Главная / Неформат

Хроника дня

«Раз-раз, и на матрас», «Цой жив» и «Оратория ртути». Спичечные коробки заполонили Музей современного искусства Одессы

Искра есть, хоть спичек нет.

Выставочный зал МСИО (Белинского, 5) до 2 апреля представляет выставку Виктора Покиданца «БЛОК БОКС». Штатный пожарный ТАЙМЕРА Мария Гудыма проследила за тем, чтобы на вернисаже ничего не вспыхнуло.

«Раз–раз, и на матрас», «Цой жив» и «Оратория ртути». Спичечные коробки заполонили Музей современного искусства Одессы

«Раз–раз, и на матрас», «Цой жив» и «Оратория ртути». Спичечные коробки заполонили Музей современного искусства Одессы

Хотя в картонных объектах, напоминающих гигантские спичечные коробки, спичек не оказалось (мы же помним, что спички детям – не игрушка, а художники – те же дети), в воздухе буквально искрило! Были и плоскостные экспонаты, напоминающие спичечные этикетки. Текстура и цветовая гамма напоминают старинную сепию, выжигание по дереву, что сообщает экспонатам дополнительную винтажную (да что там, антикварную!) прелесть.

Автор признался, что не прочь поэкспериментировать и с другой фактурой, ведь в его детстве коробки для спичек делались не из картона, а из тоненького занозистого шпона, по краям проклеивались синей бумагой.

«Раз–раз, и на матрас», «Цой жив» и «Оратория ртути». Спичечные коробки заполонили Музей современного искусства Одессы

«Раз–раз, и на матрас», «Цой жив» и «Оратория ртути». Спичечные коробки заполонили Музей современного искусства Одессы

Шпон, правда, сегодня дороговат, а в советское время считался экономичнее картона. Большой объём наталкивает также на ассоциации с элегантными каминными спичками, которым и положено быть длинными, дабы не обжечь рук...

В наше время сюжеты картинок на коробках монотонны – розочка там, гвоздичка, герой мультфильма… А ведь когда–то было иначе, да и теперь утилитарные предметы могли бы отражать злободневные вещи, утром, так сказать, в газете, вечером – на коробке!..

«Раз–раз, и на матрас», «Цой жив» и «Оратория ртути». Спичечные коробки заполонили Музей современного искусства Одессы

«Раз–раз, и на матрас», «Цой жив» и «Оратория ртути». Спичечные коробки заполонили Музей современного искусства Одессы

Например, этикетка «Цой жив», представляющая толстощёкого экзотичного героя, заставляет заподозрить, что умереть молодым и остаться в памяти людей привлекательным совсем не так плохо… «Оратория ртути» — очень драматично, такими сюжетами «выносят мозг» не только герою сюжета, но даже целым народам! Куда более жизнеутверждающее текстовое сообщение («Раз–раз, и на матрас») помогает разрядить обстановку. Вот уголок портретов великих людей от Робеспьера до Хрущика, то есть, легендарного одесского художника Валентина Хруща, обернувшегося одноимённым насекомым, от которого отмахивается сам великий Кормчий… Атмосфера лёгкого безумия, постмодернистская ревизия прожитых лет, ушедших и наступивших времён, персоналий и собственного «я» — всё это делает выставку невероятно обаятельной.

«Я с радостью следил за коробочками Виктора на "Фейсбуке"», — признался директор МСИО Семён Кантор. – Столичная галерея "Карась", увы, нас опередила, но, тем не менее, мы с радостью открываем его выставку. Виктор умеет высказываться тонко, глубоко и не очень нарративно. Рад, что в Одессе он выставляется чаще, чем в родном Николаеве. И вообще, раз окончил одесский "худграф", значит, в какой–то мере Покиданец – одесский художник!».

«Раз–раз, и на матрас», «Цой жив» и «Оратория ртути». Спичечные коробки заполонили Музей современного искусства Одессы

«Раз–раз, и на матрас», «Цой жив» и «Оратория ртути». Спичечные коробки заполонили Музей современного искусства Одессы

«Уже несколько лет Виктор создаёт свои произведения в виде этикеток спичечных коробков разного размера, — пишется в аннотации к проекту. — Почему спичечные коробки, а не марки, например? Ведь марки — тоже широко распространённые наклейки и также создаются художниками. Марки слишком аристократичны. Спички «ближе к народу». Ведь не зря в СССР филумения (коллекционирование спичечных этикеток, коробков и других предметов, связанных со спичками) была одним из шести официально разрешённых видов коллекционирования, наряду с филателией, филокартией, экслибристикой, нумизматикой и бонистикой.

Подобно советским спичечным этикеткам, которые были важным средством массовой пропаганды и передавали особую атмосферу «социалистического сегодня», картинки Виктора Покиданца очень точно отражают реалии нашей действительности.

«Раз–раз, и на матрас», «Цой жив» и «Оратория ртути». Спичечные коробки заполонили Музей современного искусства Одессы

«Раз–раз, и на матрас», «Цой жив» и «Оратория ртути». Спичечные коробки заполонили Музей современного искусства Одессы

Тонкий юмор, демонстрируемый автором, в том числе при выборе названий, придаёт произведениям ещё большую глубину. Точность концепции выставки подчёркивает также удачно выбранное её название (не путать с понятием «блок пост», так актуальным сегодня). Достаточно вспомнить, что одним из значений слова «блок» является «группа комнат, коридоров и служебных помещений», а слова «бокс» — «изолированная палата для опасных больных». Словом, много–много палат. Филумения от Виктора Покиданца или зарисовки из сумасшедшего дома…

P.S. Дополнительное «очарование» интересу к спичечным этикеткам придаёт легенда о советской филумении, приведённая в Википедии: «В русском языке первоначально употреблялись слова филлумения и филлуменистика. В конце 1960-х годов в одном из постановлений Политбюро ЦК КПСС было употреблено неграмотное «филумения» (с одной буквой л). Оспаривать написание, употреблённое в партийном документе, никто не осмелился, но и принимать неграмотное написание большинство русистов также не захотело. В результате практически на десятилетие слово было изъято из орфографических и иных словарей, издававшихся в СССР. В середине 1970-х слово вновь появилось в словарях, но уже в «редакции Политбюро» — филумения».

«Раз–раз, и на матрас», «Цой жив» и «Оратория ртути». Спичечные коробки заполонили Музей современного искусства Одессы

«Раз–раз, и на матрас», «Цой жив» и «Оратория ртути». Спичечные коробки заполонили Музей современного искусства Одессы

Наверняка внимательный зритель найдёт для себя на выставке Виктора Покиданца гораздо больше, чем уже рассказано. Вспомнился комментарий одного просвещённого господина к якобы эротическому фильму: «Трутся друг о друга, как спичка о коробок, а искры-то и нету!». Здесь всё с точностью до наоборот.

«Раз–раз, и на матрас», «Цой жив» и «Оратория ртути». Спичечные коробки заполонили Музей современного искусства Одессы

«Раз–раз, и на матрас», «Цой жив» и «Оратория ртути». Спичечные коробки заполонили Музей современного искусства Одессы

«Раз–раз, и на матрас», «Цой жив» и «Оратория ртути». Спичечные коробки заполонили Музей современного искусства Одессы

Автор: Мария Гудыма

15
Скачивайте мобильное приложение ТАЙМЕРА для вашего мобильного телефона на iOS или Android!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Новости партнёров:

Видео

Видеовзгляд: восход солнца на одесском побережье

Корреспондент ТАЙМЕРА встретил рассвет на берегу Чёрного моря.