Главная / Неформат

Хроника дня

Прощай, «Свободная Россия», здравствуй, «Доносчик» — в одесском музее показали искусство соцреализма

Народность, идейность, конкретность.

Выставка «Эксгумация. Соцреализм из собрания Одесского Художественного музея» заняла весь второй музейный этаж. Ранее здесь же был показан проект «Спецфонд. 1937-1939. Репрессированное искусство» из коллекции Национального Художественного музея Украины», где было много прежде изъятых из научного оборота произведений, не обязательно шедевров. Тогда экспозиция была дополнена рядом одесских экспонатов той же эпохи.

Прощай, «Свободная Россия», здравствуй, «Доносчик» -  в одесском музее показали искусство соцреализма

Прощай, «Свободная Россия», здравствуй, «Доносчик» -  в одесском музее показали искусство соцреализма

А сейчас вся выставка, по сути, извлечена из запасников, есть полотна в плачевном состоянии, без подрамников даже. Хорошая новость: видное место заняли недавно отреставрированные картины «Гуцульская пара» Татьяны Яблонской (1939) и «Мясо» Бориса Яковлева (1945). К вопросу о реализме — известно, что для «Гуцульской пары» художнице сперва позировали две сидящие девушки, а когда одна из них заболела, появился молодой натурщик. Как ты ни крути, но это не пара...

Прощай, «Свободная Россия», здравствуй, «Доносчик» -  в одесском музее показали искусство соцреализма
«Мясо», Борис Яковлев 

В самом начале экспозиции подавляет мощью полотно Леонида Мучника «Потопление броненосца "Свободная Россия"» (1938). В целом для соцреализма была характерно следование идеалам русских передвижников, боровшихся с академизмом, который как раз и ощутим у Мучника — композиции с фигурами матросов словно списаны с сюжета «снятие с креста» (только вместо оного утопающий вдали корабль). Но вот отвернувшиеся от печального зрелища «братишки» в правом нижнем углу — живые, с морской походочкой, реальными человеческими лицами, с индивидуальной реакцией на происходящее… Местами хорошая картина.
Прощай, «Свободная Россия», здравствуй, «Доносчик» -  в одесском музее показали искусство соцреализма
Леонида Мучника «Потопление броненосца "Свободная Россия"»

Посетители выставки со сложными чувствами пересекают «зал вождей» с портретами Ленина, Сталина, Хрущёва и Кагановича, переводя дух возле спокойных полотен вроде «Университетской набережной» Глеба Савинова с нарядной и воспитанной молодёжью под весенним солнышком. Ну да, было такое, учились, мечтали о чём–то недостижимом, возможно. Как формулировал Максим Горький в 1934 году, «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле, которую он, сообразно непрерывному росту его потребностей, хочет обрабатывать всю, как прекрасное жилище человечества, объединённого в одну семью».

Прощай, «Свободная Россия», здравствуй, «Доносчик» -  в одесском музее показали искусство соцреализма

Прощай, «Свободная Россия», здравствуй, «Доносчик» -  в одесском музее показали искусство соцреализма

Прощай, «Свободная Россия», здравствуй, «Доносчик» -  в одесском музее показали искусство соцреализма

Прощай, «Свободная Россия», здравствуй, «Доносчик» -  в одесском музее показали искусство соцреализма

Одной семьёй человечество так и не стало, а «три кита» соцреализма (народность, идейность, конкретность) сегодня просто–таки пустой звук для современных художников. «Для наших писателей жизненно и творчески необходимо встать на точку зрения, с высоты которой — и только с её высоты — ясно видимы все грязные преступления капитализма, вся подлость его кровавых намерений и видно всё величие героической работы пролетариата–диктатора», — писал тот же Горький о соцреалистической литературе. Герои многих полотен — колхозники, партизаны, стахановцы. Картины Петра Пархета «Освобождение Будапешта» (1947), «Партизаны» Сергея Отрощенко (1954) — лучшие в своём роде. Пожалуй, только реалистично можно писать на такие темы. Фантазии тут неуместны.

