Главная / Неформат

 

Хроника дня

Прочтём-ка Ворожбит! В Одесском ТЮЗе идут читки современных пьес

Купим слона, или У каждого свой «рыбий хвост».

Уже в пятый раз в этом сезоне прошли на малой сцене Одесского театра юного зрителя имени Юрия Олеши читки пьес современных драматургов. К сожалению, не смогла приехать в Одессу Наталья Ворожбит — популярный драматург, режиссёр, сценарист, куратор. Но и в её отсутствие было интересно наблюдать как за самими читками, так и за обсуждением.

Только далёкий от театра человек может отрицать полезность читок, этот формат не нов и используется во всём мире, просто мы от этого мира постоянно отстаём, словно у нас заповедник, где до сих пор восемнадцатый век длится…

Наталья окончила Литературный институт имени А. М. Горького в Москве, факультет драматургии (мастерская Инны Вишневской). Успешно работала над сценариями телесериалов, а также вместе с немецким режиссёром Георгом Жено основала независимый «Театр Переселенца» — платформу для современного искусства, одним из главных векторов которой является документалистика. Куратор Культурного форума «Донкульт» (Львов) и Мультидисциплинарного международного фестиваля современного искусства «ГОГОЛЬFEST» (Киев), одна из основателей ежегодного драматургического фестиваля «Неделя актуальной пьесы» (Киев).

Пьесы Натальи Ворожбит ставятся в театрах Украины, России, Великобритании, Польши, США, Латвии и других стран. Эта хрупкая женщина не боится и не стесняется поднимать острые, наболевшие, неудобные вопросы, чутко реагирует на мрачную реальность, размышляет о том, о чём хочется забыть, бывает там, куда нынче многие перестали ездить. И хотя бы поэтому имеет право на личное высказывание (а именно так она позиционирует свою драматургическую деятельность), на собственное мнение. Конечно, часто при постановке режиссёры подминают под себя текст, но в читке всё иначе: с трёх репетиций, не «пересаливая», актёры доносят, прежде всего, позицию автора пьесы.

Сперва прочитали пьесу «Саша, вынеси мусор», написанную в рамках проекта шотландского драматурга и режиссёра Николы Маккартни «A Play, A Pie and A Pint» в 2014 году. В заголовок вынесена фраза, которую часто произносят в адрес главы семьи жена Катя (Инна Мешкова) и падчерица Оксана (Надежда Машукова). Уже ушедшего из жизни офицера Сашу (Сергей Демченко, как и на предыдущих читках, играет потустороннего персонажа, и снова зовут его Саша, интересное совпадение) держит рядом с близкими тревога за них. А когда начинаются военные действия, он и вовсе пытается вернуться вместе с такими же, как он, давшими присягу офицерами, чтобы защитить дорогих женщин. Но те отговариваются, дескать, как–нибудь сами. Да и на похороны уже столько потрачено, вторых похорон не пережить!

Прочтём-ка Ворожбит! В Одесском ТЮЗе идут читки современных пьес

Прочтём-ка Ворожбит! В Одесском ТЮЗе идут читки современных пьес

Прочтём-ка Ворожбит! В Одесском ТЮЗе идут читки современных пьес
Саша (Сергей Демченко) если и вернётся с того света, то не затем, чтобы вынести мусор

Прочтём-ка Ворожбит! В Одесском ТЮЗе идут читки современных пьес
Кате (Инна Мешкова) в какой-то момент показалось. что муж умер понарошку

Прочтём-ка Ворожбит! В Одесском ТЮЗе идут читки современных пьес
Оксана (Надежда Машукова)

Прочтём-ка Ворожбит! В Одесском ТЮЗе идут читки современных пьес

Прочтём-ка Ворожбит! В Одесском ТЮЗе идут читки современных пьес

Святое и грешное, смех и слёзы так ярко переданы актёрами, что это уже больше, чем читка. Правда, уравновешивает накал иронично–отстранённым произнесением авторских ремарок Артём Погосян. Режиссёр читки Денис Костырко подключился к работе неожиданно для себя (поначалу планировался другой постановщик), но этот профессиональный вызов с честью принял.

Прочтём-ка Ворожбит! В Одесском ТЮЗе идут читки современных пьес

Прочтём-ка Ворожбит! В Одесском ТЮЗе идут читки современных пьес

Прочтём-ка Ворожбит! В Одесском ТЮЗе идут читки современных пьес
Артём Погосян

Вторая пьеса, «Раба хвоста», тоже не без мистики и фантасмагории. Если бы можно было вернуться в прошлое, многие из нас хотели бы исправить былые ошибки. А иные — благополучно забыть «ненужные» подробности о детстве, происхождении, родителях, соседях… Главная героиня раздваивается: есть девочка Марика (Ирина Желяева), а есть Марика–взрослая (Ольга Саяпина).

