Главная / Неформат

Хроника дня

Праздник женственности. «Прорастание», или Сады Надуды в одесской галерее

А гендерных проблем на повестке дня попросту нет.

Очень символично, что в канун Дня женщин в галерее современного искусства Invogue (Екатерининская, 25) открылась выставка киевской художницы Анны Надуды «Прорастание/ Sprouting».

Праздник женственности — «Прорастание», или Сады Надуды в одесской галерее

Праздник женственности — «Прорастание», или Сады Надуды в одесской галерее

Праздник женственности — «Прорастание», или Сады Надуды в одесской галерее

Демонстрируя безусловно женское отношение к миру и к совриску, Анна не вступает в гендерные склоки и не считает лозунги феминисток чем–то актуальным, ведь в реальной жизни, согласитесь, нет никакого вопиющего неравноправия женщин и мужчин — по крайней мере, в том обществе, в котором мы живём. Есть проблемы человеческие, вот это для неё важно.

Хрупкая Анна с удовольствием привлекает к сотрудничеству специалистов мужского пола (сваркой она точно не занимается, и масштабную скульптуру только одной парой нежных рук не выполнить). Скоро художница станет матерью, и новые обязанности не позволят ей поехать на фестиваль Burning Man, чьи гранты помогли ей создать серию светящихся скульптур. Ну так что ж, поедет в другой раз. Не тащить же в пустыню младенца? А оставить его на чужие руки — тоже не вариант.

Галерея представила небольшую ретроспективу, отсылающую к разным проектам, осуществлённым за последние семь лет. Выставка объединяет объекты из циклов «Новая Бионика», «Accumulations / Накопления», Sprouting, а также видео и графические листы, относящиеся к проектам.

Праздник женственности — «Прорастание», или Сады Надуды в одесской галерее

Праздник женственности — «Прорастание», или Сады Надуды в одесской галерее

Резюме у Анны более чем впечатляющее. Она даже шутит, что могла бы сделать из него некий защитный каркас для себя: «А вы знаете, я Аня Надуда, у меня столько проектов, таких, что просто — отрыв башки!». И проводит аналогию со своим программным перформансом Shell, в процессе которого перформер «вылуплялся» из проволочного каркаса, которым оплетала его художница. Цикада сбрасывает защитную оболочку — это на ментальном уровне доступно и человеку, Анна лишь немного помогла, воспользовавшись с самого начала находившимися в «белом кубе» ножницами («Вот такая чеховщина!» — смеётся автор, ружьё обязательно должно выстрелить, а ножницы — сделать надрез).

«В какой–то момент наша оболочка становится нашей опорой, нашим внешним планом», — комментирует автор.

Не позволяя себе «забронзоветь», Аня снова и снова, стирая руки почти в кровь, плетёт пустотные силуэты (проект «Зрители»), напоминая нам, как часто мы подменяем имиджем истинную духовную наполненность. Из проволоки создаёт оригинальные короны (в одной из них она щеголяла на вернисаже), которые очень даже прижились бы в моде Лондона шестидесятых (но и сейчас ещё не поздно). Академическое образование (диплом графика НАОМА) диктует некую графичность всем её работам, какие бы жанры и техники не привлекались.

Праздник женственности — «Прорастание», или Сады Надуды в одесской галерее

Праздник женственности — «Прорастание», или Сады Надуды в одесской галерее

Что интересно, в мастерской Андрея Чебыкина ей дали возможность защищать диплом не «академкой» (не успела напечатать офорты, так как получила приглашение во французскую арт-резиденцию), а «творчаком», то есть всеми актуальными проектами. Это убрало момент некой раздвоенности и научило воспринимать все аспекты своего творчества как цельный процесс.

Так вот, «Прорастание» из скульптур, в основе которых ветки деревьев (не подумайте, что Анна их ломает, это сухостой), — это подлинный сад, в котором художница чувствует себя садовницей. Ветки покрыты бумажно–клеевой смесью и выглядят фантастически. Уничтоженные бумажные документы офисы поставляют ей целыми мешками. А обрезки уничтоженных денежных купюр все осведомлённые художники тоже мешками забирают возле здания Нацбанка. Только чаще ими топят печки в мастерских, а Надуда додумалась применить их декоративные свойства («Приятно, что они уже отсортированы, где больше пятёрок — синенькие преобладают, где больше двадцаток — зелёненькие»). Мелькающие буквы, обрывки смыслов и главная идея: древесина, переработанная человеком в бумагу, возвращена родной стихии.

Праздник женственности — «Прорастание», или Сады Надуды в одесской галерее

Праздник женственности — «Прорастание», или Сады Надуды в одесской галерее

Праздник женственности — «Прорастание», или Сады Надуды в одесской галерее

Такие скульптуры очень теплы и приятны на ощупь, к ним тянутся дети, ещё не знающие о том, что надо «глазками смотреть, а не ручками трогать». Но Анна Надуда совсем не против, чтобы к её творениям прикасались, ей хочется быть в диалоге со зрителем, и тактильный момент не исключается.

Светонакопительные скульптуры, которыми можно полюбоваться в затемнённом зале, предназначены для городского пространства, реализуя проект «Glowy Plants/Светоросты», получивший грант организации Burning Man Global Art Grants. Представьте: пробираетесь вы поздним вечером домой по тёмной улице и вдруг замечаете «проросший» из стены панельного дома светящийся объект (он фосфоресцирует за счёт накопленных за день солнечных лучей, сейчас даже поздравительные открытки часто делают с таким эффектом, чтобы светились по ночам).

«Мне интересен вот этот момент удивления, момент встречи с самим собой, — говорит художница. — Люди становятся более открытыми, встречаясь с такими объектами, ведь мы живём в мире с уже наклеенными ярлыками».

Ряд проектов, выполненных для Гогольфеста, в арт-резиденциях в Украине, Франции, Швеции и Индии, крупные групповые проекты в «Арсенале», Институте проблем современного искусства, фонде «Изоляция», Щербенко Арт-Центре, будут иметь продолжение.

И нет сомнения, что такой прекрасный и главный для каждой женщины проект, как материнство, Анна Надуда осуществит успешно. Представьте, как интересно с ней будет её детям! Так что ждём от Анны новых «моментов удивления».

Праздник женственности — «Прорастание», или Сады Надуды в одесской галерее

Праздник женственности — «Прорастание», или Сады Надуды в одесской галерее

Автор: Мария Гудыма
Фото: Снежана Павлова

12 1
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Одесситам покажут «Ночь накануне Рождества» на льду

Ледовая арена во Дворце спорта (проспект Шевченко 31) приглашает 12 января на премьеру мюзикла на льду «Ночь накануне Рождества» по мотивам известной повести Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1

Видео

Что грозит жителям Одесской области из-за военного положения?

28 ноября, в первый день действия в Одесской области режима военного положения, губернатор Максим Степанов на специальной пресс-конференции рассказал, как это будет работать.

Военное положение


????????...