Прощай, «Свободная Россия», здравствуй, «Доносчик» -  в одесском музее показали искусство соцреализма
«Партизаны», Сергей Отрощенко

Прощай, «Свободная Россия», здравствуй, «Доносчик» -  в одесском музее показали искусство соцреализма
«Освобождение Будапешта», Пётр Пархет

У небольшой картины Абрама Векслера «Доносчик» (1954) хочется задержаться надолго — вот тут передвижнический дух очевиден: подленькая физиономия строчащего доносы в и так уже полный бумаг портфельчик вызывает отвращение, а для полноты характеристики персонажа на стенах его кабинета помещены фривольные картинки с полуобнажёнными девицами, вот, мол, какова мораль автора писулек… Сильная вещь, несмотря на камерный масштаб полотна.

Прощай, «Свободная Россия», здравствуй, «Доносчик» -  в одесском музее показали искусство соцреализма
«Доносчик», Абрам Векслер

«Со смертью Сталина и последующей хрущёвской "оттепелью" соцреалистический канон размывается, — говорит куратор "Эксгумации" Анна Алиева. — По мере снижения пафоса тоталитарной идеологии ослабевает и господство эпической "тематической картины", на маргинесе актуализируется бытовой жанр. Тотальный большой стиль вырождается в мещанское повествовательное бытописание, вскоре официально заклеймённое как "мелкотемье" и "лакировка действительности". В конце 50-х годов в искусство проникает свежий воздух, начинают превалировать нотки романтизма и искреннего оптимизма. Расширяются границы дозволенного в стилистических, пластических и образных решениях. Это приводит к появлению "сурового стиля" и последующих направлений. Но до самого краха советской империи соцреализм, объявленный "не стилем, а методом", оставался стержневой доктриной её официального искусства».
Прощай, «Свободная Россия», здравствуй, «Доносчик» -  в одесском музее показали искусство соцреализма

Прощай, «Свободная Россия», здравствуй, «Доносчик» -  в одесском музее показали искусство соцреализма

Прощай, «Свободная Россия», здравствуй, «Доносчик» -  в одесском музее показали искусство соцреализма

Прощай, «Свободная Россия», здравствуй, «Доносчик» -  в одесском музее показали искусство соцреализма

Прощай, «Свободная Россия», здравствуй, «Доносчик» -  в одесском музее показали искусство соцреализма

Прощай, «Свободная Россия», здравствуй, «Доносчик» -  в одесском музее показали искусство соцреализма

Прощай, «Свободная Россия», здравствуй, «Доносчик» -  в одесском музее показали искусство соцреализма

Прощай, «Свободная Россия», здравствуй, «Доносчик» -  в одесском музее показали искусство соцреализма

Прощай, «Свободная Россия», здравствуй, «Доносчик» -  в одесском музее показали искусство соцреализма

Прощай, «Свободная Россия», здравствуй, «Доносчик» -  в одесском музее показали искусство соцреализма

Прощай, «Свободная Россия», здравствуй, «Доносчик» -  в одесском музее показали искусство соцреализма

В ближайших планах музея — проект «Суровые и стильные», посвящённый творчеству Юрия Егорова, Ореста Слешинского и других мастеров одесской живописи. Конечно, цензурные рамки для творцов — явление нездоровое. Но, как выяснилось, практически полное их отсутствие часто не стимулирует художника, а повергает в растерянность. Каждая эпоха не обходится без радостных явлений и несправедливости, трагических событий и несбывшихся надежд. Может, соцреализм сегодня кому-то кажется архаизмом, особенно художникам, не владеющим элементарными навыками анатомически достоверно изобразить человеческую фигуру — неважно. Стоит поблагодарить музей за извлечённые из хранилища артефакты, а время и дальше будет уточнять их истинную ценность.

Автор: Мария Гудыма
Фото: Лев Райзман

22
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Видео

Живая классика на Потёмкинской лестнице: как это было

Вечером 7 июня на Потёмкинской лестнице состоялся концерт скрипача Даниэля Хоупа и пианиста Алексей Ботвинова в сопровождении Цюрихского камерного оркестра в рамках фестиваля Odessa Classics.



????????...