Главная / Неформат

Хроника дня

Развалины Эмпайр-Стейт-Билдинг в одесском подвале, или Играем Воннегута

Нереально хорошо.

В помещении арт-школы CampusOdessa (переулок Некрасова, 2) проходят различные мероприятия, но вы же понимаете, что штатной театралке ТАЙМЕРА Марии Гудыме интересны только спектакли. Один из них, поставленный по роману Курта Воннегута «Балаган, или Конец одиночеству!», нереально хорош.

Взяться за первоклассную литературу, сжать сложный текст романа до объёма моноспектакля рискнули режиссёр Дарья Мельник и актриса Валерия Ишмакова. Это удивительно, однако обе девушки обучались театральному искусству не в профильном вузе, а в студии Владимира Лившица в родном Донецке. Браво мастеру! Сценическая речь, ясность режиссёрской мысли у Даши и Леры такие, что многим профессионалам стоит позавидовать.

Развалины Эмпайр-Стейт-Билдинг в одесском подвале, или Играем Воннегута

Написанный в 1976 году, роман Курта Воннегута в наши дни более чем актуален. И в камерном пространстве подвального зальчика при помощи табурета, бельевой верёвки, фонарика и старого одеяла возникают… развалины Эмпайр-Стейт-Билдинг. Это постапокалиптическая среда обитания главного героя, профессора Уилбера Рокфеллера Свейна, знававшего лучшие времена: «Наши родители не схоронили нас в частной клинике для таких, как мы. Вместо этого они заточили нас в жутком старом дворце, который получили по наследству — посерёдке двухсотакрового яблоневого сада, на верхушке горы, близ деревни Гален, в штате Вермонт.

Там тридцать лет никто не жил.

Туда привозили плотников, электриков, водопроводчиков, которые должны были создать что–то вроде рая для меня и Элизы. Все полы были сплошь покрыты коврами, а под ними шла толстая резиновая прокладка, чтобы мы не ушиблись, когда будем падать. Столовую обложили кафелем, а в полу сделали стоки — так удобнее будет мыть всё, включая нас самих, прямо из шланга, после того как мы поедим.

Было и кое–что посерьёзнее: два сплошных забора, забранных поверху колючей проволокой. Первый забор окружал яблоневый сад. Вторым обнесли дом, чтобы уберечь нас от любопытных взглядов рабочих, которых приходилось время от времени пускать в сад обрабатывать яблони…»

Развалины Эмпайр-Стейт-Билдинг в одесском подвале, или Играем Воннегута

Развалины Эмпайр-Стейт-Билдинг в одесском подвале, или Играем Воннегута

Валерия произносит текст так, что начинаешь видеть воочию все анфилады дворца, и нет противоречия в том, что красивая девушка говорит за мужчину, родившегося практически в облике неандертальца. Ведь этот сюжет — всего лишь фантазия писателя на тему «как могло бы быть, если бы…», о том и говорится в первых строках романа. Периодически актриса перевоплощается в сестру-близнеца Элизу, говоря уже от лица женщины, но внешне никак не подчёркивая принадлежность к другому полу, ибо речь, по сути, о личности, волею случая разделённой по разным телам, вдобавок нестандартным, мягко говоря…

«На людях мы отказывались от членораздельной речи… Но мы тайком научились читать и писать по–английски, когда нам было четыре годика. А к семи годам мы умели читать и писать по–французски, по–немецки, по–итальянски, знали латынь, древнегреческий и математику. Во дворце были тысячи и тысячи книг…»

Валерия рукой изображает начертание букв на одеяле (в романе письмо–признание родителям написано на простыне), но в этот переломный момент, даже если не знать, к чему всё придёт, ясно: хэппи–энда не ждать. За драмой Уилбера и Элизы, которых разлучили, едва была обнаружена их интеллектуальная полноценность, граничащая с гениальностью, зрители следят, затаив дыхание. Но не с древа ли познания всё началось в трудной судьбе человечества? И не погубят ли цивилизацию гении, если им позволят объединить свои усилия хоть в мелочах?

Развалины Эмпайр-Стейт-Билдинг в одесском подвале, или Играем Воннегута

Развалины Эмпайр-Стейт-Билдинг в одесском подвале, или Играем Воннегута

«Идеальная расширенная семья, — написали мы с Элизой в те давние времена, — должна включать в себя пропорциональное представительство от самых разных американцев, в зависимости от их численности. Создание десяти тысяч таких семей, к примеру, обогатит Америку десятью тысячами своего рода парламентов, которые будут искренне и со знанием дела обсуждать то, о чём в наше время с пеной у рта разглагольствует горстка лицемеров, а именно: благосостояние всего человечества».

Кто читал Воннегута, знает: вместо благосостояния в этом сюжете Штаты сотрясаемы междоусобными войнами, а тут ещё вездесущие китайцы, воспользовавшись, опять-таки, наработками Уилбура и Элизы, что–то там шалят с земным притяжением, провоцируя его скачки и вытекающие отсюда катаклизмы. Люди опускаются всё ниже и ниже; искусственно расширяя свои семьи, ещё больше разочаровываются в самом институте семьи…

Развалины Эмпайр-Стейт-Билдинг в одесском подвале, или Играем Воннегута

Развалины Эмпайр-Стейт-Билдинг в одесском подвале, или Играем Воннегута

Дашу и Леру приняла в свою дружную семью студия Михаила Тростянецкого, перманентно находящаяся в поиске названия (несколько вариантов уже испробованы и отвергнуты). Михаил признаётся, что ему близок театр переживания, что избегает заезженных классических сюжетов, а камерный формат сдерживает от искушения впасть в ненужную театрализацию с форсированием звука и бурной жестикуляцией. Восхищаясь коллегами из Театра «На Чайной», ребята пролагают собственный путь в искусстве, но обычное пожелание «следить за афишами» тут не совсем уместно. Вся информация о спектаклях пока размещается исключительно в соцсетях, так что подписываемся на страничку CampusOdessa на Facebook и ловим мгновения зрительского счастья…

Развалины Эмпайр-Стейт-Билдинг в одесском подвале, или Играем Воннегута

Развалины Эмпайр-Стейт-Билдинг в одесском подвале, или Играем Воннегута

Автор: Мария Гудыма
Фото: Лев Райзман

1 9
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в
Gri Eug Gri Eug

Билли Пилигрим снова (или уже) актуален?! Браво!!!

Ответить 0

????????...

Видео

Пережившие кораблекрушение моряки рассказали о катастрофе и своём спасении

12 января в Одессу прибыли спасённые моряки затонувшего утром 7 января судна «Волго–Балт-214», с ними, а также с родственниками пообщался корреспондент ТАЙМЕРА.



????????...