Прочтём-ка Ворожбит! В Одесском ТЮЗе идут читки современных пьес

Вот у взрослой есть проблема, с которой приходится идти к мудрому доктору Зуброеву (Артём Погосян): на лбу растёт рыбий хвост, его приходится прятать под шапочку, он полон лишних воспоминаний, это ставит под угрозу получение новой должности в престижной фирме, карьерному росту среди модной мебели и гаджетов.

Прочтём-ка Ворожбит! В Одесском ТЮЗе идут читки современных пьес

Прочтём-ка Ворожбит! В Одесском ТЮЗе идут читки современных пьес

Доктор и медсестра (Артём Погосян и Виктория Алексеева)

Зачем в новой жизни помнить о нарисованной на стене родительского дома русалке (Надежда Машукова), нарисовавшем её Папке (Игорь Болховитин), вечно недовольной Мусе (Алёна Нагаева) с её демонстративно переживаемой головной болью? Пусть канут в лету и Дидусь (Михаил Иванов), который всё советовал ткачихой стать, и напугавшая на речке длинными чёрными волосами под мышками и между ног Тётя Галя (Ляна Карева), и показывавший журналы для взрослых Толстый мальчик (Миша Манорик).

Прочтём-ка Ворожбит! В Одесском ТЮЗе идут читки современных пьес
Вечно недовольная Муся (Алёна Нагаева)

Прочтём-ка Ворожбит! В Одесском ТЮЗе идут читки современных пьес

Прочтём-ка Ворожбит! В Одесском ТЮЗе идут читки современных пьес

Прочтём-ка Ворожбит! В Одесском ТЮЗе идут читки современных пьес

Прочтём-ка Ворожбит! В Одесском ТЮЗе идут читки современных пьес

Прочтём-ка Ворожбит! В Одесском ТЮЗе идут читки современных пьес

Прочтём-ка Ворожбит! В Одесском ТЮЗе идут читки современных пьес

Прочтём-ка Ворожбит! В Одесском ТЮЗе идут читки современных пьес

Прочтём-ка Ворожбит! В Одесском ТЮЗе идут читки современных пьес


Режиссёр читки Оксана Бурлай–Питерова не планирует постановку «Рабы хвоста»; скорее всего, в театре появятся «Клятвенные девы» Олега Михайлова, к которым примерились две читки тому назад.

Прочтём-ка Ворожбит! В Одесском ТЮЗе идут читки современных пьес
Оксана Бурлай–Питерова

Но как знать? Всё кладётся в актёрские копилки, в незримый сундук, откуда можно будет достать в любой момент, тем более текст-то какой:

ПАПА (обиженно). Не любишь ты папку.

МАРИКА. Тогда почему я живу с Мусей и Васькой в той комнате, а ты живёшь здесь за шкафом?

ПАПА. Потому что… Потому что твоя мама стерва и скотина. Она меня не любит.

МАРИКА. А я Мусе расскажу.

ПАПА. А я с тобой дружить не буду.

МАРИКА. Врёшь ты всё. Нет у нас никакого дома. Нет ни бассейна, ни ёлки во дворе. Ни аквариума.

Папа обиженно сопит.

МАРИКА. И зверей у меня нет.

ПАПА. Не, ну зверей можно купить. Что трудного?

МАРИКА. Ага, ты так говоришь.

ПАПА (решительно). Короче, едем завтра на Птичий рынок. Кого ты хочешь? Попугая, собаку, слона?

МАРИКА. Слона хочу.

ПАПА. Доця, купим слона. Что трудного?

«Я очень довольна открытием для себя нового формата знакомства с пьесами. Пьеса "Раба хвоста" Натальи Ворожбит была для меня непонятной и неинтересной, когда я читала её самостоятельно. Читка раскрыла для меня эту пьесу, в голове весь пазл сложился, и осталось приятное послевкусие. Мне неожиданно стало близким отсутствие режиссёрского "я", вечно выпирающего во всех спектаклях, захотелось прикоснуться к этой форме, кажется, сложной и лёгкой одновременно», — сказала на обсуждении молодой режиссёр Кристина Коляса, выпускница Харьковского национального университета искусств имени И. П. Котляревского.

«Я сегодня с огромным удовольствием посмотрел всё, что было отобрано на этой застольной читке, — признался народный артист Украины Андрей Гончар. — Так гениально всё сделано! Застольный период бывает при подготовке спектакля: рисуются характеры, подробно разбирают, о чём каждая сцена. Сегодня мы видим, как характеры точно определены, ярко схвачены. Никто не бежит вперёд, сложился великолепный ансамбль. Такое ощущение, что застольный период уже прошёл. Желаю удачи! Считаю, что это очень и очень нелегко было сделать».

Папка слона, вестимо, не купит, но стоит ли держать на него обиду всю жизнь? Резать ли по живому свой «рыбий хвост», который имеется у каждого, пусть и не такой зримый, как у Марики? Вопрос важный, нужный и неоднозначный. Через месяц в ТЮЗе будут читать пьесы Павла Арье, и этот новый опыт наверняка тоже окажется интересным.

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

23
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Видео



????????...