однажды по другому поводу другой русский классик, а вот лицо актрисы прячется за кукольным, странным, неподвижным. Такие куклы надеваются на один рукав, прорастая в актёров. Стоит чуть пригнуться — и кажется, будто это у героини с застывшим личиком вот такие выразительные ручки и ножки. Впрочем, куклы здесь переглядываются порой с кукловодами, друг с другом, отношения между всеми ипостасями этих двойственных персонажей выстраиваются очень интересные. Влюблённая ведьма может ступать одной своей ногой, а другая уже принадлежит любимому, понятное дело, мизансцена трогательная, но далеко так не уйдёшь. Олеся, давшая волю чувствам к Ивану Тимофеевичу, словно выйдет из кукольного тельца ненадолго, оставит «шкурку» в его руках, восторженно покружится, спохватится, вернётся… Душа выпорхнула, это сродни клинической смерти переживание! И душа прекрасная, вовсе не грешная, не чёрная, как судачат о том обыватели–селяне.

Полулюди, полукуклы: одесский театр поставил «Олесю» Куприна

Полулюди, полукуклы: одесский театр поставил «Олесю» Куприна

Сверхъестественные способности героини, так пугавшие её возлюбленного, в спектакле ничем не подтверждаются, мы не видим останавливаемой ею крови, может, и не ведьма она никакая вовсе, просто сильна и красива, дочь полесской природы. Но за пределами леса есть мир, который не прощает женской силы и красоты, есть церковь, куда Олесе вход заказан (да и зрителя туда не приглашают, не будет крестов с иконами).

У Куприна деревенские бабы избили Олесю, и она скрывается вместе со своей бабкой, оставляя Ивану Тимофеевичу лишь воспоминания о былом счастье. В спектакле ведьма мертва — опустело кукольное тельце, как лягушачья шкурка Василисы Прекрасной, зря вертит безжизненную оболочку и так, и эдак Иван Тимофеевич, через минуту готовый сойти в могилу вслед за любимой.

Полулюди, полукуклы: одесский театр поставил «Олесю» Куприна

Полулюди, полукуклы: одесский театр поставил «Олесю» Куприна

Обывательские разговорчики: почему это финал не по Куприну? Окститесь, православные, перед вами режиссёрское решение, оригинальное, убедительное. Манящий и пугающий лес очаровывает дикими ритмами, плясками, силуэтами, и лучше слиться в нём с природой вплоть до полного растворения в ней, чем жить по людским законам, рядом с гнусно хихикающим урядником, олицетворяющим эти самые законы во всей их неприглядной негуманности, Какая жуткая сцена, когда Мануйлиха по принуждению трижды лобызает ему руку, всё ради внучки, рыжекосой ведьмочки, гордо стоящей в сторонке! («Как бы нас с бабкой вовсе в покое оставили, так лучше бы было, а то...») Забудем на минутку язычество и христианство, признаемся хотя бы себе, что живём против своей природы, против своих организмов, против здравого смысла. И раз Иван Тимофеевич, как Орфей за своей Эвридикой, идёт на тот свет, значит, врали карты Олесе, что доброта его «не хорошая, не сердечная», а само сердце «холодное, ленивое».

Полулюди, полукуклы: одесский театр поставил «Олесю» Куприна

Полулюди, полукуклы: одесский театр поставил «Олесю» Куприна

Герой, каким его играет Вадим Головко — натура тонкая, не сможет поразвлечься, погубить девушку, и вернуться к обычной жизни… Следующий показ состоится 16 декабря — пропустить нельзя, постановка из тех, что определяют лицо сезона!

Полулюди, полукуклы: одесский театр поставил «Олесю» Куприна

Полулюди, полукуклы: одесский театр поставил «Олесю» Куприна

Полулюди, полукуклы: одесский театр поставил «Олесю» Куприна

Полулюди, полукуклы: одесский театр поставил «Олесю» Куприна

Полулюди, полукуклы: одесский театр поставил «Олесю» Куприна

Полулюди, полукуклы: одесский театр поставил «Олесю» Куприна

Полулюди, полукуклы: одесский театр поставил «Олесю» Куприна

Полулюди, полукуклы: одесский театр поставил «Олесю» Куприна

Полулюди, полукуклы: одесский театр поставил «Олесю» Куприна

Полулюди, полукуклы: одесский театр поставил «Олесю» Куприна


Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

24
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Новости партнёров:

Видео

Интервью с адвокатом директора лагеря «Виктория» Петроса Саркисяна

Игорь Карпов рассказал, что директора «Виктории» обвиняют в невыполнении предписаний ГСЧС, но пожар возник не из-за этого.