Главная / Неформат

Хроника дня

«Потерял я Эвридику», или В Одесской опере Орфей возвращает свою любовь

Перезагрузка барочной классики.

Одесский Национальный академический театр оперы и балета пригласит 10 и 17 июня меломанов на премьеру оперы Кристофа Виллибальда Глюка «Орфей и Эвридика». Журналистов пригласили на генеральную репетицию, которая оказалась полноценным спектаклем.

Обычно ведь как бывает? Идёт прогон, а у кого–то костюм не готов, кто–то не стал гримироваться, позабылись нужные ноты, не сработали спецэффекты… Но в этот раз было по–другому — уже за 5 дней до генеральной репетиции всё было готово. Это заслуга сильной и энергичной постановочной команды.

Партию Орфея исполнил баритон Богдан Панченко, Эвридикой стала молодая солистка, сопрано Алина Другак, и этот дуэт хорош как вокально, так и драматически (а в опере это важно, в опере и так слишком много условностей, чтобы пренебрегать актёрской достоверностью).

«Потерял я Эвридику», или В Одесской опере Орфей возвращает свою любовь

«Потерял я Эвридику», или В Одесской опере Орфей возвращает свою любовь

«Я получил образование режиссёра драмы, но уже четвёртый год служу в одесской опере и самостоятельно начал разбираться в нотах, — рассказал режиссёр-постановщик Павел Кошка. — Был ассистентом у Ковтуна, Тараненко, Вовкуна, заодно учился у них. От идеи до воплощения прошло два года, но сами репетиции заняли полтора месяца — поверьте, этого достаточно. Особенно важно было репетировать на сцене, так как наклонные плунжеры, по которым ходят герои, невозможно воссоздать в классе, где мы разбирали мотивы, побуждающие к действию.

С идеей я сперва пришёл к дирижёру Игорю Чернецкому, затем мы обратились к директору театра, Надежде Матвеевне Бабич, были поняты, а затем привлекли специалистов из Киева — художника Петра Богомазова и хореографа Алексея Скляренко. Больше всего сомнений вызвал финал, в конце концов, мы решили сделать его открытым, заставить слушателя засомневаться, что Амур всё–таки помог Орфею вернуть Эвридику из царства мёртвых, возможно, на самом деле Орфей расстался с жизнью, и воссоединение супругов состоится только в загробном мире…»

«Потерял я Эвридику», или В Одесской опере Орфей возвращает свою любовь

«Потерял я Эвридику», или В Одесской опере Орфей возвращает свою любовь

Без слёз воспринимать эту трогательную историю невозможно. Мифический певец Орфей отправляется выручать умершую жену из царства Аида, его пение трогает даже фурий, и всё бы хорошо, но вы же знаете этих женщин… Эвридике мало, что муж совершил ради неё поступок, она требует признаний в любви, поцелуев, переглядушек, а всего этого как раз и нельзя допускать, пока не пройден путь в царство живых. Мольбы и жалобы супруги (её внутренняя фурия гораздо страшнее тех, кто преграждал ему путь, но смягчился) так трогают Орфея, что он смотрит на неё… тут и сказочке конец, снова умирает ожившая было душа Эвридики (бесплотно–возвышенные хоралы звучали в царстве мёртвых, а по пути дама стала резко и эмоционально взывать к Орфею, требуя внимания и жалуясь, жалуясь…) Женская логика. Во времена античности, а затем и барокко (Глюк писал барочную, несколько избыточную музыку) женщины ценили слова превыше поступков.

Тактичное, лёгкое осовременивание старинной оперы произведено за счёт внешних эффектов: избыточность музыки оттеняет строгий, лаконичный образ спектакля. Клавесин не спорит с неоновыми ограничителями передвижений героев по сцене, это всё, оказывается, сочетаемо. Действие происходит в будущем, где прах покойников заключается не в урны, а в светящиеся шары, вот и в финале над сценой засияют два таких шара, что вызовет недоверие к мажорным уверениям Амура (очаровательная солистка, сопрано Алина Ворох в строгом сюртуке то помогает влюблённым, то, похоже, создаёт для них прекрасную иллюзию)…

«Потерял я Эвридику», или В Одесской опере Орфей возвращает свою любовь

«Потерял я Эвридику», или В Одесской опере Орфей возвращает свою любовь

Изюминка сценического решения состоит в том, что ищет Эвридику Орфей в очках виртуальной реальности, которые снимает в ответ на её ламентации. В виртуальный ад спускается он, раздваиваясь — из–за спины выходит артист балета (премьеру танцует Сергей Ткачук, также эту партию готовит Юлиан Марченко). С первых же шагов танцовщика по сцене восхищает взаимопроникновение старинной музыки и современной хореографии — герой с трудом преодолевает препятствия, обессилев, ползёт по сцене к своей цели, подтягиваясь на руках. Музыка барокко, пожалуй, потому и популярна так в наше время, что воспринимается вполне современной, и хореографии требует вот такой, свободной, раскованной, выразительной, как речь.

«Потерял я Эвридику», или В Одесской опере Орфей возвращает свою любовь

«Потерял я Эвридику», или В Одесской опере Орфей возвращает свою любовь

Раздваивается и мир фурий, пытающихся остановить Орфея на пути в Элизиум — вот хор в жутких белых балаклавах, а вот балет в алых развевающихся одеяниях. Мир благостных теней (ну и скукотища же царит в Элизиуме, а ведь истинный рай не там, но во взаимной любви) — отрешённо бродящие хористы и плавно выступающие балерины с обёрнутыми вокруг голов белыми шарфами, душа Орфея будет разматывать их в такт музыки.

«Потерял я Эвридику», или В Одесской опере Орфей возвращает свою любовь

«Потерял я Эвридику», или В Одесской опере Орфей возвращает свою любовь

«Потерял я Эвридику», или В Одесской опере Орфей возвращает свою любовь

Как рассказал дирижёр Игорь Чернецкий, во время подготовки спектакля рассматривались все известные редакции партитуры, и как раз во второй редакции присутствует суперпопулярная «Мелодия», на которую поставили отдельный балетный номер. А второй хит оперы, финальная ария Орфея «Потерял я Эвридику», вызвал крики «Браво!», что для репетиций, конечно, нетипично, однако по–другому нельзя было. Оказывается, можно и средствами так называемой «режоперы» освежить и элегантно подать классическое произведение, не опускаясь до эпатажа и не принижая замысла композитора.

«Орфей и Эвридика» наверняка станет репертуарным хитом, и фестивали будут оспаривать честь пригласить эту оперу к себе. Что особенно приятно, режиссёр и дирижёр — наши, одесские.

«Потерял я Эвридику», или В Одесской опере Орфей возвращает свою любовь

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

12
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Видео



????????...