Главная / Неформат

Хроника дня

Премьера недели: «Убийство священного оленя». Приз в Каннах за лучший сценарий

Европейское кино продолжает нас потрясать.

Премьера недели: «Убийство священного оленя». Приз в Каннах за лучший сценарий


Я во всем нахожу элементы абсурда

Йоргос Лантимос

«Убийство священного оленя» задевает за живое, давит на психику, оставляет осадок в глубине души. Непонятная тревога исходит от каждого персонажа, интерьеров, музыки, речи героев. Фильм называют психологическим хоррором, но я бы сказала, что это психиатрический хоррор.

Премьера недели: «Убийство священного оленя». Приз в Каннах за лучший сценарий

В общем, этот фильм не для отдыха субботним вечером. Фильм начинается с крупного плана разрезанной грудной клетки, в ней бьётся сердце — совсем не такое, как на открытках в день святого Валентина.

Короче, даже сама Николь Кидман заявила, что никогда не покажет «Оленя» своим детям. Но, думаю, они сами посмотрят — вокруг него столько шума. Посмотрим из–за чего.

Премьера недели: «Убийство священного оленя». Приз в Каннах за лучший сценарий

О фильме: Это британско–американский проект грека Йоргоса Лантимоса, чьё кино уже несколько лет завоёвывает каннские симпатии. В этот раз режиссёр на свой лад переложил древнегреческий миф о царе Агамемноне. Взялся за семейные ценности.

Премьера недели: «Убийство священного оленя». Приз в Каннах за лучший сценарий

Миф: Царь Агамемнон убил священную лань богини Артемиды. Она, разгневавшись, послала безветрие, и все корабли стали. Богиня передала свою волю — царь должен принести в жертву любимую дочь Ифигению. Агамемнон решился на это — он вызвал дочь якобы для помолвки с Ахиллом, но уготовил ей участь жертвы. Тогда Артемида забрала девушку, подменив её на алтаре ланью.  

Премьера недели: «Убийство священного оленя». Приз в Каннах за лучший сценарий

Сюжет: Адски интересная завязка — но со сдувшейся, на мой вкус, развязкой. Кардиохирург, глава семейства, мистическим образом поставлен перед невозможным выбором: или он принесёт в жертву одного из членов семьи, или вся семья погибнет.

Премьера недели: «Убийство священного оленя». Приз в Каннах за лучший сценарий

Режиссёр: Греческий постановщик Йоргос Лантимос появился на киносцене в 2009 году, когда его фильм «Клык» был показан в Каннах. Потом были «Альпы» — и Венецианский кинофестиваль. «Лобстер» в 2015-м показали в основном конкурсе Канн. В фильме уже были европейские звёзды и английский язык.

«Убийство священного оленя» Лантимос снимал в США, в городе Цинциннати, штат Огайо.

Премьера недели: «Убийство священного оленя». Приз в Каннах за лучший сценарий

Йоргос Лантимос закончил чуть ли не единственную в Греции киношколу Ставракоса, и занимался самым перспективным для её выпускников делом — снимал рекламу. Но тяготел к театру и стал создавать клипы.

Что бы ни делал этот человек, всё является проявлением его мизантропии и пропитано абсурдом. И лёгкий налёт иронии не спасает от ужаса, происходящего на экране. Вот, например, клип скандального режиссёра.

 

Лантимос был в команде, придумавшей церемонии открытия и закрытия Летних Олимпийских игр 2004 года. А ещё вместе с Афиной Рахель Цангари основал компанию Haos. Институт, повлиявший на новый греческий кинематограф точно так же, как «Догма-95» — на скандинавский.

Премьера недели: «Убийство священного оленя». Приз в Каннах за лучший сценарий

Лантимоса сравнивают с Ларсом фон Триером. Да, но нет — я не согласна. В работах последнего всегда есть смысл. Это очень эмоциональные психологические драмы, они лишь слегка приправлены крупицами абсурда — для пикантности. Триер всегда что–то прорабатывает — какую-то свою психотравму или невроз, и зритель вместе с ним. После его фильмов бывает катарсис.

А у Лантимоса это скорее что–то такое стерильное, эмоционально отстранённое и непостижимое — как мир психотика или Хармса. Я бы сравнила его работы скорее с фильмами Кубрика.

Премьера недели: «Убийство священного оленя». Приз в Каннах за лучший сценарий

Актёры: Особенно сильное впечатление производит Колин Фаррелл, который полностью раскрылся в качестве драматического актёра. Теперь у него не только косматые брови — но и борода.

Премьера недели: «Убийство священного оленя». Приз в Каннах за лучший сценарий

Персонаж Николь Кидман показался мне бледным — но может, так было задумано? В целом она уже примелькалась в роли подтянутой во всех отношениях буржуа. Такой идеальной, что аж немного тошно.

Премьера недели: «Убийство священного оленя». Приз в Каннах за лучший сценарий

Парень. Он, конечно, — бомба. Барри Кеоган — вы могли видеть его в «Дюнкерке». Он не только не затерялся на фоне звёздного дуэта Фаррелл–Кидман, но и в определённом смысле переиграл их. Его образ деликатного и трогательного психопата–подростка вызывал мороз по коже. Да какой там по коже — пробирало до костей.

Премьера недели: «Убийство священного оленя». Приз в Каннах за лучший сценарий

На этом у меня всё. Можно было бы ещё обсудить, как именно глава семейства выбирал кого–то на роль «священного оленя», но тогда это будут спойлеры — а они нам не нужны. Фильм стоит посмотреть — если вы любите арт-хаус и европейское кино. Чтобы восхищаться или ужасаться, хвалить или ругать.

Премьера недели: «Убийство священного оленя». Приз в Каннах за лучший сценарий

Расскажу ещё о планах провокатора Лантимоса на будущее. Они очень интересны. Грек снимет для канала AMC сериал «О том, как стать богом в Центральной Флориде». Жанр описывается как «тёмная комедия о лихих девяностых». Это история женщины, которая осталась без семьи и без работы, и вступила в финансовую пирамиду. В главной роли — Кирстен Данст, а продюсером выступает Джордж Клуни. И это тоже надо будет посмотреть.

Премьера недели: «Убийство священного оленя». Приз в Каннах за лучший сценарий

Автор: Елена Семинская

14 1
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Видео



????????...